Цель урока: ознакомление учащихся с понятием “информация” как знания и с формами получения знаний о реальной действительности.
Задачи:
- Расширить представления учащихся об информации; актуализировать и обобщить представления о чувственном познании окружающего мира.
- Развивать познавательный интерес к предмету; развивать навыки работы с таблицами.
- Воспитывать бережное отношение к компьютерной технике.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютерный класс, оснащённый компьютерной техникой, мультимедийным проектором.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока. Слайд №1. Презентация
Здравствуйте, садитесь.
Информацию я встречу, даже если не хочу,
В школе, дома, на прогулке ее везде я получу.
Информация – подруга, информация – сестра,
Без нее нам будет туго, ну а с нею жизнь светла!
Мы начинаем изучение новой темы “Человек и информация”. Открываем тетради, записываем тему урока.
2. Объяснение нового материала.
С понятием “информация” мы с вами знакомились ранее. Сегодня мы с вами рассмотрим понятие “информация” более углубленно и выясним, когда информация становится знанием для человека.
Скажите, как и откуда человек может получать информацию? (C помощью органов чувств, из газет, книг, от друзей, в процессе жизнедеятельности). Какой мы можем сделать вывод? Слайд №2
Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников. Слайд №3
В основном информацию человек получает в виде сообщений. Давайте рассмотрим несколько сообщений:
1) О чём вам “говорит” это сообщение? (Текст написан на арабском языке). Это сообщение не понятно, знание не пополнит.
2) Следующее сообщение (прочитайте). Текст написан на русском языке, информация новая, но не понятная. Знания не пополнятся, так как это информация не доступна вашему возрасту.
3) Следующее сообщение. Информация понятна, но не новая. Поэтому для вас ни каких знаний “не несёт”.
Вывод: В каком случае сообщение может пополнить наши знания? Слайд №4
Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются для человека понятными и новыми. Слайд №5
Условно знания можно разделить на две группы: факты и правила. Факты: знания о явлениях (смена времён года), знания о событиях (ВОВ 1941–1945 гг.), знания о свойствах объектов (вода может находиться в трёх состояниях), знания о зависимостях между объектами (у квадрата все стороны равны).
Правила: знания о последовательностях действий, направленных на достижение некоторой цели (порядок выполнения арифметических действий).
Физминутка
Если я называю факт – поднимаете руки вверх, если правило – хлопаете в ладоши.
1. Солнечное затмение происходит тогда, когда Солнце и Земля занимают положение на одной линии.
2. У квадрата все углы прямые.
3. Жи-, ши- пиши с И.
4. 988 год – Крещение Руси.
5. Я знаю, как найти периметр прямоугольника.
6. Фамилию, имя, отчество пишу с большой буквы.
Существует две формы получения знаний: чувственное познание и логическое познание. Сегодня мы с вами рассмотрим чувственное познание. Слайд №6
Как вы понимаете чувственное познание? (C помощью органов чувств)
Работа в группах.
Задание 1. Перед вами на партах лежат таблички. Сейчас каждая группа получает по тарелке с фруктом. Ваша задача, используя свои ощущения заполнить таблицу (приложение 1).
Результаты работы в группах.
Вывод: объект мы узнаём ни по одному ощущению, а по их совокупности. Целостное отражение объекта называется восприятием.
Опишите свойства лимона
Как вы узнали, что лимон обладает набором этих свойств? То есть вы воспользовались представлениями об объекте, который вы ранее воспринимали. Слайд №7
Перед вами слайд с изображением картины Шишкина “Утро в сосновом бору”, ваша задача рассказать об этом пейзаже с точки зрения: первая группа — художников, вторая группа — биологов. Слайд №8
Рассказы учащихся.
Вывод: восприятие человека индивидуально, зависит от сферы его жизнедеятельности.
3. Закрепление нового материала.
С какими понятиями мы с вами сегодня познакомились? (Информация, знания, факт, правило, ощущение, восприятие, представление). Слайд №9
Практическая работа за компьютером. Задание: продолжите фразы (приложение 2).
4. Домашнее задание.
Учебник § 2.1, 2.2.
РТ стр.39, № 2-6 (1), 7. Слайд №10
5. Оценивание.
Выставление и комментирование оценок за работу на уроке и практическую работу.
Приложение 1
Описание объекта, с помощью ощущений
Свойство объекта | Описание | Орган чувств |
Форма | ||
Цвет | ||
Вкус | ||
Запах |
Приложение 2
Продолжите фразы
Информация для человека - это | |
Информация понятна, если она | |
Сообщение может пополнить знания человека, если | |
К фактам относятся знания | |
К правилам относятся знания | |
Знания человека можно разделить на | |
Две формы получения знаний |
Факты и правила.
О последовательностях действий, направленных на достижение некоторой цели.
Чувственное и логическое познание.
Знания, которые он получает из различных источников.
Она выражена на языке, доступном для получателя.
Содержащиеся в нём сведения являются для человека понятными и новыми.
Об определённых явлениях, событиях, свойствах объектов и зависимостях между объектами.
Приложение 3
Презентация Microsoft Power Point.