Конспект урока технологии во 2-м классе "Крестьянская кукла-скрутка"

Разделы: Начальная школа


Учебные задачи:

  • познакомить с традициями крестьянской семьи - изготовлением тряпичной куклы-скрутки;
  • формировать представление о красоте и простоте конструкции куклы-скрутки и деталей её наряда;
  • познакомить с художественными свойствами ткани: мягкостью цветом, орнаментацией;
  • обучать приёмам выполнения куклы из ткани в народном костюме на основе традиционных приёмов: скручивания, присборивания ткани, соединения тканей при помощи тесьмы.

Материалы и инструменты: белая, цветная и с мелким рисунком х/б ткань, нитки, узкие ленточки, тесьма, ножницы.

Оборудование: памятки по технике безопасности, куклы-скрутки и современные куклы, иллюстрации с различными типами народного женского костюма, тест “Костюм Воронежского края”, набор картинной “звёздочки обдумывания” для второго класса, образцы тканей, портрет А.Н.Афанасьева

Ход урока

Организационный момент

Откройте души и сердца,
Скажите тёплые слова.
Друг другу улыбнитесь,
Добрее стать стремитесь!

1. Эмоциональный настрой

У: В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочь, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она - и скажет тебе, чем помочь несчастью.

Затем мать поцеловала дочь и померла…

2. Вводная часть

У. Наш урок начинается с удивительной русской сказки “Василиса Прекрасная” из собрания Александра Николаевича Афанасьева, нашего земляка. Он родился в городе Богучаре, а жил в городе Боброве Воронежской области в сентябре 1871 года. Александр Николаевич - автор большого сборника “Русские детские сказки”. Этот сборник включает около 600 текстов!

У: Если вам стало интересно, чем закончилась сказка, найдите и прочитайте её.

У: Как вы думаете, что стало с девочкой Василисой? Почему же стала маленькая сирота “Прекрасной”? (Ей помогала кукла)

У: Возможно такое? Какая из кукол (выставка современных и тряпичных кукол) могла быть подарена мамой дочке Василисе? Почему вы так думаете? (Кукла была сделана руками мамы, девочка набиралась сил, собиралась с духом, держа в руках куклу)

У: Почему такую силу имела простая кукла? Давайте попробуем ответить в конце урока.

3. Постановка темы урока, учебной задачи

У: Как вы думаете, чему мы научимся на этом уроке? (Изготавливать куклу)

Мы научимся изготавливать крестьянскую куклу-скрутку.

4. Работа над темой урока

1. Введение в тему

Важную роль отводил человек кукле, т.к. видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, а игра в куклы всячески поощрялась в семье. Русские крестьяне тщательно готовились к появлению в семье ребёнка. Вместе с приданым (пелёнками, одеждой) ребёнку сооружали куклу. Делали её без иголки и без ножниц (Почему?) Нельзя было ни уколоть, ни порезать. Ведь этот талисман должен был оберегать младенца. Игрушку сворачивали из цветных тряпок, и клали в пустую колыбельку: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним, приговаривая:

“Сонница-бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с этой куколкой”

Куколка становилась игрушкой не для ребёнка, а для бессонницы, болезни и всяких напастей. Она как бы отвлекала на себя злые силы, оберегала своих хозяев. Так её и называли - берегиня.

Куколку, сделанную своими руками, мать дарила взрослой дочке перед свадьбой (Зачем, как вы думаете?) (Чтобы было много детей)

У: А сейчас не сохранилось ли с тех времён каких-либо традиций, связанных с куклой? (Свадебный поезд украшается куклой)

У: В крестьянских семьях верили, что, чем больше и усерднее ребёнок играет, тем больше достаток в семье и счастливее жизнь. В некоторых избах кукол насчитывалось сто и больше. Кукол делали мама, бабушка или старшие сёстры. Они всегда находили время для этого, несмотря на тяжёлый труд. А с пяти лет малышка уже могла сооружать кукол. Это не стыдно - играть в куклы. Ведь в куклы играли даже девушки на выданье. По красоте её кукол судили о вкусе и умениях хозяйки. Девушки играли в кукол в свободное от работы время, - даже брали с собой в поле, а когда появлялась дочка, куклы переходили ей по наследству. Любимая игра была “в свадьбу”. Поэтому любая девочка знала все обряды и традиции своего народа.

2. Беседа

У: Почему же так популярна была именно тряпичная кукла в крестьянских семьях?

1.Доступность материала, бережливость: использовалось старое тряпьё.

2. Посильность.

3. Быстрота создания.

У: Как вы думаете, легко ли выполнять эту работу?

Прочитайте на доске поговорку:

Не трудное дело, да не всякому даётся.

Как вы её понимаете? (Даже в самом простом деле надо хорошо разобраться и постараться.)

3. Анализ образца

У: Рассмотрите образцы.

Выберите на доске иллюстрации необходимого для изготовления куклы материала (на доске знаки-иллюстрации: циркуль, нож, ножницы, ткань, игла, тесьма, бумага, нитки, клей, шило)

-Выберите необходимые инструменты (ножницы)

-Какие цвета ткани возьмёте? Почему? (яркие: красный, жёлтый, синий, зелёный)

У: Давайте заглянем в бабушкин сундук, в котором хранятся старые лоскутки. Можно ли найти подходящие по цвету и узору для нашей работы?

(Двое учащихся достают понравившиеся им лоскутки, объясняют, почему выбрали такие образцы)

У: Чем украшена кукла - образец? А чем бы вы украсили?

А если я захочу, чтобы моя куколка “была родом” из Воронежского края, то во что мне её одеть? Вспомните.

Повторение названий элементов женского костюма Воронежского края.

4. Правила техники безопасности.

С каким инструментом будете работать? (с ножницами) Найдите на доске рисунок этого инструмента. Прочитаем правила безопасной работы с ножницами. (У доски один ученик читает на обратной стороне карточки “Ножницы”).

Физкультминутка

Игра на внимание и закрепление названий элементов народной женской одежды “Одень куклу Пашу”

Учитель называет детали одежды, а дети оговоренными движениями показывают их. Темп постепенно ускоряется.

Слова для игры:

понёва (руки вдоль тела),

передник (руки на колени),

сорока (руки на голову),

навершник (руки на плечи),

рубаха (руки накрест на руки)

Практическая часть

1. Ход выполнения изделия

У: Рассмотрите порядок выполнения изделия (рисунки)

Расскажите, в каком порядке будете выполнять.

1. Скрутим скрутку из большого куска ткани.

2. Наденем на скрутку лоскуток.

Обмотаем нитками - получим голову куклы.

3. Выполним руки, перевязав края двух противоположных уголков лоскутка, оставив “ладошки”.

4. Изготовим одежду: понёву или сарафан, платок, фартук, пояс.

5. Оденем куклу.

У: Как прикрепить понёву? Как вырезать фартук?

2. Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся выполняют работу под записи песен казачьего хора.

У: Если кто-то боится, что не справится сам в первый раз, можно выполнить одну куклу в паре, помогая друг другу. А дома изготовите куклу сами.

Итог урока

1. Практическое использование работы

У: Для чего можно использовать такую куклу? Кому её можно подарить?

У: Кто помнит вопрос, который я вам задала в начале урока? Так почему же имела такую силу простая тряпичная кукла?

2. Оценивание работ учащихся

3. Рефлексия

У: Скажите, что получилось у вас хорошо, легко? Что не получилось? Почему? Что бы вы сделали по-другому, если бы выполняли эту работу ещё раз?

Вы увидели, что даже лёгкую, на первый взгляд, работу нужно продумывать, учитывать недостатки в следующей работе.

4. Выставка работ

Учащиеся выставляют кукол рядом с куклами, купленными в магазине.

У: Давайте поаплодируем себе - ведь мы хорошо потрудились, научились выполнять новую работу.

А дома вы придумаете имя своей кукле и сказочную, волшебную историю про неё, а на уроке литературного чтения можете эту историю рассказать.

5. Уборка рабочего места