Урок по теме "Сумма углов треугольника"

Разделы: Математика


Комментарий к уроку. Урок математики в 6 классе разработан с позиции компетентностного подхода. Для организации урока использована технология  взаимообучения.

Тема урока. Сумма углов треугольника.

Тип урока.  Урок  изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цели урока.

Образовательные:

  • знать утверждение о сумме углов треугольника;
  • уметь использовать утверждение о сумме углов треугольника при нахождении неизвестных углов треугольника.

Развивающие:

  • уметь делать выводы;
  • анализировать ход решения заданий;
  • развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность;

Воспитательные:

  • уметь ставить перед собой цель;
  • уметь работать в группе, проявлять активность, обмениваться мнениями;
  • уметь оценивать себя;
  • воспитывать культуру общения.    

Оборудование. Линейки, карандаши, транспортиры, модели треугольников, задания группам.                                                                 

Ход урока

1. Организационный момент.

- Среди всевозможных многоугольников наименьшее число сто­рон имеет треугольник. Человек начал изучать треугольник с глу­бокой древности. Многие его свойства издавна и по сей день ис­пользуются в технике, строительстве, даже в искусстве. Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из важнейших свойств треуголь­ника — свойством его углов.

(Учитель сообщает тему урока. Учащиеся, с помощью наводящих вопросов учителя формулируют цели урока).

- Чтобы достичь хороших результатов, необходимо проявить старание, активность, быть внимательными, прислушиваться друг к другу, помогать своим  одноклассникам. Начнём мы с разминки.

2. Разминка (повторить устный счёт на действия с рациональными числами, измерение углов с помощью транспортира, виды треугольников).

3. Объяснение нового материала.

3.1 Практическая работа.

Работа выполняется по следующему плану:

  •  Начертить в тетради произвольный треугольник.
  •  Измерить все углы этого треугольника.
  •  Найти сумму углов.

После выполнения необходимых измерений и вычислений каждый уча­щийся выходит к доске и заносит полученное при нахождении суммы углов треугольника число в таблицу:

Сумма углов треугольника треугольника

 

 

 

 

 

 

После того, как таблица будет заполнена, учитель предлагает учащимся сравнить полученные результаты и сделать предположение о том, чему равна сумма углов любого треугольника.
3.2 Обоснование утверждения о сумме углов треугольника.
-Сумма углов любого треугольника в точности равна 180 градусам. А небольшие отклонения от этой величины, которые, возможно, у вас получились, связаны с погрешностями при измерении.
Утверждение о сумме углов треугольника можно записать в виде формулы:

угол A + угол B + угол C = 180°.

Вопросы учащимся:

  • Как найти угол А, если известны углы В и С?
  • Как найти угол С, если известны углы А и В?
  • Как найти один из углов треугольника, если известны два других?
  • Можно ли найти неизвестный угол треугольника, если дан только один его угол?

4. Формирование умений и навыков.

Групповая работа

Учащимся раздаются модели треугольников (равнобедренные, прямоугольные, произвольные) трёх цветов (жёлтые, зелёные, красные).

Ребята объединяются в группы по видам треугольников и получают задания:

Дан произвольный треугольник АВС. Заполните таблицу:

ÐА

40°

30°

ÐВ

70°

 

ÐС

 

110°

Дан прямоугольный треугольник АВС с прямым углом А. Заполните таблицу:

угол В

60°

 

угол С

 

15°

Дан равнобедренный треугольник АВС с углом В при вершине. Заполните таблицу:

угол А

20°

 

угол В

 

130°

угол С

 

 

Может ли угол А в этом треугольнике быть равным 89°, 90°, 91°?  Объясните ответ.

После совместного разбора заданий, учащиеся собираются в группы по соответствующему цвету, и идёт взаимообучение, таким образом, идёт обмен знаниями.

5. Тест.

Условные обозначения:
«да»- ^, «нет»-_.

  • сумма углов треугольника всегда равна 180 градусам.
  • существует треугольник с углами 100, 80 и 10 градусов.
  • в треугольнике может быть два тупых угла.
  • все углы треугольника могут быть острыми.
  • можно найти один из углов треугольника, если известны два других.
  • острый угол прямоугольного треугольника можно найти, если известна величина второго острого угла.
  • угол при основании равнобедренного треугольника может быть тупым.
  • угол при вершине равнобедренного треугольника может быть тупым.
  • если один угол треугольника равен 100 градусам, другой - 30 градусам, тогда третий угол равен 50 градусам.
  • можно найти неизвестный угол произвольного треугольника, если дан только один его угол.

Ключ: ^_ _^^^_^^_

  • Самооценка:
  • без ошибок-«5»;
  • 1-2 ошибки- «4»;
  • 3-4 ошибки-«3»;
  • более 4 ошибок-«2».
    6. Итоги урока. Домашнее задание.