Из опыта работы "Применение ИКТ на уроках математики"

Разделы: Математика


             В условиях модернизации российского образования проблема развития педагогического творчества учителя и повышения его профессионального мастерства приобрела особую актуальность, потому что без активного педагогического поиска педагогов, без их творческого саморазвития невозможно поднять учебно-воспитательный процесс на качественно новый уровень.
Одной из особенностей современного образования является интеграция предметов. Цель - показать связь изучаемых предметов, их влияние друг на друга, взаимопроникновение одного предмета в другой.

Интегрированный урок ( математика + информатика) ,  10 класс.

Тема урока: Тригонометрические функции: их графики и свойства.
Графические возможности Visual Basic.

Цели урока:

  1. Закрепить свойства тригонометрических функций.
  2. Рассмотреть способ построения графиков функций при помощи преобразований.
  3. Отрабатывать навыки работы с программой Visual Basic.
  4. Научить учащихся строить графики различных функций в Visual Basic.
  5. Развивать компьютерную грамотность и логическое мышление.
  6. Показать взаимосвязь двух наук: математики и информатики.

Оборудование: компьютерный класс с мультимедийным проектором, опорные конспекты. 

Ход урока:

  1. Оргмомент. Инструктаж по ТБ (учитель информатики).
  2. Объявление темы и целей урока.
  3. Урок начинает учитель информатики, который знакомит учащихся с графическими возможностями программы Visual Basic. Эта часть урока заканчивается тем, что учащиеся строят график функции у=sinx.
  4. Эстафету принимает учитель математики, который на проекторе показывает график функции у=sinx, построенный на предыдущем уроке «вручную», где на оси х отложены числа  и т.д. и обращает внимание на  соответствие точек пересечения графика с этой осью, построенного в Visual Basic.

  1. По графику на экране учащиеся повторяют свойства функции по плану в ходе фронтальной беседы:
  1. Д(у);
  2. Е(у);
  3. четность функции;
  4. нули функции;
  5. промежутки знакопостоянства функции;
  6. промежутки монотонности функции.

 После каждого ответа учащихся на экране появляется правильный ответ и ребята проверяют свои выводы.

  1. Как получить график функции у=соsx? Сдвигом влево на . Вывод проверяется при помощи мультимедиа.
  2. А как построить в этой же системе координат график функции у=соsx на Visual Basic? Слово – учителю информатики.
  3. Проведение исследовательской работы( 15 мин).

Цель: при помощи компьютера, а конкретно программы Visual Basic, рассмотреть преобразования графиков, сделать выводы и применить их при построении графиков «вручную».

Инструкция к работе:

  1. Внимательно изучите задание.
  2. Вывод сделайте сразу же после выполнения задания.
  3. Убедиться в правильности сделанного вывода на контрольных примерах.
  4. Записать вывод в тетрадь.

Исследовательская работа
«Построение графиков тригонометрических функций»
(раздается каждому учащемуся)
Задание 1.

  1. Постройте последовательно разными цветами графики функций у=sinx, у=2sinx, у=0,5sinx.
  2. Выявите связь между получившимися графиками.
  3. Проверьте свои выводы для функций у=4sinx, у=0,3sinx.
  4. Заполните пропуски в  предложениях и запишите их в тетрадь:

График функции у=кsinx при к>1 получается из графика функции у=sinx путем …………… вдоль оси ОУ. График функции у=кsinx при 0<к<1 получается из графика функции у=sinx путем …………… вдоль оси ОУ.

Задание 2.

  1. Постройте последовательно разными цветами графики функций у=sinx, у=sin2x, у=sin0,5x.
  2. Выявите связь между получившимися графиками.
  3. Проверьте свои выводы для функций у=sin3x, у=sinx/4.
  4. Заполните пропуски в  предложениях и запишите их в тетрадь:

График функции у=sinmx при m>1 получается из графика функции у=sinx путем …………… вдоль оси ОХ. График функции у=sinmx при 0<m<1 получается из графика функции у=sinx путем …………… вдоль оси ОХ.

Задание 3.

  1. Постройте последовательно разными цветами графики функций у=sinx, у=sinx+2, у=sinx-3.
  2. Выявите связь между получившимися графиками.
  3. Проверьте свои выводы для функций у=sinx+1, у=sinx-2.
  4. Заполните пропуски в  предложениях и запишите их в тетрадь:

График функции у=sinx+n  при n>0  получается из графика функции у=sinx путем …………… вдоль оси ОУ. График функции у=sinx+n  при n<0  получается из графика функции у=sinx путем …………… вдоль оси ОУ.
После работы подвести итоги, еще раз пройдясь по всем этапам работы. Обратить внимание на то, что форма кривой сохраняется в результате преобразований, поэтому синусоидой называют не только график синуса, но и любую кривую, полученную из него при помощи преобразований.

  1. Без компьютера определить, при помощи каких преобразований графика функции у=sinx можно получить график функции у=3sinx-2.
  2.  Подведение итогов урока и домашнее задание.

           Только 40 минут длится урок, а учителю сделать надо многое: провести опрос, проверить домашнее задание, разобрать новый материал, закрепить его, увидеть рост каждого, создать ситуацию успеха. Словом, урок должен проходить в напряженном виде. Как здесь можно обойтись без электронного помощника, который при умелом использовании может взять на себя значительную часть работы? Используя компьютер, мы в школе создаем свои наглядные пособия, диаграммы, таблицы, презентации, компьютерные тесты.
Я хочу более конкретно остановиться на своем опыте применения информационных технологий в практике преподавания математики.
На первых этапах применяю информационные технологии для создания дидактического материала.  Для этой цели использую следующие технологии и программы MS Office:
- текстовый редактор Word;
- электронные таблицы Microsoft Excel;
- технологию сканирования и обработки текстовой и графической информации;
- технологию подготовки презентации учебного материала при помощи программы PowerPoint.

Использование обучающих программ на CD. Это – один из самых распространенных способов использования компьютера в учебных целях. На уроках я использую электронные учебники : «Интерактивная математика 5-9», «Математика 5-11» издательства «Дрофа», диск «1С:Репетитор. Математика. Часть 1» фирмы «1С», «Открытая математика», «Генератор заданий по математике» для создания самостоятельных и контрольных работ по типу ЕГЭ фирмы «Экзамен». Видеофильмы, пошаговые анимации, интерактивные модели позволяют показать объекты в движении, изменении, развитии, поэтому – это важнейшие средства иллюстрации объяснения учителя. Учитывая устаревшее оборудование кабинета математики и недостаточное финансирование образования, применение данных технологий является одним их выходов из сложившейся ситуации.

Использование ресурсов сети Интернет. Большой интерес вызывает у учащихся поиск информации по заданной теме в Интернете. Такие индивидуальные задания они выполняют с удовольствием и готовы увлеченно рассказывать об этом на уроке. Рассказы вызывают множество вопросов и вовлекают остальных в беседу. В выигрыше оказываются т докладчики, и слушатели.
Используя интеграцию предметов математики и информатики, учащиеся под руководством учителей с удовольствием составляют тесты по различным разделам математики. При составлении теста учащиеся должны не только владеть основными знаниями и умениями по математике, но и предусмотреть наиболее вероятные ошибки, которые можно допустить при выполнении теста, а также знать работу электронных таблиц Microsoft Excel. Выполняя такой тест тестируемый сразу может узнать свою оценку, а также увидеть вопросы, в которых он допустил ошибки. Ребята с удовольствием составляют тесты, корректируют их, учитывая мнения тестируемых. Работа по созданию тестов проводится в тесном взаимодействии с учителем информатики, который помогает учащимся при работе с Microsoft Excel.
Технология создания теста достаточно проста. Тест создается на трех листах. На Листе 1 вводятся вопросы и под каждым изображается поле со списком в виде прямоугольника, который является гиперссылкой и осуществляет переход на Лист2 к ответам. После нажатия гиперссылки на экране появляется окно с вариантами ответов, из которых только один верный. Ученик должен выбрать один ответ, который учитывается на Листе 3.В зависимости от выбранного варианта ответа учащийся может получить 1 балл (если ответ верный) или 0 баллов (если ответ неправильный). Баллы на Листе 3 суммируются и ученик видит свою оценку, открыв Лист 3. Здесь же он может увидеть и номер вопроса, в котором допустил ошибку. Второй лист при работе теста скрыт от ученика. Вот как выглядят тесты, созданные учащимися.

Вот так выглядит Лист 2 с ответами.

А так выглядит Лист 3, в котором столбец 1 с ответами скрывается, во втором столбце показываются баллы за ответы, внизу – оценка.  

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3.

          Я не считаю, что тестирование может полностью заменить обычные контрольные и самостоятельные работы, но  в связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовый контроль (а тем более компьютерный) позволяет:
1)  более рационально использовать время урока;
2) охватить больший объем содержания;
3) быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;
4) сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;
5) обеспечить одновременную проверку знаний учащихся всего класса и сформировать у них мотивацию для подготовки к каждому уро­ку;
6) во многих случаях преодолеть субъективизм выставления оце­нок;
7) индивидуализировать работу с учениками;
8) развивать у учащихся добросовестность и аккуратность; повы­шать интерес к предмету;
9) создавать несколько однотипных вариантов одного теста за короткое время.

     В заключении хотелось бы сказать о том, что применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает  все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».