Введение
Педагогической теорией и практикой выработано множество форм организации учебно-воспитательного процесса. Все формы отличаются друг от друга, имеют свои специфические особенности, правила подготовки и проведения.
Одной из форм учебно-воспитательной работы является игра. Игра - это форма обучения и воспитания, связанная с проигрыванием человеком разных социальных ролей. В каждой роли мы исполняем определенные действия, и для этого нужны конкретные навыки. Игровая деятельность формирует у учащихся необходимые им в жизни навыки. Игра способствует активизации учебно-воспитательного процесса, преодолению стандарта мышления у учащихся, помогает комплексному использованию жизненного опыта учащихся, формирует эмоциональную устойчивость, адекватную самооценку своих возможностей, приводит к пониманию учащимися особенностей и целесообразности коллективных взаимодействий при решении общих проблем.
Основными структурными элементами учебной игры является:
- моделируемый объект учебной деятельности;
- совместная деятельность участников игры;
- правила игры;
- применение решения в изменяющихся условиях;
- эффективность применяемого решения.
Викторина является одним из видов интеллектуальной дидактической игры.
Цель викторины: выявление уровня знаний учащихся по предметам профцикла и наличие практических навыков. Развитие творческих способностей учащихся и интереса к профессии "Портной". Воспитание чувства коллективизма.
Материальное обеспечение: бумага, ножницы, клей, лоскуты ткани, варежки, иглы, нитки, пуговицы, разноцветные карточки.
Методические рекомендации
Викторина проводится в рамках предметной недели по профессии "Портной". Для участия в викторине приглашаются обучающиеся по профессии "Портной" из групп первого и второго курса обучения. Участники делятся на две команды, деление на команды производится путем жеребьевки. Рекомендуемое количество участников в команде 4-6 человек. Викторина проводится в фойе училища или в кабинете спецдисциплин. Для участников и жюри расставляются столы. Материальное оснащение располагается на отдельном столе. В жюри входят преподаватели, мастера и учащиеся, всего 3 человека. Если участники команды не отвечают на вопрос, он адресуется зрителям. Зрители отвечают в пользу команды, за которую болеют.
Ход работы
I. Подготовка зала к проведению викторины
Для участников расставлены столы, каждый стол обозначен эмблемой команды. Зал украшен цветами, воздушными шарами. Зрители заранее готовят плакаты в поддержку своей команды. Для жюри - отдельный стол. На отдельном столе также подготовлено все необходимое для проведения викторины.
II. Организационный момент
- представление участников викторины
- жеребьевка участников для создания команд
- представление жюри
III. Разминка
Командам задается по 10 вопросов. За каждый верный ответ 1 балл.
Вопросы первой команде
- Инструмент, которым снимают мерки. (сантиметровая лента)
- Расстояние от края детали до строчки. (ширина шва)
- Строчка прямого стежка, используемая для переноса контрольных линий. (копировальная)
- Волокна, состригаемые с животных. (шерсть)
- Способность волокна впитывать влагу. ( гигроскопичность)
- Машина для обметывания срезов. (оверлок)
- Какие линии в одежде вы знаете? (конструктивные, декоративные)
- Назовите фамилию американца, который основал первую мастерскую по сборке швейных машин в Подольске? (Зингер)
- Как называется нарядная ткань, жесткая ткань с металлическими нитями ? (парча)
- У вострушки хвостик в ушке?
Вопросы второй команде
- Инструмент, предохраняющий палец от уколов иглой. (наперсток)
- Ниточное соединение двух или нескольких деталей. (шов)
- Строчка косого стежка, применяемая в местах случайного повреждения ткани. (штуковочная)
- Волокна, вырабатываемые гусеницами тутового шелкопряда. (шелк)
- Процесс получения пряжи. ( прядение)
- Деталь, служащая для заправки нижней нити в челнок. (шпулька)
- Как называют творческий процесс создания новых моделей? (моделирование )
- В каком году была изобретена первая швейная машина? (1755)
- Как называется тонкая прозрачная шелковая ткань ? (шифон)
- Железная рыбка ныряет, а хвост на волне оставляет. (игла)
IV. Конкурс "Рукодельницы"
Каждому участнику команды выдаются варежки, игла, нитки, ткань и пуговицы.
Нужно заправить нитку в иглу и пришить пуговицу в варежках .
Оценивается скорость выполнения и качество. Максимальная оценка 5 баллов.
V. Конкурс " Ты - мне, я - тебе"
Для этого конкурса учащимся выдается опережающее задание - подготовить по 3 вопроса команде соперников. Команды задают друг другу вопросы по очереди. Если у команды нет ответа, отвечает команда, задавшая вопрос.
Правильный ответ -2 балла, неполный ответ -1 балл.
VI. Конкурс стилистов
Командам выдаются ножницы, клей, бумага и фотографии из журналов. Задание : составить коллажи и обосновать свой выбор .
- 1 команда: портрет современного учителя.
- 2 команда: портрет современного учащегося.
Учитывается оригинальность, творческий подход и четкое обоснование.
Максимальная оценка - 5 баллов
Задание может иметь несколько вариантов:
Портрет закройщика, портрет портного, портрет воспитателя детского сада, портрет работника торговли и т.д.
VII. Конкурс "Гонка за лидером"
Подготовлены вопросы по предметам профцикла. Каждый предмет обозначен определенным цветом: коричневый - оборудование, синий - конструирование, зеленый - технология, белый - материаловедение. Команда наугад выбирает карточку с цветом предмета и отвечает на вопрос. Каждый правильный ответ - 1 балл.
Вопросы по предметам
Конструирование [5]
- Как подразделяется одежда по половозрастным признакам? (мужская, женская и детская)
- При построении чертежа рукава дается прибавка к ширине рукава, как она называется? (прибавка к обхвату плеча)
- Назовите разновидности воротников (стоячие, стояче-отложные, плосколежащие)
- Какие измерения необходимо сделать для построения чертежа рукава? (Оп, О зап, Др)
- Назовите покрои юбок. (прямые, конические, клиньевые)
Технология [2]
- Назовите виды прорезных карманов. (листочка с необработанными концами, листочка с обработанными концами, в рамку, с клапаном)
- Один из краевых швов, которым чаще всего обрабатывают низ изделия. (вподгибку)
- Как называется одна из разновидностей вытачки, у которой одна сторона короче другой? (подрез)
- Как называется верхняя часть рукава? (окат)
- Как называется ряд одинаковых, повторяющихся стежков? [2](строчка)
Материаловедение [3]
- Тонкие, прочные тела, длина которых во много раз превышает их поперечный размер. (волокна)
- Волокна, растущие на поверхности семян хлопчатника. (хлопок)
- Общее название флизелина, бортовки, клеевой. (прокладка)
- Какое волокно по прочности превосходит сталь? (капрон)
- Для чего используются ленты, тесьма, шнуры? [1] (для отделки)
Оборудование [4]
- Назовите класс петельной машины. (25-А кл)
- Из каких частей состоит челночный комплект? (шпулька, шпульный колпачок, шпуледержатель, челнок)
- Какой стежок используется в машине 1022 -Мкл ? (двухниточный челночный стежок)
- Из каких частей состоит промышленная швейная машина? (промстол, головка, индивидуальный электропривод)
- Назовите составные части машинной иглы. (колба, стержень, острие, ушко, короткий желобок, длинный желобок)
VIII. Конкурс "Темная лошадка"
Командам предлагается определить ткань по описанию.
- Эта ткань имеет мягкую на ощупь, ворсистую поверхность.
- Эта ткань сопровождает человека с самого рождения.
- Из нее шьют пеленки, распашонки, пижамы, халаты.
Команда, узнавшая ткань получает 1 балл и право ответить на вопрос.
Из какого волокна изготовлена эта ткань?
За правильный ответ - 1 балл. Если команда не может ответить, отвечают соперники.
IX. Подведение итогов викторины.
Жюри подводит итоги викторины.
Команда-победитель получает главный приз. Команда, занявшая второе место, получает утешительный приз.
Кроме этого проводится голосование среди зрителей - они выбирают наиболее интересного игрока, который получает приз зрительских симпатий.
Литература
- Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды.- М.: Академия, 2001.- 184 с.
- Крючкова Г.А. Технология и материалы швейного производства.- М.: Академия, 2003.- 384 с.
- Савостицкий Н.А. Материаловедение швейного производства.-М.: Академия, 2001.- 240 с.
- Суворова О.В. Швейное оборудование.- Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.-352 с.
- Сакулин Б.С., Амирова Э.К., Сакулина О.В. Конструирование мужской и женской одежды.- М.: Академия, 2001.-304 с.