Учебные задачи:
- познакомить с традициями крестьянской семьи - изготовлением тряпичной куклы-скрутки;
- формировать представление о красоте и простоте конструкции куклы-скрутки и деталей её наряда;
- познакомить с художественными свойствами ткани: мягкостью цветом, орнаментацией;
- обучать приёмам выполнения куклы из ткани в народном костюме на основе традиционных приёмов: скручивания, присборивания ткани, соединения тканей при помощи тесьмы.
Материалы и инструменты: белая, цветная и с мелким рисунком х/б ткань, нитки, узкие ленточки, тесьма, ножницы.
Оборудование: памятки по технике безопасности, куклы-скрутки и современные куклы, иллюстрации с различными типами народного женского костюма, тест “Костюм Воронежского края”, набор картинной “звёздочки обдумывания” для второго класса, образцы тканей, портрет А.Н.Афанасьева
Ход урока
Организационный момент
Откройте души и сердца,
Скажите тёплые слова.
Друг другу улыбнитесь,
Добрее стать стремитесь!
1. Эмоциональный настрой
У: В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочь, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она - и скажет тебе, чем помочь несчастью.
Затем мать поцеловала дочь и померла…
2. Вводная часть
У. Наш урок начинается с удивительной русской сказки “Василиса Прекрасная” из собрания Александра Николаевича Афанасьева, нашего земляка. Он родился в городе Богучаре, а жил в городе Боброве Воронежской области в сентябре 1871 года. Александр Николаевич - автор большого сборника “Русские детские сказки”. Этот сборник включает около 600 текстов!
У: Если вам стало интересно, чем закончилась сказка, найдите и прочитайте её.
У: Как вы думаете, что стало с девочкой Василисой? Почему же стала маленькая сирота “Прекрасной”? (Ей помогала кукла)
У: Возможно такое? Какая из кукол (выставка современных и тряпичных кукол) могла быть подарена мамой дочке Василисе? Почему вы так думаете? (Кукла была сделана руками мамы, девочка набиралась сил, собиралась с духом, держа в руках куклу)
У: Почему такую силу имела простая кукла? Давайте попробуем ответить в конце урока.
3. Постановка темы урока, учебной задачи
У: Как вы думаете, чему мы научимся на этом уроке? (Изготавливать куклу)
Мы научимся изготавливать крестьянскую куклу-скрутку.
4. Работа над темой урока
1. Введение в тему
Важную роль отводил человек кукле, т.к. видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, а игра в куклы всячески поощрялась в семье. Русские крестьяне тщательно готовились к появлению в семье ребёнка. Вместе с приданым (пелёнками, одеждой) ребёнку сооружали куклу. Делали её без иголки и без ножниц (Почему?) Нельзя было ни уколоть, ни порезать. Ведь этот талисман должен был оберегать младенца. Игрушку сворачивали из цветных тряпок, и клали в пустую колыбельку: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним, приговаривая:
“Сонница-бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с этой куколкой”
Куколка становилась игрушкой не для ребёнка, а для бессонницы, болезни и всяких напастей. Она как бы отвлекала на себя злые силы, оберегала своих хозяев. Так её и называли - берегиня.
Куколку, сделанную своими руками, мать дарила взрослой дочке перед свадьбой (Зачем, как вы думаете?) (Чтобы было много детей)
У: А сейчас не сохранилось ли с тех времён каких-либо традиций, связанных с куклой? (Свадебный поезд украшается куклой)
У: В крестьянских семьях верили, что, чем больше и усерднее ребёнок играет, тем больше достаток в семье и счастливее жизнь. В некоторых избах кукол насчитывалось сто и больше. Кукол делали мама, бабушка или старшие сёстры. Они всегда находили время для этого, несмотря на тяжёлый труд. А с пяти лет малышка уже могла сооружать кукол. Это не стыдно - играть в куклы. Ведь в куклы играли даже девушки на выданье. По красоте её кукол судили о вкусе и умениях хозяйки. Девушки играли в кукол в свободное от работы время, - даже брали с собой в поле, а когда появлялась дочка, куклы переходили ей по наследству. Любимая игра была “в свадьбу”. Поэтому любая девочка знала все обряды и традиции своего народа.
2. Беседа
У: Почему же так популярна была именно тряпичная кукла в крестьянских семьях?
1.Доступность материала, бережливость: использовалось старое тряпьё.
2. Посильность.
3. Быстрота создания.
У: Как вы думаете, легко ли выполнять эту работу?
Прочитайте на доске поговорку:
Не трудное дело, да не всякому даётся.
Как вы её понимаете? (Даже в самом простом деле надо хорошо разобраться и постараться.)
3. Анализ образца
У: Рассмотрите образцы.
Выберите на доске иллюстрации необходимого для изготовления куклы материала (на доске знаки-иллюстрации: циркуль, нож, ножницы, ткань, игла, тесьма, бумага, нитки, клей, шило)
-Выберите необходимые инструменты (ножницы)
-Какие цвета ткани возьмёте? Почему? (яркие: красный, жёлтый, синий, зелёный)
У: Давайте заглянем в бабушкин сундук, в котором хранятся старые лоскутки. Можно ли найти подходящие по цвету и узору для нашей работы?
(Двое учащихся достают понравившиеся им лоскутки, объясняют, почему выбрали такие образцы)
У: Чем украшена кукла - образец? А чем бы вы украсили?
А если я захочу, чтобы моя куколка “была родом” из Воронежского края, то во что мне её одеть? Вспомните.
Повторение названий элементов женского костюма Воронежского края.
4. Правила техники безопасности.
С каким инструментом будете работать? (с ножницами) Найдите на доске рисунок этого инструмента. Прочитаем правила безопасной работы с ножницами. (У доски один ученик читает на обратной стороне карточки “Ножницы”).
Физкультминутка
Игра на внимание и закрепление названий элементов народной женской одежды “Одень куклу Пашу”
Учитель называет детали одежды, а дети оговоренными движениями показывают их. Темп постепенно ускоряется.
Слова для игры:
понёва (руки вдоль тела),
передник (руки на колени),
сорока (руки на голову),
навершник (руки на плечи),
рубаха (руки накрест на руки)
Практическая часть
1. Ход выполнения изделия
У: Рассмотрите порядок выполнения изделия (рисунки)
Расскажите, в каком порядке будете выполнять.
1. Скрутим скрутку из большого куска ткани.
2. Наденем на скрутку лоскуток.
Обмотаем нитками - получим голову куклы.
3. Выполним руки, перевязав края двух противоположных уголков лоскутка, оставив “ладошки”.
4. Изготовим одежду: понёву или сарафан, платок, фартук, пояс.
5. Оденем куклу.
У: Как прикрепить понёву? Как вырезать фартук?
2. Самостоятельная работа учащихся
Учащиеся выполняют работу под записи песен казачьего хора.
У: Если кто-то боится, что не справится сам в первый раз, можно выполнить одну куклу в паре, помогая друг другу. А дома изготовите куклу сами.
Итог урока
1. Практическое использование работы
У: Для чего можно использовать такую куклу? Кому её можно подарить?
У: Кто помнит вопрос, который я вам задала в начале урока? Так почему же имела такую силу простая тряпичная кукла?
2. Оценивание работ учащихся
3. Рефлексия
У: Скажите, что получилось у вас хорошо, легко? Что не получилось? Почему? Что бы вы сделали по-другому, если бы выполняли эту работу ещё раз?
Вы увидели, что даже лёгкую, на первый взгляд, работу нужно продумывать, учитывать недостатки в следующей работе.
4. Выставка работ
Учащиеся выставляют кукол рядом с куклами, купленными в магазине.
У: Давайте поаплодируем себе - ведь мы хорошо потрудились, научились выполнять новую работу.
А дома вы придумаете имя своей кукле и сказочную, волшебную историю про неё, а на уроке литературного чтения можете эту историю рассказать.
5. Уборка рабочего места