Цель:
1. Знать определение смежных углов, прямого, тупого и острого углов, формулировки и доказательства теоремы о сумме смежных углов и следствий.
2.Развитие логического мышления, познавательного интереса, самостоятельности.
3.Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, культуры математической речи.
4.. Уметь строить угол смежный с данным, находить смежные углы на чертеже, решать задачи с использованием свойств смежных углов.
Ход урока.
1) Организационная часть и целевая установка.
2) Повторение пройденного материала:
- Вспомните, как читается основное свойство измерения углов?
- Какие полупрямые называются дополнительными полупрямыми?
- На каком рисунке изображены дополнительные полупрямые?
3. Новый материал.
а) Постройте две дополнительные полупрямые;
б) Какой угол они образовали?
в) Какова градусная мера угла?
г) Постройте луч, проходящий между сторонами угла.
Дать определение смежных углов.
д) на каком рисунке указаны смежные углы?
е) Практическая работа № 2:
- Посройте угол ав = 450 ;
- Постройте угол смежный с ним;
- Вычислите градусную меру угла а1в
- Сколько таких углов можно построить?
- Чему равна сумма этих смежных углов?
Теорема: Сумма смежных углов равна 1800
Дано: ∠(а1в) и ∠ (ав) - смежные.
Доказать, что∠ (а1в) + ∠ (ав) = 1800
Доказательство проводят сами учащиеся, опираясь на основное свойство измерения углов.
Следствие:
- Если один угол острый, то смежный с ним тупой.
- Если один угол прямой, то смежный с ним прямой.
- Если угол не развёрнутый, то его градусная мера меньше 1800 .
4. Закрепление. № 58, № 59 стр. 24 (устно), № 61 (а, б ) стр.24. (письменно).
Дано:
∠ 1 и ∠ 2 – смежные,
∠ 2 = 2 ∠ 1
Найти: . ∠ 2, ∠ 1
Решение.
Пусть х – градусная мера ∠ 1.
Тогда 2х - градусная мера ∠ 2.
Так как ∠ 1 + ∠ 2 – смежные, то ∠ 1 + ∠ 2 = 1800
Отсюда , х + 2х = 180
3х = 180
х = 60
Значит, ∠ 1 = 600 , а ∠ 2 = 600* 2 = 1200
Ответ: 600 , 1200 .
№ 61 ( б )
Дано:
∠ 1 и ∠ 2 – смежные,
∠ 2 -- ∠ 1 = 400
Найдите: ∠ 2, ∠ 1
Решение.
Пусть х – градусная мера∠ 1.
Тогда /х + 40/ - градусная мера∠ 2.
Так как∠ 1 + ∠ 2 = 1800 (как смежные), то
х +х + 40 = 180
2х = 140
х = 70
Значит, ∠ 1 = 700 , а ∠ 2 = 700 +400 = 1100
Ответ: 700 , 1100 .
5. Самостоятельная работа.
Вариант I
1.Один из смежных углов больше другого на 20. Найдите эти углы.
2.Смежные углы относятся как 1 : 2. Найдите эти углы.
Вариант II
1.Один из смежных углов меньше другого на 20. Найдите эти углы.
2.Смежные углы относятся как 2 : 3. Найдите эти углы
6. Домашнее задание: 1. п.11, вопросы 16 – 17.
2. Решить задачи. I уровень - №61 ( г, д); 82.
I I уровень - № 66 из учебника, № 41, 49 из рабочей тетради.