Если школьник с первого класса подготовлен к тому,
что он должен учиться создавать, придумывать,
находить оригинальные решения,
то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального профиля…
Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно.»
Р.Дж. Стернберг, Е. Григоренко.
Актуальность.
В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.)
Из материалов ФГОС
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?
- Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
- В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
- В школе должны быть свои традиции.
- Школа должна давать современное образование.
- В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.
Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни.
Обновленное содержание образования.
Новое поколение образовательных стандартов.
Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей,
их сопровождения в течение всего периода становления личности.
К каждому ученику – индивидуальный подход,
миниминизирующий риски для здоровья в процессе обучения
(Пункты из президентской инициативы)
Портрет выпускника школы.
- Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
- Умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культур каждого народа.
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение.
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Противоречия:
- между высокими требованиями государства и образовательным процессом в массовой начальной школе;
- между специфичностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
Проблема.
Отсутствие :
- системы поддержки и сопровождения одарённых детей в начальной школе;
- программы работы с одарёнными детьми;
- методического сопровождения;
- диагностики по выявлению одарённых детей.
- неготовность учителя работать с одарёнными детьми.
Цель.
Создать модель работы с одарёнными детьми в начальной школе.
Объект исследования.
Психолого – педагогические условия работы с одарёнными детьми.
Предмет исследования.
Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе.
Гипотеза.
Создание и реализация модели работы с одарёнными детьми будет возможна при выполнении следующих условий:
- создана нормативная и учебно – материальная база для организации работы с одарёнными детьми;
- проведена диагностика одарённости;
- разработана Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе;
- разработано методическое обеспечение;
- созданы условия для психолого – педагогической подготовки учителей и родителей.
Задачи.
- Изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления одарённых детей, провести диагностику и создать банк данных по одарённым детям в начальной школе.
- Разработать Программу развития одарённых детей.
- Разработать методическое сопровождение.
- Подготовить учителей к работе с одарёнными детьми и повысить грамотность родителей в вопросах воспитания.
- Обновить нормативно-правовую базу по работе с одарёнными детьми.
Методы.
- Теоретический (изучение психолого - педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация и классификация).
- Экспериментальный (анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент).
- Статистический ( обработка полученных данных).
Сроки реализации.
Первый этап – диагностико-организационный ( 1 год ) Включает :
- Создание нормативно-правовой базы.
- Создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ.
- Изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей.
- Организация методического обеспечения.
- Повышение психолого-педагогической компетентности учителей.
Второй этап – организационно – практический (2 года).
- апробация программы работы с одарёнными детьми;
- мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка;
- отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми;
- методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей;
- отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;
- психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей.
Третий этап – рефлексивно – обобщающий ( 1 год).
- анализ и обобщение результатов развития одарённых детей;
- анализ мониторинга достижений каждого учащегося;
- анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми;
- определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ.
Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе.
Направления:
1. Координационное .
2. Диагностическое.
3. Кадровое.
4. Развивающее.
5. Информационное.
Алгоритм реализации программы.
Координационное направление:
- Организация работы коллектива.
- Обеспечение нормативно – правовой базы.
- Организация предметных кружков.
- Ресурсное обеспечение.
- Контроль и анализ деятельности.
- Формирование банка данных об одарённых детях.
Диагностическое направление:
- Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей.
- Проведение диагностики одарённых детей.
- Создание банка данных одарённых детей.
- Создание системы психологического сопровождения одарённых детей.
Кадровое направление:
- Повышение квалификации педагогов (курсы, мастер-класс, МО, создание творческих групп).
- Мотивация педагогов (оказание методической и финансовой помощи педагогам).
Развивающее направление:
- Создание образовательной среды для развития одарённых детей.
- Организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов.
- Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.
- Использование системы информационно – коммуникационных технологий.
Информационное направление:
- Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (реклама, создание интернет-сайта, выпуск стенгазет).
- Организация работы библиотеки.
Программа основных мероприятий.
№ | Мероприятия по направлениям. | Ответственные |
1 | Диагностика | Психолог, учителя начальных классов |
2 | Разработка Положения о работе с одарёнными детьми, | Директор |
3 | Разработка Программы «Одарённые дети в начальных классах» | Зам. директора по УВР, рук. МО нач кл., психолог. |
4 | Создание: банка данных об одарённых детях, информационной базы по проблемам одарённости детей. | Зам. директора по УВР, психолог, учителя. |
5 | Повышение профессиональной квалификации пед.работников, работающих с одарёнными детьми. | Зам. директора по УВР. |
6 | Деятельность методического совета. | Зам. директора по УВР. |
7 | Индивидуальная работа с педагогами. | Зам. директора по УВР. |
8 | Создание среды общения, самореализации. | Зам. директора по УВР. |
9 | Работа с родителями. | Зам. директора по УВР, психолог, учителя. |
10 | Привлечение внимания общественности. | Директор, родительский комитет |
11 | Участие педагогов в конференциях, конкурсах по проблемам одарённости. | Зам. директора по УВР. |
12 | Создание базы данных по методическому обеспечению. | Зам. директора по УВР, рук. МО |
Формы работы:
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
- участие в школьных и районных олимпиадах;
- проектная деятельность учащихся;
- посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
- конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
- создание детских портфолио.
Ожидаемые результаты.
- Реализация творческого потенциала детей:
- занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся.
- - создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости;
- - разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся;
- - использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
- - разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми;
- - обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
Методические результаты:
Оценка результативности.
№ | Критерии | Показатели |
1 | Самооценка личности | Наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера |
2 | Удовлетворённость учащихся, родителей, учителей жизне- деятельностью одарённых детей в школе. | Комфортность, защищённость личности одарённого школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей. |
3 | Конкурентоспособность одарённых учащихся.. | Эффективность и качество подготовки одарённых детей. Участие учащихся, педагогов в смотрах, олимпиадах, конкурсах. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одарённых выпускников. |
Риски и методы их коррекции.
Отсутствие материальной базы. | Оснащение материально – технической базы школы ( спонсорская помощь) |
Отсутствие подготовленных педагогов. | Повышение квалификации педагогов ( курсы, научно – практические конференции, МО, семинары) |
Отсутствие методической базы. | Создание банка данных методической литературы. |
Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний. | Стимуляция учащихся ( грамоты, гранты, денежные вознаграждения, призы) |
( Приложение 1 Презентация «Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе»).