Цели: повторить, проверить и закрепить, углубить знания учащихся по данной теме.
Задачи:
- Развивать умение решать задачи как расчетные, так и экспериментальные.
- Развивать кругозор знаний; умение делать выводы, обобщать.
- Применять на практике полученные знания об элементах и их соединениях.
- Воспитывать интерес к знаниям, эстетичность, нравственность.
Реактивы и оборудование: HNO3(p), HNO3(к), белок, шерстяная нить, лакмус, CuO, KOH, Na2CO3, FeSO4, Fe, Cu, электролизер, H3PO4, CaO, AgNO3, модель производства HNO3, кроссворд.
Содержание урока
1. Фронтальный опрос по азоту и аммиаку.
У нас сегодня необычный урок – «ОБЩЕСТВЕННЫЙ СМОТР ЗНАНИЙ», цель которого проверить, повторить, закрепить и углубить знания, полученные ранее. А гости – члены жюри будут оценивать ваши ответы.
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах
Все от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых.
Объектом повторения сегодня на уроке являются элементы пятой группы – азот и фосфор, а также соответствующие им соединения - оксиды, кислоты и соли.
Какие пять элементов входят в главную подгруппу 5 группы? (N, P, As, Sb, Bi)
Первым химическим элементом является азот.
- Химический знак? (N)
- Химическая формула? (N2)
- № периода? (2)
- № ряда? (2)
- Заряд ядра? (+7)
- Количество ē общее? (7)
- Количество ē на внешнем слое? (5)
- Количество р+ ? (7)
- Количество N0 ? (7)
- Ar(N)? (14)
- Mr(N2)? (28)
- M(N2)? (28 г/ моль)
- Наивысшая валентность? (4)
- Степень окисления наивысшая? (+5)
- Возможные степени окисления? (-3, 0, + 1, + 2, + 3, + 4, + 5.)
- Формула наивысшего оксида? (N2O5)
- Агрегатное состояние? (газ без цвета, запаха и вкуса).
- Сколько процентов по объему находится в воздухе? (78)
- Способен ли азот образовывать летучие водородные соединения? (Да, NH3, т. е. N2 взаимодействует с H2).
Находясь в 5 группе, какие свойства способен азот проявлять – окислительные или восстановительные? (Окислительные проявляет с водородом и металлами, восстановительные – с кислородом и фтором, т. к. у них выше электроотрицательность)
Ребята, вы сказали, что азот способен вступать в реакции с водородом и при этом образуется NH3. Какое агрегатное состояние имеет это вещество? (NH3 - бесцветный газ с резким запахом, хорошо растворяется в воде).
Какими химическими свойствами обладает NH3? (Взаимодействует с кислотами, галогеноводородами, солями).
А может ли аммиак взаимодействовать с кислородом? (NH3 способен окисляться кислородом, с образованием оксида NO. Оксид NO хорошо окисляется в оксид NO2, при взаимодействии с водой образуется азотная кислота).
2. Индивидуальная работа у доски и парная работа по азотной кислоте.
Что собой представляет это сложное вещество?
Послушаем более подробные ответы у доски. Я прошу выйти к доске 6 учащихся. Стрелкой волчка выбрать билет с заданием, занять свое место у доски и, пока они готовят ответы, мы попробуем решить экологическую задачу:
Есть у нас большой завод –
Он продукцию дает.
А над ним труба дымит –
Небо синее коптит.
Жить под ней – сплошная мука,
Но поможет нам наука
Чтобы снять противогаз
Обезвредить нужно газ.
Про какой газ идет речь? (Оксид азота – это основной загрязнитель, вызывающий в результате химических реакций кислотные осадки).
Ребята, у нас на уроке присутствует эколог. Послушаем экологическую справку.
Основными источниками кислотных осадков являются естественные источники: образование оксида азота NO2 в атмосфере во время грозовых разрядов и деятельности почвенных растений. В результате жизнедеятельности человека образуется очень большой объем оксидов азота:
- В результате работы автотранспорта – до 38% от общего количества оксидов азота;
- Теплоэнергетические установки образуют до 30%;
- Электросварка и взрывные работы до 15–20%;
- Выбросы предприятий по производству минеральных удобрений, азотной и азотистой кислот, пластмасс, нитросоединений.
Борьба с кислотными оксидами может быть направлена с одной стороны на их предупреждение, а с другой на их нейтрализацию. Предупредительные меры связаны прежде всего с сокращением выбросов кислотообразующих веществ. По мнению ученых сокращение таких выбросов всего на 50% фактически приостановило бы дальнейшее подкисление окружающей среды. Важнейшее значение приобретает замена существующих ТЭЦ на альтернативные электростанции (солнечные, ветряные, приливные, АЭС), которые предотвращают выбросы оксидов еще и экономят энергию, а оксиды не образуют кислотные дожди. Ежегодно с дождями на землю выпадает примерно 100 млн. тонн HNО3. А химические заводы в США выпускают в год всего 78 млн. тонн HNО3.
Что собой представляет азотная кислота и каковы ее особенности, мы сейчас послушаем учащихся у доски.
Строение, физические свойства и способы получения азотной кислоты.
1. Первый ученик рассказывает о строении. HNO3
2. Второй учащийся рассказывает о получении:
а) в лаборатории: NaNO3 + H2SO4 = NaHSO4 + HNO3
б) в промышленности: 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O + Q
2NO + O2 = 2NO2
3NO2 + H2O = 2HNO3 + NO
При избытке кислорода: 4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3 + Q
3. Третий ученик рассказывает о физических свойствах.
Чистая азотная кислота – бесцветная дымящая жидкость с резким раздражающим запахом. Концентрированная азотная кислота обычно окрашена в желтый цвет. Такой цвет придает ей оксид азота (IY), который образуется вследствие частичного разложения азотной кислоты и растворяется в ней.
Зная, что HNО3 имеет валентность равную IV, а степень окисления +5 какие она проявляет свойства: окислительные или восстановительные?
Об этом нам расскажут отвечающие работающие у доски в паре.
Говорят, что театр начинается с гардероба. А кабинет химии – с правил по технике безопасности. Вспомним их (работа с классом):
- Работаем над ящиком с химическими реактивами.
- При работе каждый реактив закрываем соответствующим колпачком.
- Наливаем необходимое количество вещества.
- Обратно в склянку не сливаем.
- Спиртовку гасим, закрывая колпачком.
4. Четвертый ученик демонстрирует химические свойства общие с другими кислотами:
- С лакмусом: HNО3 + лакмус → цвет красный
- С основными оксидами: CuO +2HNО3 = Cu(NО3)2 + Н2O
- С растворимыми и нерастворимыми основаниями:
NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O
Fe (OH)2 + 2HNO3 = Fe (NO3)2 + 2H2O - С солями слабых летучих кислот: Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + CO2 + H2O
- Диссоциация: HNO3 → H+ + NO3-
5. Пятый учащийся демонстрирует специфические свойства:
- При нагревании кислоты разлагается: 4HNO3 = 4NO2 + O2 + 2H2O
- При взаимодействии с белками окрашивает их в желтый цвет.
Шерстяную нить опускают в азотную кислоту. Она желтеет. - HNO3(к) с Fe в реакцию не вступает, т. к. концентрированная кислота переводит Fe в пассивное состояние, на поверхности образуется оксидная пленка, которая непроницаема для кислоты.
- Взаимодействие концентрированной и разбавленной HNO3 c Сu:
3Cu + 8HNO3(p)= 3Cu (NO3)2 + 2NO + 4H2O
Cu + 4HNO3(к) = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
А может ли HNО3 взаимодействовать с Аu и растворять его?
Если смешать HNO3 c HCl в объемных отношениях 1:3, то такая смесь является сильным окислителем, и будет растворять золото и платину. И называется царской водкой.
6. Выступление шестого ученика про соли азотной кислоты.
При нагревании соли азотной кислоты разлагаются с образованием различных веществ:
2NaNO3 = 2NaNO2 + O2
2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2 + O2
2AgNO3 =2Ag + 2NO2 + O2
Просим наших гостей оценить отвечающих у доски. Всем отвечающим у доски присваивается звание консультантов- теоретиков и практиков. Займите свои места.
3. Групповой результат индивидуальной работы. Деловая игра.
Работа продолжается по группам. Весь класс делится на три группы:
1 – теоретики;
2 – практики;
3 – кроссвордисты.
Ваши ответы оценят представители от жюри. Прошу занять свои места (члены жюри подходят к учащимся по группам).
Задача теоретиков – взять любой билет и ответить без подготовки по следующему по плану:
- Строение;
- Получение;
- Свойства;
- Применение.
- Задача практиков – провести химический эксперимент по заданию.
- Задача кроссвордистов – заполнить кроссворд.
Вопросы билетов теоретиков:
- Дайте характеристику Р по периодической системе и напишите электронную и графическую формулу атома фосфора.
- Опишите аллотропные видоизменения фосфора белого и красного.
- Напишите молекулярную и структурную формулу ортофосфорной кислоты и 2 способа ее получения.
- Запишите ступенчатую диссоциацию H3PO4.
- Произведите расчеты: сколько получается Н3РО4, если на 10г Са3(РО4)2 налить 8 г Н2SО4. Какая масса осадка образуется?
Вопросы билетов практиков:
- Проделайте реакцию взаимодействия металлов с кислотой и запишите уравнения реакций.
- Покажите взаимодействие оксида кальция с кислотой и запишите уравнение реакции.
- Получите ортофосфат натрия.
- Можно ли получить СО2 при взаимодействии карбоната натрия с кислотой? Если можно, то проделайте реакцию и запишите уравнение.
- Проделайте качественную реакцию на ион РО43- и запишите уравнение реакции.
Вопросы билетов кроссвордистов:
- Какая кислота (концентрированная или разбавленная) будет взаимодействовать с белком и изменять окраску? (концентрированная)
- Агрегатное состояние азота? (газ)
- Как называются соли азотной кислоты? (нитраты)
- Что нужно сделать с солью AgNO3 для получения чистого серебра? (нагреть)
- Какое название имеет селитра, образованная щелочным металлом натрия? (чилийская)
- Сколько атомов водорода в ортофосфорной кислоте? (три)
- Как называют тип реакции взаимодействия металлов с ортофосфорной кислотой? (замещение)
- Какое название имеет летучее водородное соединение азота? (аммиак)
- Какое название имеет соединение металла с азотом? (нитрид)
- Какой элемент в 5 группе имеет валентность равную 4, а степень окисления +5? (азот)
- Простое вещество, применяемое в производстве спичек? (фосфор)
4. Подведение итогов.
Представители жюри оценивают работу учащихся в группах, учитель подводит итоги общественного смотра знаний.
5. Домашнее задание.
1 уровень: Определите коэффициенты методом электронного баланса
P+CuSO4+H2O → H2SO4+Cu+H3PO4
P+HNO3+H2O → H3PO4+NO
2 уровень: Вычислите объем газа, если на 30 г меди подействовали концентрированной азотной кислотой, массой 4 г.
3 уровень: Осуществите цепочку превращений:
P → Mg3P2 → PH3 → P2O5 → H3PO4