Цель:
- Учить определять спряжение глаголов с безударными окончаниями. Познакомить с алгоритмом.
- Развивать умение работать по алгоритму.
- Воспитывать чувство языка.
Оборудование: 1. Толковый словарь.
2. Карточка со словарным словом.
3. Мультимедиапроектор.
Ход урока.
I. Оргмомент. Проверка готовности к уроку. Запись в тетради даты и места работы.
II. Словарная работа.
1. Знакомство с новым словарным словом. (Концерт)
- Чтение слова, лексическое значение (чтение статьи в Толковом словаре)
- Орфоэпическое и орфографическое чтение слова, наблюдение в расхождении произношения и написания.
- Запись слова в тетради, постановка ударения, выделение орфограммы.
- Составление словосочетаний с данным словом.
- Составление предложений с новым словом.
2. Словарный диктант. (Слайд 1) Записать слова, вставляя пропущенные буквы.
Взаимопроверка (Слайд 2) и взаимооценка в парах (Слайд 3)
- Среди записанных слов найдите однокоренные слова, выделите корень.
- Найдите глаголы. Как определили?
Физкультминутка.
- Я буду называть разные слова. Если среди слов вы услышите глаголы, то выполните эти действия.
Самолет, прыгать, глаза, приседать, красивый, хлопать, веселый, наклон, наклоняться.
III. Повторение. Фронтальная работа.
- Измените глагол готовить по временам.
- Измените глагол сверкать по числам.
- Измените глагол стеречь по родам.
- Сделайте вывод, как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам, по числам, по родам)
- Что такое спряжение глаголов? (Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам) Сколько спряжений у глаголов?
- Проспрягайте глагол стеречь. К какому спряжению он относится? Почему? ( Этот глагол относится к I спряжению, т. к. в окончаниях гласная Е) (Слайд 5)
- Проспрягайте глагол сочинить. К какому спряжению он относится? Почему? ( Этот глагол относится ко I I спряжению, т. к. в окончаниях гласная И) (Слайд 6)
IV. Постановка проблемы.
- Спряжение глаголов с ударным окончанием определить легко, достаточно посмотреть на гласную в окончании. Если в окончании гласная Е, то глагол I спряжения, а если в окончании гласная И то глагол I I спряжения. (Слайд 7)
- А как же определить спряжение глагола с безударным окончанием?
V. Открытие нового знания. Знакомство с алгоритмом.
(Слайд 8)
- Найдите алгоритм в учебнике, прочитайте его. (С. 72 упр.256)
VI. Тренировочные упражнения.
- Пользуясь алгоритмом, выполните упр.257, с. 73. (1 ученик выполняет на доске с объяснением)
Выборочный диктант
- Послушайте отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды». Выпишите глаголы с безударными окончаниями. Определите спряжение этих глаголов.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут. И гласят…
- О каком времени года пишет Ф.И. Тютчев?
VII. Творческое задание.
1 вариант: Составить и записать 1 – 2 предложения о весне, используя данные слова (Слайд 10)
2 вариант: составить и записать небольшой текст о весне.
VIII. Итог урока.
- Помог ли вам алгоритм правильно писать безударные окончания глаголов?
IX. Рефлексия. (Слайд 11)
- Отметьте таким значком задание, которое вам больше всего понравилось.
X. Домашнее задание.
С. 73 алгоритм, с.94 упр.3.