Применение на уроках истории фрагментов художественных фильмов как средство оптимизации познавательного процесса

Разделы: История и обществознание


“Вы рассказываете и в учебнике написано совсем по-другому, чем показано в фильме “Адмиралъ”. Где правда?” - услышала я реплику от учащегося 11 класса.

Наверное, такие и подобные им вопросы слышат все педагоги, в особенности учителя истории от учеников после просмотра не только иностранных, но и отечественных фильмов.

Проблема соответствия продукции СМИ и киноиндустрии появилась не сегодня, но именно сейчас наши ученики как никогда активно пользуются именно этими источниками для расширения своего кругозора. Эти источники в первую очередь оказывают большое влияние на формирование их мировоззрения.

Многие учителя уже приспособились к данной ситуации и превратили СМИ и видео-ресурсы в своих союзников и помощников. Не секрет, что многие учащиеся воспринимают информацию визуально, т.е. запоминают лучше увиденное, чем услышанное. Кроме того, данные средства позволяют формировать у детей некоторые важные компетенции, например, умение вычленять необходимую информацию, навыки анализа, сравнения и абстрагирования, т.е. совершения практически всех мыслительных операций. В подобных случаях развивается и коммуникация учащихся (умение вести дискуссию, аргументировано представлять свою позицию).

Применять фрагменты художественных фильмов на уроках я начала уже давно. Но до сих пор такой элемент урока вызывает неоднозначное отношение в учительской среде. Аргументы “за”: яркость, запоминаемость, эмоциональность, жизнь людей, изображенная в кинохрониках и документальных фильмах воспринимается не так живо. Кроме того, наше отечественное кино исторические сюжеты снимает достаточно правдиво. Аргументы “против”: субъективность фильмов и трактовок в них исторических сюжетов, время, которое затрачивается на просмотр фрагментов, художественный вымысел, обязательно присутствующий в фильме.

Использовать фрагменты художественных фильмов можно в разные моменты урока:

1) В начале урока – для актуализации, мотивации, постановки проблемы или проблемной ситуации;

2) В ходе изучения нового материала – поиск необходимой информации, решение проблемы.

3) В конце занятия – для закрепления полученных знаний.

4) На обобщающих занятиях.

Приведу примеры.

1. 6 класс. История Средних веков. Тема урока: Рыцарство.

В начале урока детям демонстрируется фрагмент фильма “Баллада о доблестном рыцаре Айвенго”, где происходит рыцарский турнир. Учащиеся заинтересованы, т.к. увидели “живой” бой рыцарей с вполне конкретной интригой. Далее следует беседа по просмотренному отрывку:

- Что вы увидели в фильме? – бой рыцарей или рыцарский турнир (в зависимости от уровня кругозора детей).

- Чем занимались средневековые феодалы в мирное время? – состязались в военном мастерстве.

- Какое вооружение вы увидели у рыцарей? – латы, копья, мечи, булавы.

- Какие правила боя вы увидели? И т.д.

После наводящей беседы переходим к изучению новой темы, используя учебное пособие, презентации и другие средства.

2. 8 класс. История России. Тема: Отечественная война 1812 г.

Изучаем войну по плану: - причины, участники, характер, события, итоги и значение. Не смотря на то, что на тему дан только один урок, лучше усвоить материал поможет фрагмент из фильма “Война и мир”. Нашим детям сложно представить, каким страшным был бой на Бородинском поле, а кадры художественного фильма не только оживят, но и надолго останутся в памяти. После просмотра можно попросить сделать вывод о важности этого события для всего хода войны.

3. 8 класс. История России. Тема: Восстание декабристов.

Фрагменты из фильма “Звезда пленительного счастья" могут иллюстрировать и подготовку восстания, и само выступление на Сенатской площади, и казнь. Сопровождающие просмотр вопросы могут быть такими:- Какие причины вынудили цвет российского дворянства открыто выступить против власти?

- Почему восстание провалилось?

- Почему была такая жестокая расправа над декабристами?

- Каков настоящий результат этого выступления?

Кстати, фрагменты этого же фильма я использовала в 8 классе на уроке обществознания по теме “Самое утреннее из чувств…”. О любви в этом возрасте дети говорят с большим трудом. А здесь они видят большое разнообразие проявления этого чувства ( любовь к Родине, матери к сыну, жены к мужу). Здесь же можно определить характерную черту этого чувства нашей нации: самоотверженность, жертвенность, возвышенность.

4. 9 класс. История России. Тема: Накануне Великой Отечественной войны.

К фрагменту фильма “Год 41-й” из цикла “Государственная граница” предлагаются следующие вопросы: - Можно ли сказать, что война с Германией была для СССР неожиданной?

- Приведите примеры из фильма.

Фильм создан в конце 80-х гг. ХХ века, там четко показаны уже известные нам просчеты, допущенные руководством страны накануне Великой Отечественной войны.

5. 9, 11 класс. История России. Тема: Великая Отечественная война.

Рассказ о борьбе в тылу врага можно иллюстрировать фрагментами из наших фильмов “ Щит и меч”, “Семнадцать мгновений весны”.

События на фронтах очень хорошо запоминаются по фильмам “Вторжение”, “Освобождение”, “Блокада”.

При этом нисколько не умаляется значение документального кино и кинохроники, но живые люди, их судьбы остаются в душах, умах детей все-таки лучше. Причем они прекрасно понимают, где вымысел и художественный эффект, а где сыграна реальность.

Фактически все периоды истории человечества можно иллюстрировать фрагментами из художественных фильмов. Главное знать с какой целью они применяются, какие ставит учитель задачи перед собой и учениками на данном уроке.

А теперь возвращаясь к вопросу о фильме “Адмиралъ”…

Нашим ученикам сейчас значительно сложнее – у них есть огромный выбор. В свое время мое увлечение историей началось с романа А. Толстого “Петр I”. Я прочитала массу интереснейших источников о Петре Великом. То же повторилось после фильма и книги о “Молодой гвардии”. Но тогда было все проще: четко обозначалось “белое” и “черное” в нашей истории.

Сейчас дети сталкиваются с проявлением плюрализма. На выбор предоставлены самые разные теории, интерпретации, мнения. В том числе (а может быть и в первую очередь) и в кинематографе. Тем более он обладает мощным орудием воздействия – эффектами. Так произошло и фильмом “Адмиралъ”. Но в глубоком интересе моих учеников к этой кинокартине имеет и субъективную причину. События Гражданской войны напрямую связаны с нашим родным городом. С городом Лысьва Пермского края.

Итак, уроки по теме Гражданская война 1918-1920 гг. Дети сами предлагают использовать для иллюстрации тех событий фрагменты из фильма “Адмиралъ”. При этом внимательно изучаются все события и биографии знаменитых военачальников. Но фильм оказывает неизгладимое впечатление и рождается вопрос: кто же был прав? Вот и проблема для урока.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо поискать дополнительную информацию, чем дети и занимаются, готовясь к уроку. Всплывают красный и белый террор, тоже показанные в фильме. Но оказывается все не так просто.

Лысьва всегда была “красной”, ведь здесь располагался крупный металлургический завод. Революционные традиции возникли еще в годы первой российской революции 1905-1907 гг.

Большевики нашего города помогали устанавливать Советскую власть в соседних городах Пермской губернии. Многие лысьвенцы, разумеется, вступили в Красную Армию. Наш город был важным железнодорожным узлом, долго сопротивлялся войскам адмирала Колчака. Город назвали “Уральским Кронштадтом”. После того, как части РККА были вынуждены покинуть город, в нем остались раненые красноармейцы и семьи тех, кто ушел с “красными”.

Расправа колчаковцев, занявших Лысьву, была жестокой. Многие погибли, даже мирные жители. Вот такие факты из истории города привели учащихся к очень важному выводу.

Приведу строки из рефлексии. “Гражданская война – это самая страшная война, потому что в ней сын воюет против отца, брат против брата и т.д.”. “ В этой войне нет победителей. Жизни людей дороже любой идеологии”. “Эта война ничего не дала. Ведь все равно мы вернулись к рыночной экономике и демократии”. Наверное, если бы я или даже сами дети просто рассказали о войне, такого результата не получилось. Но фрагменты из фильма и факты из истории родного города дали возможность сравнивать и анализировать.

Данная работа дала возможность объективно оценивать исторические события, воспитывать в них и патриотизм и толерантность, а также навыки поиска краеведческой информации.

Таким образом, использование на уроках истории фрагментов из художественных фильмов помогает реализовать следующие задачи:

1. Смотивировать учащихся на изучение определенной темы или на выполнение конкретной работы.

2. Развить определенные умения, навыки и компетенции учащихся.

3. Привлечь внимание детей к той или иной теме или проблеме.

4. Превратить продукцию кинематографа в одно из мощных средств образовательного процесса.

5. Расширение кругозора и познавательной активности учащихся.

Примеров применения продукции киноиндустрии на уроках истории и обществознания можно привести огромное множество. Здесь приведены лишь некоторые примеры.