Развитие познавательной активности младших школьников через организацию проектной деятельности на уроке

Разделы: Начальная школа


Реализация метода проектов в основной школе является наиболее органичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям этого возраста.

Меня же заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развивать проектное мышление у учащихся? На выбор темы моей работы повлиял тот факт, что у учащихся уже на первой ступени обучения страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Исследовав познавательную активность учащихся в 1-м классе, увидела, что 5% учащихся класса не имеют интереса к учению; у 50% учащихся класса - ситуативный уровень познавательной активности; у 30% - исполнительский, и только 15% учащихся в моём классе испытывают интерес к учению.

Почему моим выбором стал метод проектного обучения?

Тому есть причины. Данный метод в начальной школе используется не достаточно широко и тем самым вызвал у меня интерес. Учитель из “вещателя” знаний превращается в консультанта: рассказывает, где искать информацию, объясняет, как полученные знания и навыки могут пригодиться детям в повседневной жизни.

Также считаю, что неоспоримым достоинством проектного метода по сравнению с традиционными, является то, что работа над проектами обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, их обобщать, развивает творческий потенциал. Маленькие дети – прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что “самостоятельно добытые” учениками знания усвоятся надёжнее и прочнее. А можно предоставить ребятам возможность самим выбрать интересный проект, незаметно направив их энтузиазм в нужное русло. Очень важно, что цель проектной деятельности сфокусирована именно на достижении практического результата, т.е. проект используется с целью, позволяющей что-то узнать, совместно выполнить, открыть что-то новое, чтобы в результате создать какой-то продукт. Одна оговорка: скорее всего в начальной школе не может идти речь о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а лишь об элементах проектной деятельности в классическом её понимании. Но для малыша – это его проект.

Основоположниками "Метода проектов" являются американский философ и педагог Д. Дьюи и его ученик У.Килпатрик. В России данным вопросом активно занимался Шацкий. За основу своей деятельности взяла их идею “…обучение "путём делания", при котором ученики самостоятельно извлекают знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы…”,

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Содержание проектной деятельности младших школьников формируются путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в мир знаний.

Организация проектной деятельности укладывается в структуру самой деятельности.

Мотив —> проблема —> цель —> задачи —> методы и способы —> план —> действия —> результат —> рефлексия (представление и самооценка).

Однако убедилась на практике, что для продуктивной проектной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в сформированности следующих умений:

  • коммуникативные (умение спрашивать, слушать, делать запрос, выражать точку зрения, договариваться).
  • интеллектуальные (развитие аналитико-синтетических действий, сравнение, вычленение, перенос общего способа действия, гибкость, вариативность и самостоятельность мышления.)
  • оценочно-самооценочные (умение адекватно оценивать свою работу и своих одноклассников, обоснованно и доброжелательно оценивать результат и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное, умение, выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.)

Работу по внедрению проектной деятельности веду следующим образом.

В первом и втором классах провожу подготовку к осуществлению введения в проектную деятельность. Учащиеся овладевают элементарными знаниями и выполняют разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. В рамках традиционных занятий использую специальные организационные формы и методы: проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия. Как иллюстрацию предлагаю вашему вниманию урок математики в 3 классе ( Приложение №1). На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике и русскому языку анализируют и придумывают задания для одноклассников: “Математический сундучок”, “Орфографическая копилка”, “Копилка Знайки”, “Весёлый задачник”, “Лови ошибку”, “Банк МПС(моих проверочных слов)” и др. Подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме. Узнают с помощью книг, журналов новую информацию и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов. На уроках чтения ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки). В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы чаще носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей.

В третьем и в четвёртом классах работа над проектом принимает уже классический вид: (по Андриянову П.Н.)

ЭТАПЫ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект). Осмысленная и принятая идея, задача, проблема.
2.Технологическая разработка идеи. Доведение идеи до возможности ее практической реализации.
3. Практическая работа над идеей. Практическая реализация идеи.
4. Опробование проекта в работе, представление своей идеи, самооценка своей работы Анализ решения творческой задачи и рефлексия деятельности.

Чаще других использую в работе практико-ориентированные, исследовательские, информационные проекты в рамках одного предмета (монопроекты), чтобы по времени укладывались в один урок (минипроекты) или в несколько уроков (краткосрочные проекты). На этом этапе чаще появляется парная и групповая форма работы, в ходе которой дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах. Так была проведена проектная работа по сказкам. На уроках литературного чтения в 3-м классе познакомившись с особенности волшебных сказок, ребята попробовали сочинить свои сказки.

Большой интерес на уроке окружающего мира вызвал исследовательский проект по изучению условий, влияющих на рост растений. Ученики выбрали себе понравившиеся семена растений, изучили условия для их роста (свет, температура окружающей среды, влажность почвы). Затем, проведя опыты, собрали информацию: как надо ухаживать за данным растением, определили, где в классе лучше находиться растению. В течение определённого периода наблюдали за ним, ухаживали и пытались найти объяснение причин отставания в росте, увядании или вытягивания стебля, а затем оформили свои наблюдения используя разные формы (таблица, поэтапная зарисовка, сочинение).

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности детей. Для этого еще на старте организую погружение в проект, заинтересовываю проблемой, перспективой практической пользы. Как правило, погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое его выполнение – дома при участии родителей. Дети, в чьих домах имеются компьютеры, с помощью родителей создают проекты при помощи программы PowerPoint. Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, сотрудничество: учитель-ученик-родитель - дает очень хорошие результаты.

Необходимо отметить, что данная технология не должна вытеснять другие методы обучения. Проектное обучение использую как дополнение к другим видам обучения.

Работая по данной технологии в течение трёх лет, я добилась следующих результатов. Считаю, что благодаря проектной деятельности проведённый промежуточный срез познавательной активности по основным предметам начальной школы показал, что интерес к математике вырос на 23% (был 40%), к русскому языку на 16% (был 24%).

В процессе работы над проектом у учащихся наблюдается положительная динамика в формировании следующих умений и навыков:

а) мыследеятельностные: (умеют выдвигать идеи, определить проблему, поставить цель урока, высказать гипотезы, обосновать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельность, делать самоанализ и рефлексию от 30% до 50% учеников);

б) поисковые: (умеют находить информацию 70% учеников); в) коммуникативные: (умеют слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы до 40% учащихся); г) презентационные: (построить устный доклад (сообщение) о проделанной работе, изготовить наглядность могут до 30% учеников).

Считаю, что проектирование – очень хороший инструмент для формирования функциональной грамотности личности, развития творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам. Планирую применять данный метод и в воспитательной работе с классом. Такая деятельность на начальном этапе обучения позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами.