Учебно-исследовательский проект "Человек творческий"

Разделы: География


 Сегодня современный ребенок, да и весь окружающий его мир проводит значительную часть своего времени за компьютером. Педагогам отставать нельзя ни в коем случае. Происходят значительные изменения в сознании детей в связи с достижениями в области информационно-коммуникативных знаний. Информационные технологии становятся приоритетными: виртуальные музеи, экскурсии, выставки, форумы, дискуссии и конференции и так далее – это реальности сегодняшнего мира школы. Поэтому второй год мои педагогические усилия были направлены на изучение и создание вместе с одаренными детьми виртуальных моделей и явлений окружающей действительности, в целях изменения видения окружающего нас мира и воспитания толерантного сознания в духе культуры мира. Мы утвердили следующий девиз нашей работы: «От проектирования виртуальных моделей и явлений окружающей действительности – к проектированию собственной жизни».

 Именно изучение школьного курса географии помогает увидеть особенность культуры народов мира, познакомиться с их законами, нормами, правилами. Считаю, что знание последних поможет освободится от собственного этно- и эгоцентризма и быть боле компетентными при встрече с представителями других культур. В первую очередь это воспитание человека мультикультуры, при которой овладение богатством других культур, идет без ущерба для ценностей собственной, свято соблюдаются права человека и принципы демократии, организуется общение – взаимодействие людей разных взглядов и конфессий.

 Почему именно одаренные дети?
После анализа литературы мы пришли к выводу, что под одарённостью следует понимать более высокую, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Интересно было узнать, в каких семьях рождаются одарённые дети? Американские учёные считают, что одарённый ребёнок может родиться в любой семье, в которой родители обладают полноценным здоровьем, независимо от культурного уровня. Только от культурно-педагогических факторов зависит, в какой мере будут реализованы задатки, какого уровня способности сформируются на их базе.
При создании проекта надо было узнать, какими чертами обладают одарённые дети? Разные авторы выделяют 3 основные черты:

1. Познавательная потребность, которая выражается в активности. Чем больше он узнаёт, тем более ему хочется знать; в потребности в самом процессе умственной деятельности, при этом ребенок сам получает удовольствие от умственного напряжения.

2. Интеллект. Характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям. Проявляется это в быстроте и точности выполнения умственных операций; в сформированности навыков логического мышления, стремлению к рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям; в богатстве словаря.

3. Креативность ( творческость) Это особый склад ума; установка на творческое выполнение задания; развитость творческого мышления и воображения

 В современном, быстро меняющемся мире, общество переосмысливает социальный заказ школе, корректирует цели и задачи школьного образования.
Кого мы должны воспитать сегодня? Какой человек нужен обществу? Главная цель работы всей школы изменилась. Если раньше нужны были люди, владеющие основами наук, всесторонне развитые личности, то сейчас школа должна воспитать личность активную, творческую, осознающую глобальные проблемы человечества и готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации,
мыслящие не шаблонно. Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.

 Если раньше считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане и в эмоциональном, то опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Сегодня нашему обществу необходимо вырабатывать принципы подлинного гуманизма заключающегося не в лозунге "всеобщей одаренности", а в уважении к уникальности каждой личности к ее неповторимости. Ведь люди различаются от природы самым основательным образом, в том числе и по своим талантам.
Школа в большей мере ориентируется на среднего ученика. На уроке учитель стремится подтянуть до программного уровня всех учащихся, а сильные, неординарные учащиеся остаются без внимания. Постепенно одаренные дети могут превратиться в далеко не самых лучших учеников, поскольку им уделяется недостаточно внимания на уроке.
Почему в начальных классах много детей, которые постоянно что-то спрашивают, чем-то интересуются, хотят большего объёма, глубины материала, почему среднем звене таких детей становится меньше, а в старших классах остаются единицы? Современные психологи утверждают, что для одаренного ребенка пагубно безразличие к его познавательной деятельности. Педагоги должны научиться «видеть» одаренных детей. Одарен необычно и развит не сам по себе ум человека, одарена его личность. Надо педагогам понять, что человек с развитыми способностями - другой и по характеру и по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с окружающими, по-другому трудится.

 Целостный подход к одаренному человеку, прежде всего к ребенку как к личности необходим, чтобы суметь развить его индивидуальные способности. Есть разные виды одаренности детей и, если одни опережают в своем развитии сверстников и необыкновенно легко усваивают человеческий опыт, то другие дети, которые наделены нестандартным видением, нешаблонным мышлением могут испытывать трудности в общении со сверстниками и педагогами. Особенно трудно таким детям с учителями. Зачастую педагогу в его рутинной работе трудно оценить, примириться с нешаблонностью восприятия деятельности одаренного ребенка. Часто у одаренного ребенка менее уживчивый характер, из-за чего у него нередки трудности в общении. Многие учителя, общаясь с одаренными детьми должны преодолевать свою собственную природу и свою направленность на передачу опыта и знаний.
Работа с одаренными детьми зачастую не праздник, полный непрерывного удовлетворения. Многие одаренные при первом знакомстве ничем не выделяются, и нужен большой опыт, специальные знания, чтобы заметить их в общей массе. Еще больше особой подготовки нужно чтобы уметь работать с такими детьми.
Таких детей в школе поджидают не только радости учения, но и разочарования и конфликты. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе. Большинству педагогов некогда заботиться об одарённом ребёнке, а иногда им даже мешают эти ученики, потому что они стремятся привлечь к себе внимание. Быстрое выполнение заданий, готовность ответить на вопрос учителя - для них желанная игра, соревнование. Таким детям мало того, что удаётся узнать и сделать на уроке. Многие учителя перестают спрашивать такого ученика, как бы не замечая его готовности к ответу. Многие же начинают упрекать его за то, что он «выскочка» и ребёнок становится всё менее активным на уроке, переключается на что-то постороннее. Именно способные дети нуждаются в нагрузке, которая соответствовала их умственным силам, но наши учителя, ориентированные на «средний» класс, чаще всего ничего им предложить не может.
Сегодня можно говорить о возникшем противоречии между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны от нас государство требует активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика.
В связи с этим у нас возникла необходимость в проведении определенной работы по совершенствования процесса обучения, где на первый план выходит актуальная проблема- работа с детьми, с признаками незаурядного интеллекта. Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым.
Одаренные дети обладают информационно-коммуникативными знаниями, используемыми всеми учащимися, сверхразвитостью виртуальных реальностей, приобретенных за счет неограниченного доступа к информационным технологиям наших детей. Всё это способствует познанию как « я- окружающий мир», так и «я - личность» наиболее полному проникновению одной культуры в другую.
Это легло в основу при выборе темы проекта: «Человек творческий».
Из существующих на сегодня стратегий обучения одарённых детей (ускорение и обогащение) нами выбрано обогащение.
Ускорение характеризуется раннем поступлением в школу, занятиями по ускоренному курсу в обычном классе, перепрыгиванием через класс, созданием профильных классов, частных школы. А обогащение- это спецкурсы, кружки, факультативы, разработка индивидуальных программ, проектов.
В связи с актуальностью проблемы обучения одарённых детей, нами была выдвинута гипотеза. Согласно гипотезе учебно-исследовательского проекта если:
-подготовить и разработать поэтапный проект развития индивидуальных способностей одарённых детей,
-активно включать одарённых детей в совместную творческую деятельность,
-вовлекать учащихся в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, поощрять использование дополнительной литературы, то повышается:
а) развивается мыслительная деятельность, речь учащихся
б) уровень самостоятельности уч-ся
в) качество знаний и умений
г) развиваются творческие возможности ребёнка

Этот подход значим и для меня, как педагога и для учащихся, он еще и необычен по своим результатам для нас учителей. Проект эффективен в воспитательной и эмоциональной сфере, развивает интерес и желание участвовать в судьбах других народов, позволяет творить и созидать, что соответствует требованиям современного общества к школе.

Для решения поставленных задач были использованы теоретические, эмпирические и практические методы:

Теоретические:
Анализ специальной методической, психолого-педагогической литературы.

Эмпирические:
а) собеседование
б) знакомство с работами школьников

Практические:
а) Для оценки эффективности выдвинутых в ходе учебно-исследовательского проекта положений проводились занятия в экспериментальной группе. Занятия проводились один учебный год 2005-2006 гг.
б) анализ полученных результатов, рекомендации психолога.

Цели и задачи проекта
1.Воспитание и развитие одаренных детей на основе включения в реализацию республиканской программы «Дарын»;
2.Изучение и создание вместе с одаренными детьми виртуальных моделей и явлений окружающей действительности;
2.Осознание и осмысление культурных и социальных традиций человечества;
3.Освоение ценностей нравственных, правовых и экологических, присущих мировой культуре;
4.Развитие нравственной свободы, толерантного сознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, готовности и способности к объективной самооценке, рефлексии, формирование оценочного суждения своих действий и поведения;
5.Воспитание и развитие информационной культуры членов
информационного общества;
6.Реализация способностей и склонностей одаренных детей.

 Стратегия и механизмы реализации
Стратегия проекта определяется формированием определенного образовательного пространства (воспитательного поля), для реализации всех сфер жизнедеятельности одаренного ребенка, как субъекта мировой цивилизации.
1.Реализация педагогической проблемы педагога «Развитие ключевых компетенций одаренных детей, как участников интегрированного образовательного сообщества на основе информационно-коммуникационных технологий и научно – исследовательской деятельности»;
2.Гуманизация учебного процесса, обеспечивающего разностороннее развитие личности на основе усиления гуманитарной, воспитывающей и практической направленности всех учебных предметов; использование методов обучения, активизирующих самостоятельность мышления и деятельность школьников; внедрения организационных форм обучения, обеспечивающих его индивидуализацию;
3.Гуманизация воспитательной системы школы, межличностных отношений учащихся и взаимоотношений детей и взрослых на основе выявления и логического развития всех творческих возможностей, способностей и талантов, самореализации личности школьника и удовлетворении ее запросов и интересов.

 После составления проекта и защиты его на методическом объединении педагог и психолог школы подбирали детей для работы по этому проекту. Нельзя сказать, что они отличались высоким уровнем одарённости, но у них на основе проведённого психологического теста были выявлены задатки к интеллектуальному творчеству.
Думаю, вы согласитесь, что одарённый ребёнок может иногда быть один на всю школу, считаем, что в школе надо работать и развивать детей, имеющих определённые задатки. Было отобрано 4 детей, с ними в течение года проводились занятия по 3-4 раза в неделю. Осуществлялась совместная работа детей с учителем.
В течение года, работая с детьми по проекту, учитель наблюдал, составлял характеристику на каждого, где отмечал успехи и неудачи. Школьный психолог проводил тесты, с целью изучения уровня развития интеллекта детей, их креативности. Все результаты оценивались по 10 бальной шкале, данные заносились в таблицу, учитывалась познавательная активность, креативность, интеллект. При беседах с детьми мы с психологом сделали вывод, что им нравится работать на занятиях: индивидуально и в группах. Занятия обогащают творческий потенциал детей, развивают их речь, мышление.
Выявление детей с неординарными способностями - это совместная работа школьного психолога и учителя. Существует большое количество психологических тестов для выявления различных видов одарённости:
-психомоторной
-интеллектуальной
-творческой
-в сфере общения

 Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.
Тест на творческое мышление – один из множества тестов, предложенных зарубежными и отечественными психологами:
1. Использование предметов (варианты употребления). Оценивается беглость и оригинальность.
2. Перечислить последствия гипотетической ситуации:
Вообрази, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.
3. Выражение - придумать предложение из 4 слов, в котором каждое слово начинается с заданной буквы.
4. Словесная ассоциация - привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
5. Составление изображений - нарисовать заданные объекты, пользуясь определённым набором фигур (круг, треугольник, прямоугольник, полукруг).
6. Эскизы - на рисунке приводится набор различных фигур, надо превратить это в изображение различных предметов.
7. Спрятанная форма - найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоконструированном изображении. Найти как можно больше знакомых предметов в сложном рисунке.
8. Задача со спичками - передвинув определённое количество спичек, получить заданное число квадратов, треугольников или сложить заданную фигуру.
9. Закончи начатую сказку.

 Психологом проведен подсчёт баллов за каждое задание и на этом основании можно судить о творческих способностях ребёнка.
Педагогу необходимо быть хорошим наблюдателем и психологом для выявления творчески одарённых детей. Существует большое количество форм работы с одарёнными в литературном плане детьми с целью развития их творчества, неординарности мышления, развития их речи.
При работе с одарёнными детьми:
-Прежде делается акцент на формирование умения учиться.
- Используется большое количество творческих заданий, ролевых тренингов, дискуссий.
- Исключается любое давление учителя, на занятии царит свободное общение.
- Необходимо самостоятельное добывание информации, уважение желания ребёнка работать самостоятельно.
-Надо поощрять настойчивость, активность.
- Ребёнку необходимо осознавать общественную значимость проблемы.
- Задания должны быть творческими, включающими исследования, анализ, доказательства и выводы по изучаемой проблеме; необходимо больше практических работ, работ со словарями, со справочной литературой.
Нами подмечено, что меняется и сам преподаватель, который работает с этими детьми. Преподаватель отказывается от категоричных суждений, чаще спрашивает мнение самих детей, меньше объясняет, больше слушает. Такой педагог- друг, всегда поможет, поддержит. Поэтому, прежде чем начать работу с одаренными детьми надо заняться самообразованием, познакомиться с литературой по этому вопросу, учитывать психологические особенности этой группы детей, уметь выявлять таких детей, владеть приёмами работы с ними.
Проведена работа по отслеживанию оценки роста одаренных детей:
Таблица 1
Познавательная активность. Интеллект

Фамилия, имя ученика Сентябрь Ноябрь Январь март май
Марат Зарина 8 8 9 9 9
Жусупова Айгерим 6 6 7 7 7
Олейникова Екатерина 8 8 8 9 9
Кусаинов Санжар 7 7 8 7 8

Таблица 2
Познавательная активность

Фамилия, имя ученика Сентябрь Ноябрь Январь март май
Марат Зарина 7 8 8 9 9
Жусупова Айгерим 6 6 7 7 8
Олейникова Екатерина 7 7 8 8 9
Кусаинов Санжар 7 7 8 8 8

По результатам таблиц видно, что уровень познавательной активности, интеллект детей пусть незначительно, но повысился.
Психолог школы, проанализировав структуру интеллекта тестируемых учащихся, предложил свои рекомендации. Эти рекомендации помогают педагогам строить работу в следующем году.
Анализ психологом творческого потенциала приведён в таблице 3.

 Таблица 3.

Фамилия имя ученика Репродуктивный интеллект Творческий потенциал Осведомлен-
ность
Арифметические задачи Классификация
Марат Зарина 10 8 10 7 9
Жусупова Айгерим 9 6 9 5 4
Олейнико-ва Екатерина 9 7 10 6 7
Кусаинов Санжар 8 7 8 6 6

 

Фамилия, имя ученика Сравнение Аналогии Беглость Гибкость
Марат Зарина 8 7 8 8
Жусупова Айгерим 6 6 7 6
Олейникова Екатерина 7 6 7 7
Кусаинов Санжар 6 7 7 7

Данная группа учащихся имеет потенциальные признаки одарённости в творческом плане.
Психологом даны рекомендации, как следует строить работу.
Марат Зарина
Наряду с совершенствованием наглядно - образного мышления, формировать способность к содержательно - образному обобщению.
Жусупова Айгерим
Развивать пространственные формы ориентации, теоретическое мышление.
Олейникова Екатерина
Построение образов восприятия и воображения различной модальности и формирование колористических способностей.
Кусаинов Санжар
Формировать умение выделять их части и отдельные свойства объекта и отношения между ними. Развивать как воображение, так и восприятие предметов и образов.
Были изучены и творческие возможности детей, результаты тестирования сведены в таблицу 4.

Таблица 4
Критерии креативности

Фамилия имя ученика Умение видеть предмет Беглость Понимание новой точки зрения Оригиналь-ность Анализ Синтез
Марат Зарина 8 8 7 9 7
Жусупова Айгерим 6 5 6 6 6
Олейнико-ва Екатерина 7 6 7 7 6
Кусаинов Санжар 7 6 6 6 5

 
На занятиях дети учатся общаться друг с другом, у них формируются такие качества как отзывчивость, доброта, терпимость. Важно, чтобы учитель не сравнивал одного с другим, так как это может ранить ребёнка. На занятиях ценится непосредственное, живое высказывание ребёнка. Учитель не приводит в пример работу одного, интерес представляет каждый ребёнок, его переживания, мысли, чувства.
При беседах с детьми мы сделали вывод, что им нравится работать на занятиях: индивидуально и в группах. Занятия обогащают творческий потенциал детей, развивают их речь, мышление.

Достигнутые и ожидаемые результаты
Так как проектная работа по теме «Человек творческий» проводится пятый год, то можно говорить о достигнутых результатах:
-дает ощутимые результаты целенаправленная работа с одаренными детьми:
учащимся стало легче адаптироваться в ученической среде;
-у детей изменились к лучшему отношения с педагогами;
-дети научились строить свои отношения с окружающими на взаимном уважении;
-дети овладели речевой культурой;
-учащиеся имеют творческие достижения в области создания виртуальных моделей окружающего мира;
-у детей изменились взгляды на проектирование собственной жизни.

 Дальнейшее развитие проекта:
Совершенствование содержания работы с одаренными на основе новых современных научных достижений с целью реализации принципа «одаренный ребенок - одаренное поколение».
Совершенствование проектной деятельности, объединение с поиск творчески работающими педагогами для создания единого пространства для реализации способностей и наклонностей одаренных детей.
Представление полученных результатов проектной деятельности на традиционных творческих конкурсах.
Поиск новых форм работы с одаренными детьми.

 География проекта
Общеобразовательная школа, внешкольные учреждения.

Экспертиза работы проекта
Говорить об экспертизе работы с одаренными детьми сложно, потому что нельзя поставить одарённость в один ранг с проверкой программных знаний и умений учащихся. На методическом объединении мы решили, что к оценке работы детей и учителя надо подходить очень осторожно, чтобы не ранить ребёнка, здесь должны работать вместе школьный психолог и учитель.
До сих пор бытует мнение, что работа с одаренными детьми, создание для них специальных школ и особых программ - все это не что иное, как формирование элиты нарушение правила равенства гуманизма. Но это не так. Надо сказать, что одаренные дети – это особый мир и, несмотря на определенные трудности работы с этими детьми, это удивительно интересная работа, это взаимное обогащение учащегося и педагога.

Проект состоит из следующих этапов:
1 этап – «Человек любопытный – человек узнающий».
На этом этапе учащиеся знакомятся с методами исследовательской работы, учатся ставить задачи, намечать пути их решения. Мы знакомимся с достижениями в области информационно-коммуникативных знаний, обмениваемся опытом, совместно ищем, что же будет конечным результатом в работе над собственным проектом. Это наиболее значимый этап, он требует внимания с моей стороны к каждому мнению, к каждой высказанной мысли ученика. Здесь я должна помочь им понять свою одаренность, непохожесть и собственную роль как участника в распространении особого типа отношений между людьми, построенного на взаимном уважении друг к другу, на терпимости к разным культурам.
Итогом завершения этого этапа будет научно-практическая конференция
«Я - любопытный и знающий».

2 этап – «Человек - знающий – человек - говорящий».
На этом этапе нужно помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе повысить речевую культуру, развить умение общаться. Это требует введения элементарных речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, что такое текст, как строятся тексты. Дети учатся слушать, говорить, сочинять. Вырабатывается культура речевого поведения, развивается чувство уместности высказывания, внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, - к формированию вежливой речи, учащиеся знакомятся с видами ораторского искусства, учатся грамотно защищать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, строить диалоги, вести себя при конфликтных ситуациях. Даётся понятие о структурной целостности текста, представление о типах текста, об их жанровых разновидностях. Главным на этом этапе является выработка терпимости к иному, отличному от собственного, мнению, умению слушать и слышать собеседника, умению разрешить конфликтную ситуацию.
Завершается второй этап проведением круглого стола «Я- человек говорящий ».

3 этап –«Человек – изобретатель – человек творящий».
На этом этапе мы работаем над собственными проектами. Здесь вырабатываются навыки работы в группах, оттачиваются лидерские качества, дети учатся работать совместно. При этом важно в начале работы вместе с детьми выработать правила совместной работы и требовать строгого их соблюдения. Очень важно создание условий эмоционально-комфортных для творчества детей, подбfор творческих заданий, педагог не должен ничего навязывать, надо создать такую атмосферу , когда ребёнку хочется поделиться своими мыслями, чувствами и переживаниями.
Итогом работы на этом этапе будет игра «Ярмарка идей».

4 этап –«Человек действующий – человек будущий».
На этом этапе мы завершаем работы учащихся в области информационно- коммуникационной культуры. Итогом этого этапа будут выступления учащихся перед педагогами и ученическим коллективом на празднике «Человек будущего».

5 этап-«Человек – исследователь»
На этом этапе мы выходим их стен родной школы и защищаем свои работы на городском и областном, республиканском и международном уровне. Итогом будет участие одаренных детей в различных творческих конкурсах городского, областного республиканского и международного масштаба.