Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности. Важная роль в решении этой задачи отводится новым информационным технологиям.
Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.
Мониторинг (при проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой 1987г.) показал, что познавательная активность у школьников развита недостаточно.
Эта проблема меня насторожила, и заставила о многом задуматься. Я вышла в Интернет на сайт «Сеть творческих учителей», изучила ряд литературных источников и увидела, что внедрение информационных технологий в образовательный процесс идет полным ходом. И решила попробовать ИКТ для активизации познавательной деятельности на своих уроках. И из всех примененных мною методов они оказались наиболее эффективными.
Использование информационных технологий существенно повышает качество образования, так как обеспечивает:
1) внедрение новых форм представления информации. Непосредственная, живая, или записанная предварительно мультимедийная информация, включающая не только текст, но и графические изображения, анимацию, звук и видеофрагменты;
2) расширение возможности школьной библиотеки. Возрастает объем и достижимость интеллектуальных ресурсов. Internet в сочетании с электронными каталогами библиотек обеспечивает доступ к гигантским собраниям информации, которая открыта вне зависимости от времени и расстояния;
3) применение новых форм учебных занятий. Использование компьютерных учебников повышает мотивацию учения школьников, выводит учителя на новый, современный уровень преподавания.
Информационно – коммуникативные технологии, применяемые на уроках географии, призваны направить внимание учащихся не на изучение разрозненных географических фактов, объектов и явлений, а на овладение способами работы с географической информацией, на формирование собственной аргументированной позиции, а также способствует созданию обстановки психологического комфорта.
Основные формы работы с ИКТ, применяемые мною на уроках географии:
- Организации самостоятельной работы учащихся по географии вне школьных занятий.
- Применение информационных технологий для расширения кругозора.
Выделяют следующие виды компьютерных программ:
учебные; тренажеры; контролирующие; демонстрационные; имитационные; справочно-информационные
В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса, в зависимости от цели и задач урока.
При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.
Уроки обобщающего повторения провожу в игровой форме (6-8) класс. Игры разрабатываю на основе собственно разработанного цифрового учебно-наглядного комплекса. Приложение 1
Разработка проекта.
Применение цифрового учебно-наглядного комплекса на уроках физической географии.
Проблема исследования: сформулирована следующим образом:
Какие компоненты информационно-коммуникационной технологии, возможно, использовать на уроках географии с наибольшей эффективностью?
Что должен содержать цифровой учебно-наглядный комплекс?
Как внедрить цифровой учебно-наглядный комплекс в учебный процесс?
Цель: разработать цифровой учебно-наглядный комплекс для использования на уроках физической географии (6-8 класс).
Объект: цифровой учебно-наглядный комплекс.
Учебно-наглядный комплекс (по определению Г.Н. Элькина) – набор учебных пособий, визуальных средств обучения, книг.[8]
Предмет: дидактические подходы к реализации цифрового учебно-наглядного комплекса на уроках физической географии.
Гипотеза исследования: использование цифрового учебно-наглядного комплекса на уроках физической географии будет способствовать активации познавательной деятельности школьников и станет возможным, при:
- комплексном использовании различных каналов поступления информации (зрительном, слуховом, мышечном);
- содержание дидактической модели применения цифрового учебно-наглядного комплекса основано на приведении в синхронное соответствие системы: учебник - атлас - контурная карта - цифровой учебно-наглядный комплекс.
Задачи исследования:
1.Отобрать необходимые компоненты информационно-коммуникационной технологии и наполнить содержанием само понятие «цифровой учебно-методический комплекс»?
2.Подготовить материал для создания цифрового учебно-наглядного комплекса.
3.Определить темы в курсе географии, где возможно использование комплекса.
Проведение апробации осуществлялось на базе Кинель-Черкасской СОШ №1 учителями географии – И.А. Ржевская, О.А. Бодрова.
Общая методология
Теоретическими источниками работы явились А.А. Лобжанидзе, «География. Планета Земля» А. П. Кузнецов, Л.Е. Савельева «География: земля и люди», Коринская В.А. «География материков и океанов», Крылова О.В. «Уроки географии», Сиротин В.И. «Практические и самостоятельные работы по географии».
Методы работы
Для изучения каждого аспекта проблемы был определён метод, адекватный исследуемому вопросу:
- Теоретический анализ и синтез использовался при изучении литературных источников;
- Метод экспертных оценок, опросно-диагностические методы (беседа, тестирование);
- Математические методы использовались на этапе анализа информации.
Этапы работы. Работа выполнялась в течение 2003- 2009 учебных годов.
Первый этап (2003-2004) - научно-практическое знакомство с проблемой.
Второй этап (2004-2005) - накопление эмпирического опыта и переосмысление уже имевшегося опыта по содержанию и особенностям цифрового учебно-наглядного комплекса.
Третий этап (2005-2006) - начало апробации на экспериментальном классе. Выдвижение гипотезы исследования, обработка полученных данных, анализ результатов, написание отчётов.
Четвертый этап (2006-2009) – использование во всех классах, где изучается физическая география.
Научная новизна работы состоит в следующем:
- Разработан авторский цифровой учебно-наглядный комплекс, содержащий материал, наиболее адекватно отражающий содержание современной физической географии.
- Разработана дидактическая система применения цифрового учебно-наглядного комплекса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в практику работы внедряется цифровой наглядно-учебный комплекс, позволяющий привести в синхронное соответствие материал учебника, атлас, контурную карту и цифровой наглядно-учебный комплекс.
Результативность
Сравнение ЗУН учащихся, участвующих в эксперименте и обучающихся по традиционной системе (классы по способностям примерно одинаковые)
ЗУН |
Класс, участвующий в эксперименте |
Класс, обучающийся по традиционной системе. |
Качество знаний по предмету |
76% |
73% |
Владение картой |
70% |
65% |
Умение определять координаты |
84% |
80% |
Умение составлять план местности |
74% |
70% |
Умение составлять план местности |
74% |
70% |
и т. д. |
|
|
Электронный носитель, содержащий визуальные и аудиальные средства обучения.
- фотоизображение географических объектов по темам
- технологические карты уроков (34)
- контурная карта – тренажер.
Результат применения ИКТ на уроках географии.
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии позволило мне, не только облегчает усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повысить мотивацию учащихся к обучению;
- активизировать познавательную деятельность;
- развивать мышление и творческие способности учащихся;
- формировать активную жизненную позицию,
- индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления
возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так
и отрабатывать элементарные навыки и умения;
- развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий
осознанно, а не списывая с доски;
- повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации,
фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики и т. д.);
- реализовать межпредметные связи географии с другими учебными предметами.
Широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов даст возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым детьми.
Использованная литература:
- Нагорная И.И. «География 7 класс. Поурочные планы» по учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева. Волгоград :Учитель, -2007
- Коринская В.А. «География материков и океанов»
- Крылова О.В. «Уроки географии»
- Кузнецов А. П., Савельева Л.Е «География: земля и люди»
- Лобжанидзе А.А., «География. Планета Земля»
- Сиротин В.И. «Практические и самостоятельные работы по географии».
- Щербицкий Е.П., Зологухина Г.А. «Использование компьютера при изучении регионального компонента» // «География в школе» №1 январь – февраль/ 1998
- Элькин Г.Н. География России. Природа. 8 класс: Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2003