Цель урока. Дать возможность детям заглянуть в интересный мир загадок планеты Земля.
Задачи урока.
Образовательные:
- дать первичные представления о самых древних пресмыкающихся (динозаврах) и об их образе жизни;
- активизировать познавательную активность;
Развивающие:
- развивать воображение и наблюдательность учащихся;
- продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать и совершенствовать умения детей извлекать из различных источников необходимую информацию, оперировать ею и использовать для решения поставленных перед ними задач.
Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, умение работать в группах, дисциплину и собранность;
- формировать культуру общения на уроке.
Конспект урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учащихся.
- Мечтали ли вы когда-нибудь, хотя бы на мгновение заглянуть в далёкое прошлое Земли, когда ещё не было первобытного человек, и воочию увидеть какой была планета миллионы лет назад? (ответы детей)
III. Работа над новым материалом.
1) Вступительная беседа.
- Сегодня мы с вами отправимся в прошлое, когда главными жителями Земли были динозавры. Они господствовали на планете в Мезозойскую эру, (слайд №1) которая была 150 миллионов лет назад, учёные её так и назвали - эрой динозавров. Но 65 миллионов лет назад они вымерли. Это произошло задолго до появления человека, так что никто из людей не видел живого динозавра. Но откуда же, тогда мы знаем об их существовании?
-(ответы детей: учёные при раскопках находят окаменевшие останки динозавров…)
(слайд 2)
- Учёные аккуратно очищают найденные окаменевшие останки динозавров, фотографируют, измеряют и записывают расположение каждой косточки. Затем кости выкапывают и перевозят в музей. Там они изучают останки динозавров и составляют из отдельных костей целые скелеты. Существует наука, которая помогает людям увидеть этот чудесный мир далёких эпох, а называется она ПАЛЕОНТОЛОГИЯ.
2) Знакомство с темой и целью урока.
- Сегодня и мы попытаемся раскрыть тайны этих загадочных животных, найти ответы на следующие вопросы.
- Кто такие динозавры и как они выглядели?
- Как жили эти древние животные?
- Что произошло с динозаврами?
-Когда и как люди впервые узнали о жизни этих животных? На этот вопрос нашли ответ ребята из 1 группы.
3)Сообщение о находках первых динозавров.
( Приложение 1) (слайд3)
4) Знакомство с видами динозавров.
А) Групповая работа по карточкам.
- В настоящее время существует около 800 видов динозавров. Мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
- Ни один вид динозавров не похож друг на друга, у них есть особенности, по которым их можно различать. Вам необходимо по этим особенностям определить, к какому виду относится динозавр, изображённый на карточке.
(Приложение 2)
Б) Проверка работы по карточкам и краткая информация о динозаврах, так же необходимо выяснить у детей, какую роль играют эти отличительные свойства в жизни динозавров.
(слайды 4,5,6,7,8)
5) Жизнь динозавров.
А) - Когда вы слышите слово «динозавры». Какими вы их представляете?
(ответы детей)
- Действительно, люди часто представляют себе гигантских чудовищ, жутких монстров, ужасных созданий. Такими часто изображают их художники на своих картинах и кинорежиссёры в своих фильмах.
- Эти почти фантастические существа были самыми разными: от гигантских зауроподов, весивших в несколько раз больше современных слонов и такой высоты, что могли бы спокойно заглянуть в окно дома 5 этажа, до совсем маленьких, весом всего 2- 3кг. (слайд9), от безобидных растительноядных гигантов до свирепых хищников.
- Как выдумаете, а чем питались динозавры?
(ответы детей)
- Динозавры ели то же, что едят животные сейчас. На какие группы делятся животные? (растительноядные и хищники)
Пожиратели мяса - те, которые питались плотью других животных. Таких динозавров называли … (хищниками) Но большинство динозавров ели только растения. Эти животные были… (растительноядные). Как вы думаете, как можно определить какой динозавр растительноядное животное, а какой будет отнесён к хищникам?
(ответы детей
Б) Групповая работа по карточкам.
- Перед вами две карточки, на которых изображены челюсти динозавров, попробуйте определить, какой группе динозавров они принадлежат, травоядным или хищникам. Докажите правильность вашего выбора.
(Приложение 3)
В) Проверка.
(Ответы детей. На карточке №1 изображены челюсти травоядного динозавра. Так как у динозавров питающихся растениями зубы плоские и широкие, удобные для перемалывания и перетирания еды.)
- Действительно, большинство динозавров были растительноядными. Они ели листья деревьев, траву, папоротники, хвощи. (Слайд10)
- Чем отличались зубы хищников?
(Ответы детей. Зубы у хищников длинные и острые, они нужны им для разрывания и пережёвывания мяса.)
- Все питающиеся мясом динозавры передвигались на двух лапах с тремя пальцами на каждой, вооружёнными острыми когтями. Некоторые были свирепыми охотниками, догоняющими и убивающими свою добычу. Другие - падальщиками, поедавшими погибших животных. (слайд 11)
Г) Еще нам нужно выяснить, как появлялись детёныши у динозавров. Об этом нам поведают ребята из 2 группы (Приложение 4)
(слайд 12)
- Как вы думаете, а почему у динозавров потомство появлялось именно из яиц?
(Ответы детей. – Так как рептилии размножаются яйцами….)
6) Почему вымерли динозавры? Это последний вопрос нашего урока. Каждая группа должна выдвинуть гипотезу исчезновения динозавров.
(Ответы детей, которые были предложены на уроке)
1группа. Произошло похолодание, и динозавры не смогли привыкнуть к низкой температуре…
2группа. Изменился климат, стало мало растительности, растительноядным животным нечего стало есть, они умирали от голода, стало мало растительноядных – исчезли хищники.
3 группа. Возможно, упало какое-нибудь космическое тело. Из него стали выделяться газы, которыми отравились динозавры.
4 группа. Динозавры стали умирать от неизвестной болезни.
5 группа. Огромный астероид упал в океан, и вода затопила всю сушу.
6 группа. Травоядные съели всю растительность,…
7 группа. Может быть появились животные намного сильнее динозавров и съели их.)
Вывод учителя.
- Динозавры существовали много миллионов лет, одни виды исчезали, на смену им появлялись другие. С тех пор как были открыты динозавры, исследователи неизменно задавались вопросом, почему в конце мелового периода они так бесследно исчезли. На этот счет было выдвинуто более ста гипотез, некоторые из них назвали даже вы
Вот некоторые гипотезы, которые выдвинули учёные.
(Слайд 13)
- До конца жизнь динозавров ещё не исследована, всё новые и новые вопросы возникают у учёных, всё новые и новые находки подтверждают о существовании динозавров.
IV. Закрепление полученных знаний.
1 часть ребят работает на компьютерах и разгадывает кроссворд (Приложение 5)
2 часть ребят (индивидуально или группами) отвечают на вопросы викторины. (Приложение 6)
(Если дети не знают на вопросы тестов, они могут пользоваться литературой, приготовленной к уроку)
(Ответы: 1-б, 2-б, 3-б, 4-а, 5-в, 6-б, 7-в, 8-б, 9-б, 10-а)
V. Домашнее задание.
- Урок подходит к концу, о динозаврах можно говорить и говорить и нам предстоит ещё много интересного узнать о жизни этих животных.
(Задание даётся по группам. Каждая группа выбирает наиболее понравившееся ей задание).
1. Перед вами карточка(Приложение 7) со скелетом одного из динозавров. Вам нужно узнать, кому он принадлежит, из пластилина попытаться его вылепить. Найти о нём сведения, написать и оформить сообщение. ( Периоды его существования и образ жизни)
2. По предложенной схеме (Приложение 8) сделать из бумаги семью динозавров (папу, маму и их дитя) Найти сведения о том, как заботились о своём потомстве динозавры, написать и оформить сообщение.
3. По отрывку из произведения В.А.Обручева «Плутония" нарисовать описанного в нём динозавра. Найти о нём сведения, написать и оформить сообщение. ( Периоды его существования и образ жизни) (Приложение 9)
4. Найти интересные факты из жизни динозавров и сделать презентацию.
5. Сочинить сказку «Встреча с динозаврами» (Если бы динозавры жили в наше время).
6. Подготовить сообщение «Кто ещё жил в эпоху динозавров».
7. Придумать для ребят викторину о динозаврах.
VI. Итог.
В конце урока подводится итог, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса.
Рефлексия
- Продолжи предложение
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана. (Слайд 14)
В помощь учителю.
Материал для урока взят из следующей литературы:
- Атлас динозавров. Руперт Мэттьюс, «Русич», 2004.
- Атлас динозавров и других ископаемых животных, Е.Н. Курочкин, Москва «РОСМЭН», 2000.
- Динозавры. Моя первая энциклопедия, TIME - LIFE Кристина & C 1994.
- Книга Знаний в вопросах и ответах. МАХАОН, 2000.
- Мир вокруг нас «Удивительная жизнь динозавров», А.В. Пахневич, А.Е. Чегодаев, Москва «Астриль», 2001.
- Учебник «Природоведение – 4 класс», А.А. Плешаков, Москва «Просвещение» 2004.