Программа разработана для учащихся 1-х классов образовательных учреждений VIIIвида, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и может использоваться в классах, работающих по программе под редакцией В.В. Воропковой или И.М. Бгажновской. Педагогическая целесообразность курса обусловлена тем, что игровая деятельность более привычна и доступна первоклассникам с умственной недостаточностью при овладении или учебными навыками и формированию мотивации к обучению. Игровой материал подобран с учетом возрастных и психических особенностей первоклассников, соответствует уровню знаний и умений, целим и задачам образовательной программы 1-го класса.
Цель курса- повышение уровня общего развития учащихся; индивидуальная работа по восполнению пробелов и формирование учебных умений и навыков по родному языку и математике; подготовка к восприятию нового учебного материала; коррекция отклонений в развитии сенсорной сферы и речи; развитие высших психических функций; воспитание морально- волевых качеств ( самостоятельность, целенаправленность, умение отстаивать свою позицию, соблюдение правил поведения, умения слушать и слышать других), снижение утомляемости.
Задачами курса являются:
-развитие мышления на основе упражнений в сравнении, обобщении, группировки и классификации; установлении закономерностей;
-развитие логического мышления на основе упражнений в анализе- синтезе и установлении логических связей;
-развитие зрительной, вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;
-развитие зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении;
-уточнение и расширение представлений на основе развития чувственного восприятия ( активизация слухового, зрительного, тактильно- двигательного анализаторов);
-развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза;
-развитие навыков словообразования, активизация и расширение словарного запаса;
-развитие коммуникативных навыков: умения отвечать и задавать вопросы; самостоятельно описывать предметы;
-развитие интонационно- смысловой стороны речи;
-развитие подвижности артикуляционного аппарата;
-воспитание эмоциональной адекватности поведения, базовых эмоций личности, культуры поведения;
Содержание.
Для первоклассников, страдающих умственной недостаточностью, характерны: тугоподвижность мышления, затруднение в сравнении, обобщении, классификации; недоразвитие речи: бедность словарного запаса, несформированность фонематического анализа, грамматического строя и звязной речи. У большинства детей наблюдается нарушение общей и мелкой моторики, пространственной ориентировки. Детей отличает неорганизованность, большая отвлекаемость, неумение сосредоточится на задании, недостаточность волевых усилий, хаотичность действий, неумение работать по плану, неумение общаться друг с другом и взрослыми, неуверенность в себе, завышенная самооценка. Эти особенности психофизического развития первоклассников требуют особого применения нестандартных методов коррекционного обучения. Одним из таких эффективных методов , активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является игра. Игровая деятельность способствует созданию положительного эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность, дает возможность закреплять учебный материал без монотонности и скуки. В процессе игры дети приобретают необходимые навыки и умения в непринужденной обстановке. Игра способствует активизации психических процессов, развитию зрительного, тактильного, слухового анализаторов. В игре формируются представления о предметах и явлениях окружающей действительности; каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей, у которых опыт действий беден, не зафиксирован и не обобщен. Благодаря играм, можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать у него формированию умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи.
Выстроенные в определенной последовательности игры и упражнения, обеспечивают комплексное развитие высших психических функций, повышает у детей интерес не только к результатам своей работы, но и самому процессу познания.
Основными методами и формами обучения являются дидактические, ролевые и подвижные игры, занимательные упражнения. В основу упражнений и заданий предложенного планирования заложены закономерности формирования речи, математических представлений, а так же особенности организации учебного процесса для школьников, страдающих интеллектуальным недоразвитием.
Для удобства работы учителя к программе прилагается учебно-тематический план, в котором определено содержание каждого занятия и его цели (приложение 1).Программа успешно работала в школе в течении 10 лет и зарекомендовала себя как эффективный метод обучения детей с проблемами в развитии.
Список литературы:
- А.К. Аксенова, Э.В, Якубовская « Дидактические игры на уроках Русского языка в 1-4 кл., вспомогательной школы», II- М. «Просвещение», 1987.
- Д.Алльтхауз, Э. Дум « Цвет, форма, количество», II- М. «Просвещение», 1984
- А.Л.Былеева, И.М. Коротков «подвижные игры», II- М. «Просвещение», 1988
- О.Н. Дьяченко. Е.Л. Агаева « Чего на свете не бывает?», II- М. «Просвещение»,1991
- С.Д. Забрамная « Ваш ребенок обучается в вспомогательной школе», II- М. «Педагогика- пресс»,1993
- С.Д. Забрамная «Знаете ли вы нас? Хотите ли вы нам помочь?», II- М. «Просвещение»,1986
- А.А.Катаева, Е.А. Стребелива « Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых детей», II- М. «Бук- мастер», 1993
- Е.М. Минский « Игры и развлечения в группе продленного дня», II- М. «Просвещение», 1983
- З.А.Михайлова « Игровые занимательные задачи для дошкольников», II- М. «Просвещение», 1985-1986
- И.Ю. Матюгин» Тактильная память», II- М. «Просвещение», 1987
- С.Я. Рубенштейн « Психология умственно отсталого школьника», II- М. «Просвещение», 1979
- Г.С.Швайко « Игры и игровые упражнения для развития речи», II- М. «Просвещение»,1988
- В.В. Цвыткарный « Играем пальчиками и развиваем речь», II- Нижний Новгород «Флокс», 1995
- М.Ф. Фомичева « Воспитание у детей правильного произношения», II- М. «Просвещение»,1981