Викторина "Счастливый случай" (внеклассное мероприятие)

Разделы: Внеклассная работа


Введение

Педагогической теорией и практикой выработано множество форм организации учебно-воспитательного процесса. Все формы отличаются друг от друга, имеют свои специфические особенности, правила подготовки и проведения.

Одной из форм учебно-воспитательной работы является игра. Игра - это форма обучения и воспитания, связанная с проигрыванием человеком разных социальных ролей. В каждой роли мы исполняем определенные действия, и для этого нужны конкретные навыки. Игровая деятельность формирует у учащихся необходимые им в жизни навыки. Игра способствует активизации учебно-воспитательного процесса, преодолению стандарта мышления у учащихся, помогает комплексному использованию жизненного опыта учащихся, формирует эмоциональную устойчивость, адекватную самооценку своих возможностей, приводит к пониманию учащимися особенностей и целесообразности коллективных взаимодействий при решении общих проблем.

Основными структурными элементами учебной игры является:

  • моделируемый объект учебной деятельности;
  • совместная деятельность участников игры;
  • правила игры;
  • применение решения в изменяющихся условиях;
  • эффективность применяемого решения.

Викторина является одним из видов интеллектуальной дидактической игры.

Цель викторины: выявление уровня знаний учащихся по предметам профцикла и наличие практических навыков. Развитие творческих способностей учащихся и интереса к профессии "Портной". Воспитание чувства коллективизма.

Материальное обеспечение: бумага, ножницы, клей, лоскуты ткани, варежки, иглы, нитки, пуговицы, разноцветные карточки.

Методические рекомендации

Викторина проводится в рамках предметной недели по профессии "Портной". Для участия в викторине приглашаются обучающиеся по профессии "Портной" из групп первого и второго курса обучения. Участники делятся на две команды, деление на команды производится путем жеребьевки. Рекомендуемое количество участников в команде 4-6 человек. Викторина проводится в фойе училища или в кабинете спецдисциплин. Для участников и жюри расставляются столы. Материальное оснащение располагается на отдельном столе. В жюри входят преподаватели, мастера и учащиеся, всего 3 человека. Если участники команды не отвечают на вопрос, он адресуется зрителям. Зрители отвечают в пользу команды, за которую болеют.

Ход работы

I. Подготовка зала к проведению викторины

Для участников расставлены столы, каждый стол обозначен эмблемой команды. Зал украшен цветами, воздушными шарами. Зрители заранее готовят плакаты в поддержку своей команды. Для жюри - отдельный стол. На отдельном столе также подготовлено все необходимое для проведения викторины.

II. Организационный момент

  • представление участников викторины
  • жеребьевка участников для создания команд
  • представление жюри

III. Разминка

Командам задается по 10 вопросов. За каждый верный ответ 1 балл.

Вопросы первой команде

  1. Инструмент, которым снимают мерки. (сантиметровая лента)
  2. Расстояние от края детали до строчки. (ширина шва)
  3. Строчка прямого стежка, используемая для переноса контрольных линий. (копировальная)
  4. Волокна, состригаемые с животных. (шерсть)
  5. Способность волокна впитывать влагу. ( гигроскопичность)
  6. Машина для обметывания срезов. (оверлок)
  7. Какие линии в одежде вы знаете? (конструктивные, декоративные)
  8. Назовите фамилию американца, который основал первую мастерскую по сборке швейных машин в Подольске? (Зингер)
  9. Как называется нарядная ткань, жесткая ткань с металлическими нитями ? (парча)
  10. У вострушки хвостик в ушке?

Вопросы второй команде

  1. Инструмент, предохраняющий палец от уколов иглой. (наперсток)
  2. Ниточное соединение двух или нескольких деталей. (шов)
  3. Строчка косого стежка, применяемая в местах случайного повреждения ткани. (штуковочная)
  4. Волокна, вырабатываемые гусеницами тутового шелкопряда. (шелк)
  5. Процесс получения пряжи. ( прядение)
  6. Деталь, служащая для заправки нижней нити в челнок. (шпулька)
  7. Как называют творческий процесс создания новых моделей? (моделирование )
  8. В каком году была изобретена первая швейная машина? (1755)
  9. Как называется тонкая прозрачная шелковая ткань ? (шифон)
  10. Железная рыбка ныряет, а хвост на волне оставляет. (игла)

IV. Конкурс "Рукодельницы"

Каждому участнику команды выдаются варежки, игла, нитки, ткань и пуговицы.

Нужно заправить нитку в иглу и пришить пуговицу в варежках .

Оценивается скорость выполнения и качество. Максимальная оценка 5 баллов.

V. Конкурс " Ты - мне, я - тебе"

Для этого конкурса учащимся выдается опережающее задание - подготовить по 3 вопроса команде соперников. Команды задают друг другу вопросы по очереди. Если у команды нет ответа, отвечает команда, задавшая вопрос.

Правильный ответ -2 балла, неполный ответ -1 балл.

VI. Конкурс стилистов

Командам выдаются ножницы, клей, бумага и фотографии из журналов. Задание : составить коллажи и обосновать свой выбор .

  • 1 команда: портрет современного учителя.
  • 2 команда: портрет современного учащегося.

Учитывается оригинальность, творческий подход и четкое обоснование.

Максимальная оценка - 5 баллов

Задание может иметь несколько вариантов:

Портрет закройщика, портрет портного, портрет воспитателя детского сада, портрет работника торговли и т.д.

VII. Конкурс "Гонка за лидером"

Подготовлены вопросы по предметам профцикла. Каждый предмет обозначен определенным цветом: коричневый - оборудование, синий - конструирование, зеленый - технология, белый - материаловедение. Команда наугад выбирает карточку с цветом предмета и отвечает на вопрос. Каждый правильный ответ - 1 балл.

Вопросы по предметам

Конструирование [5]

  1. Как подразделяется одежда по половозрастным признакам? (мужская, женская и детская)
  2. При построении чертежа рукава дается прибавка к ширине рукава, как она называется? (прибавка к обхвату плеча)
  3. Назовите разновидности воротников (стоячие, стояче-отложные, плосколежащие)
  4. Какие измерения необходимо сделать для построения чертежа рукава? (Оп, О зап, Др)
  5. Назовите покрои юбок. (прямые, конические, клиньевые)

Технология [2]

  1. Назовите виды прорезных карманов. (листочка с необработанными концами, листочка с обработанными концами, в рамку, с клапаном)
  2. Один из краевых швов, которым чаще всего обрабатывают низ изделия. (вподгибку)
  3. Как называется одна из разновидностей вытачки, у которой одна сторона короче другой? (подрез)
  4. Как называется верхняя часть рукава? (окат)
  5. Как называется ряд одинаковых, повторяющихся стежков? [2](строчка)

Материаловедение [3]

  1. Тонкие, прочные тела, длина которых во много раз превышает их поперечный размер. (волокна)
  2. Волокна, растущие на поверхности семян хлопчатника. (хлопок)
  3. Общее название флизелина, бортовки, клеевой. (прокладка)
  4. Какое волокно по прочности превосходит сталь? (капрон)
  5. Для чего используются ленты, тесьма, шнуры? [1] (для отделки)

Оборудование [4]

  1. Назовите класс петельной машины. (25-А кл)
  2. Из каких частей состоит челночный комплект? (шпулька, шпульный колпачок, шпуледержатель, челнок)
  3. Какой стежок используется в машине 1022 -Мкл ? (двухниточный челночный стежок)
  4. Из каких частей состоит промышленная швейная машина? (промстол, головка, индивидуальный электропривод)
  5. Назовите составные части машинной иглы. (колба, стержень, острие, ушко, короткий желобок, длинный желобок)

VIII. Конкурс "Темная лошадка"

Командам предлагается определить ткань по описанию.

- Эта ткань имеет мягкую на ощупь, ворсистую поверхность.

- Эта ткань сопровождает человека с самого рождения.

- Из нее шьют пеленки, распашонки, пижамы, халаты.

Команда, узнавшая ткань получает 1 балл и право ответить на вопрос.

Из какого волокна изготовлена эта ткань?

За правильный ответ - 1 балл. Если команда не может ответить, отвечают соперники.

IX. Подведение итогов викторины.

Жюри подводит итоги викторины.

Команда-победитель получает главный приз. Команда, занявшая второе место, получает утешительный приз.

Кроме этого проводится голосование среди зрителей - они выбирают наиболее интересного игрока, который получает приз зрительских симпатий.

Литература

  1. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды.- М.: Академия, 2001.- 184 с.
  2. Крючкова Г.А. Технология и материалы швейного производства.- М.: Академия, 2003.- 384 с.
  3. Савостицкий Н.А. Материаловедение швейного производства.-М.: Академия, 2001.- 240 с.
  4. Суворова О.В. Швейное оборудование.- Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.-352 с.
  5. Сакулин Б.С., Амирова Э.К., Сакулина О.В. Конструирование мужской и женской одежды.- М.: Академия, 2001.-304 с.