Тип урока:
Урок изложения и первичного закрепления знаний.Оборудование:
проектор, компьютер, информационные карты на столах учащихся.Цели и задачи урока:
Образовательные
- Актуализировать знания учащихся о строении атома азота на основании положения в ПС ХЭ Д.И.Менделеева.
- Рассмотреть физические и химические свойства азота в свете ОВР.
- Рассмотреть вопросы связывания атмосферного азота.
- Рассмотреть вопросы круговорота азота в природе
Развивающие
- Развивать химический язык.
- Развивать отличие понятий “элемент” и “простое вещество”.
- Развивать понятие “степень окисления” и умение её определять.
- Развивать критическое мышление через работу с учебным материалом.
- Развивать информационную компетентность учащихся,
Воспитывающие
- В ходе урока продолжить экологическое воспитание.
- Раскрыть значение работ учёных-химиков для дальнейшего развития науки.
Этап урока |
Примерная продолжительность этапов урока |
I. Организационный момент | 5 мин |
II. Заполнение информационной карты урока. | 20 мин |
1. Работа с учебником | 10 мин |
2. Сообщения учащихся | 10 мин |
III Закрепление знаний учебного материала | 15 мин |
1. Выполнение заданий у доски. | 10 мин |
2. Самостоятельная работа учащихся | 10 мин |
3. Проверка самостоятельной работы. | 5 мин |
IV. Информирование учащихся о домашнем задании | 2 мин |
V. Подведение итогов урока. Рефлексия. | 3 мин |
Ход урока
Учитель: Азот – элемент необыкновенный. Порою кажется, что чем больше мы о нем узнаем, тем непонятнее он становится. Противоречивость свойств элемента №7 отразилась даже в его названии, ибо ввела в заблуждение даже такого блистательного химика, как Антуан Лоран Лавуазье. Это Лавуазье предложил назвать азот азотом после того, как не первым и не последним получил и исследовал не поддерживающую дыхания и горения часть воздуха. Согласно Лавуазье, “азот” означает “безжизненный”, и слово это произведено от греческого “а” – отрицание и “зоо” – жизнь.
Современник и соотечественник Лавуазье Ж. Шапталь, не мудрствуя лукаво, предложил назвать элемент №7 гибридным латино-греческим именем “нитрогениум”, что значит “селитру рождающий”. Селитры – азотнокислые соли, вещества, известные с древнейших времен. Надо сказать, что термин “азот” укоренился только в русском и французском языках. По-английски элемент №7 – “Nitrogen”, по-немецки – “Stockton” (удушающее вещество). Химический же символ N – дань шапталевскому нитрогениуму.
Заполняя информационную карту урока, мы дадим характеристику азоту как химическому элементу и простому веществу, продолжим характеризовать физико-химические свойства азота.
II. Заполнение информационной карты урока.
1. Работа с учебником.
2. Сообщения учащихся.
Ученик 1. Азот в атмосфере Земли.
Ученик 2. Получение азота.
Ученик 3. Круговорот азота в природе.
III. Закрепление знаний учебного материала.
1.Выполнение заданий у доски.
Задание 1. Определить степень окисления элементов в соединениях: KNO3, AgNO3, NH4NO3, N2, Mg3N2, NO2, NО, N2О, НNO2.
Задание 2. Дать характеристику химической реакции: N2+3H2 = 2NH3 +Q
Задание 3. Рассмотреть окислительно-восстановительную реакцию: N2+3H2 = 2NH3 +Q
2. Самостоятельная работа учащихся.
I вариант
1. Число нейтронов а атоме азота.
А) 7 Б)14 В)15 Г) 8
2. Азот имеет степень окисления +4 в соединении.
А) Азот. Б) Оксид Азота (II). В) Оксид азота (IV). Г) Азотная кислота.
3. Какой вид химической связи в молекуле азота?
А) Ионная. Б) Ковалентная полярная. В) Ковалентная неполярная. Г) металлическая.
4. Укажите, к какому типу относится химическая реакция: 4NH3 + 3O2 > 2N2 + 6Н2О.
А) необратимая. Б) гетерогенная. В) окисления. Г) обмена.
5. Что означает слово азот в переводе с древнегреческого?
А) Жизнеутверждающий. Б) Безжизненный. В) Образующий селитру. Г) “Мифический воздух”.
6. Какой объем оксида Азота (II) образуется в реакции N2+O2 = 2NO –Q, если объем азота составил 2,24 л
А) 4,48 Б) 2,24 В) 44,8 Г) 67,2
II вариант
1. Число электронов в атоме азота.
А) 7 Б) 8 В) 14 Г) 15.
2. Азот имеет степень окисления +5 в соединении.
А) Азотная кислота. Б) Оксид Азота (II). В) Оксид Азота (IV) г) Азот.
3.Определите тип химической реакции: N2+O2 = 2NO –Q.
А) необратимая. Б) гетерогенная. В) эндотермическая Г) обмена.
4. Что участвует в фиксации атмосферного азота?
А) Клубеньки с микроорганизмами. Б) Вода. В) Пенициллин. Г) Известняки.
5. Какому ученому обязан Азот своим названием.
А) Лавуазье. Б) Ломоносову. В) Менделееву. Г) Бутлерову.
6. Какой объем аммиака образуется при синтезе N2+3H2 = 2NH3 +Q из 6,72 л. водорода? А) 4,48 Б) 22,4 В) 67,2 Г) 44,8
- Проверка самостоятельной работы.
IV. Информирование учащихся о домашнем задании
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Презентация. (Приложение 1)
Информационная карта урока Тема: _______________________________________________________________ |
Азот – химический элемент
|
Азот – простое вещество
|
Химические свойства азота |
Азот в природе |
Получение азота |
Круговорот азота в природе |