Цели:
Предметные:
- ученик, который знает, что длина – это свойство предметов, которое можно измерить мерками см и дм, а результат измерения выразить числом;
- ученик, который умеет измерять длину отрезков в см и дм.
Метопредметные:
- ученик, который умеет сравнивать;
- ученик, который умеет выбирать действия;
- ученик, который умеет целепологать.
Личностные:
- ученик, у которого сформировано ценностное отношение к полученным знаниям;
- ученик, который понимает ценность полученных результатов.
Оборудование: карандаши, линейки, мерки (по 1 см и по 2 см), сигнальные карточки, демонстрационный циркуль.
1 этап. Включение детей в деятельность.
Цель:
- настроить детей на урок;
- вызвать интерес к предмету.
- По дороге 2 мальчика шли
И по 2 рубля нашли
За ними ещё 4 идут
Сколько найдут? (нисколько)- Поймите,
Математика сложна,
Но скажу с почтением
Математика нужна
Всем без исключения.
- Ребята, как вы считаете, в чём сложность математики?
2 этап. Актуализация знаний.
Цель: вспомнить способы сравнения длин предметов.
- Ребята, сравните 2 карандаша; карандаши одного цвета; одинаковые по форме, но разные по длине (один карандаш длиннее, а другой короче).
- Как проверить? (Проверяем наложением карандашей.)
- Как вы понимаете, что такое длина? (Это размер предмета, длину можно измерить наложением.)
- Ребята, кто согласен с Аней, поднимите сигнальные карточки.
- Посмотрите на рисунок. В какую коробку нельзя положить карандаш и почему?
На доске рисунок, на котором изображены карандаш и 2 коробки разной длины. Коробка 1 – короче, коробка 2 – длиннее. (Карандаш нельзя положить в коробку под номером 1, потому, что она короче, а карандаш – длиннее.)
- Ребята, как вы относитесь к ответу одноклассника? (Дети сигнальными картами показывают своё отношение к каждому ответу на вопрос одноклассников.)
- А как проверить, что коробка короче карандаша? (Нужно снять мерку с карандаша циркулем и приложить к коробкам по очереди.)
- Давайте так и сделаем. (Дети выполняют задание. Получают результат, что коробка 1 действительно короче карандаша.)
- Поймите моё высказывание. Длина – это величина, которую можно измерить сравнением мерок.
- Как вы это понимаете? (Если длину предметов нельзя сравнить наложением, то можно снять с них мерки и их сравнить.)
3 этап. Сообщение темы урока и постановка цели урока.
- Ребята, кто может назвать тему урока? (Длина, измерение предметов.)
Учитель открывает закрытую часть доски, на которой написано:
Тема: “Величина длина. Единицы длины”
Дети читают.
- Какую цель поставим на урок? (Узнать, что такое длина, познакомиться с мерами длины)
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Наклониться – три, четыре.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
4 этап. Создание проблемной ситуации.
Цель: создать ситуацию, с помощью которой дети сформулируют проблему.
- Откройте тетради. Найдите отрезок АМ и измерьте его длину мерками, которые на партах (мерки по 1 см и 2 см).
- Как вы поняли задание? Что у вас должно получиться в результате? (Должны узнать, сколько мерок войдёт в отрезок.)
Задание выполняется индивидуально. Затем дети предъявляют результаты.
- Что у вас получилось? (Дети говорят свои результаты, например: отрезок АМ равен 10 меркам.)
- У кого такой же результат, поднимите сигнальные карточки? (карточки поднимает часть детей, которые получили такой же результат.)
- У кого другой результат? (Отрезок АМ равен 5 меркам.)
- Как так получилось? У всех были мерки, а результаты разные. Объясните, как выполняли задание? (Прикладывали мерку и считали, сколько мерок вышло)
- Ребята, давайте поймём то, что сказал сейчас ваш одноклассник.
Ребёнок повторяет алгоритм измерения, а учитель на доске прикрепляет шаги алгоритма:
Выбираю мерку |
Последовательно укладываю мерку на отрезок |
Считаю число мерок |
Записываю число мерок |
5 этап. Проблематизация.
- Ребята, с какими затруднениями вы встретились на уроке? (Ребята называют проблемы, например: отрезок один, а длина получилась разная.)
6 этап. Депроблемизация.
- А почему у вас возникли эти проблемы, как вы думаете? (Длина получилась разная, потому что мерки были использованы разные.)
- Как измерить длину отрезка, чтобы получились одинаковые результаты? (Нужно сначала договориться, какой меркой измерять длину.)
- Откройте учебник на странице 142 и прочитайте, как измерять длину.
- Как вы поняли то, что прочитали? (Все люди договорились, какой меркой будут измерять длину. Они даже придумали названия этим меркам – сантиметр и дециметр, и инструмент для измерения длины – линейку.)
- Положите перед собой линейку. Что она напоминает? (Числовой луч.)
- Правильно. Расстояние между числами – мерки одинаковой длины. От 0 до 1 – 1 сантиметр, от 1 до 2 – 1 сантиметр и т.д.
Выполнение задания по-новому
- Давайте теперь измерим отрезок АМ линейкой. Совместим 0 на линейке с началом отрезка и посмотрим, на каком числе закончится отрезок, значит столько сантиметров длина отрезка. Так какова же длина отрезка? (Длина отрезка 10 сантиметров.)
- Записывается это так:
АМ = 10 см
- Ребята, а как по-другому можно записать длину отрезка АМ? (Дети отвечают, например: записали бы как АМ = 1 дм.)
- Поясни, пожалуйста. (На рисунке в учебнике в мерку дециметр укладывается 10 мерок сантиметр. Значит можно записать АМ = 1 дм.)
- Молодец! Действительно
1 дм = 10 см
- Это единицы длины.
Тренинг
- Начертите в тетради ломаную линию, у которой одно звено равно 7 см, второе – 3 см, третье – 6 см. Чему равна длина ломаной линии? (16 см.)
Рефлексия
- Какую цель мы ставили? (Что такое длина.)
- Кто ответит, что такое длина? (Длина, это величина, которую можно измерять в сантиметрах и дециметрах.)
- Ребята, чему вы научились? (Измерять отрезок, чертить отрезки нужной длины)
- Где мы можем использовать наши умения? (Можно измерять какой-нибудь предмет, рост.)
- Над чем ещё надо работать? (Потренироваться в измерении).