Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Обобщение и систематизация изученного:
- устная работа с текстом;
- аналитическая работа с текстом;
- чтение диалога;
- работа с учебником;
- работа по группам;
- цифровой диктант.
3. Подведение итогов.
Оборудование: мультимедийная установка, карточки со схемами предложений.
Цели и задачи урока:
образовательные:
- закрепить знания по теме “Пунктуация”;
- учить строить ответ с опорой на теоретические знания;
- отрабатывать умения правильной постановки знаков препинания.
развивающие:
- способствовать развитию устной и письменной речи учащегося;
- учить применять полученные знания на практике;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности;
- учить внимательному отношению и любви к слову, пробуждать интерес к поэзии.
воспитательные:
- способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
- формировать умение ставить цель, выделять существенное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе.
I. Организационный момент.
Приглашаю Вас совершить путешествие по стране Лингвинии. Перед нами карта, которая поможет нам совершить это путешествие. (Презентация. Слайд № 2)
II. Повторение пройденного.
1. Устная работа по карте.
- Внимательно посмотрите на неё и скажите, из каких областей языкознания состоит эта страна? (Морфемика, Лексика, Фонетика, Морфология, Синтаксис…)
- А как вы думаете, какое название должен носить этот (ничем не обозначенный) материк? Ведь, если присмотреться, то мы увидим, что он является неотъемлемой частью Синтаксиса. (Его название – Пунктуация) (Слайд №3).
- Попробуйте обосновать свой ответ (Синтаксис изучает предложения, а в предложении присутствуют знаки препинания)
Наша задача с вами посетить именно эту область языкознания.
- Можете предположить, о чём пойдёт речь на уроке?
(Мы будем говорить о важности знаков препинания в русском языке, о правилах их постановки и о функции, которую они выполняют)
Тема урока: Похвальное слово знакам препинания. (Слайд №4)
- Знаете ли вы, ребята, почему знаки препинания так называются? (Чтение предложений и текста происходит с препятствиями, отсюда название - знаки препинания)
- Как вы думаете, что сложнее, чтение с препятствиями или без них? Верный ответ можно найти после прочтения текста.
2. Устная работа с текстом. (Слайд №5)
С каждым часом ночь холодеет к рассвету воздух уже обжигает лицо лёгким морозом полотнища палатки чуть-чуть провисают и трава седеет от первого утренника пора вставать на востоке уже наливается тихим светом заря уже виднеются огромные очертания ив меркнут звёзды.
(К.Г. Паустовский)
- Ну, как, трудновато читать? А ведь именно так писали (только на древнерусском языке) до конца XV века.
- Что же нам необходимо сделать для прояснения смысла предложений и текста в целом? (Отделить предложения друг от друга, расставив знаки препинания.
- Давайте попробуем это сделать. Прочитайте ещё раз текст, показывая паузами конец предложений.
3. Аналитическая работа с текстом стихотворения.
- Проверьте, правильно ли вы это сделали? (Слайд №6)
- А просто ли понять прочитанное стихотворение? Проверим на примере отрывка из стихотворения А.С.Пушкина “Узник”. Прочитайте его выразительно в соответствии с поставленными знаками препинания. (Слайд №7)
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном…
- Как вы думаете, какую роль выполняет точка, поставленная в конце первого предложения? (Точка отделяет первое предложение от второго, помогая понять содержание первого четверостишия: узник находится в темнице, орёл клюёт пищу под окном)
- Что изменилось, если бы на месте точки стояла запятая? (Можно было бы подумать, что рассказ ведётся от лица узника, который сравнивает себя с орлом или это сам узник-орёл)
- Можно ли теперь сделать вывод о функции знаков препинания в конце предложения? (Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга, обеспечивая читающему и пишущему однозначное понимание предложения и текста)
- А какие ещё знаки препинания, кроме точки и запятой, используются в русской пунктуации? Для ответа на этот вопрос приглашаю вас на…
4. Парад-алле знаков препинания. (Слайд №8)
Кто бывал в цирке, тот знает, что представление начинается с парада-алле, когда все актёры выходят на сцену, чтобы зрители познакомились с ними. Глядя на эту арену со знаками препинания, найдите и назовите знаки, которые ставятся:
- в конце предложения: (Точка, восклицательный знак, вопросительный знак)
- внутри предложения: (Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)
- знаки препинания, которые могут стоять в любом месте предложения: (Кавычки, скобки, многоточие)
Вот перед вами одно и то же слово, записанное несколько раз. Сначала произнесите в уме эти слова так, чтобы они не прозвучали для вас одинаково.
Да, Да? Да! Да?! Да - а. Да: Да… (Слайд №9)
5. Чтение диалога парами. (Слайд №10)
А теперь постарайтесь прочитать парами шуточный диалог, в котором собрались все “Да”.
Вчера над нашей школой завис неопознанный летающий объект.
- Да?!
- Ты его видел собственными глазами?
- Да.
- А там были живые существа?
- Да; они были высокими и светловолосыми.
- Да? А они пытались с тобой заговорить?
- Да, только я ничего не понял. Да у меня и самого язык как будто отнялся.
- Да…
- Они быстро улетели?
- Да.
- Что помогло прочитать диалог с правильной интонацией, и что повлияло на речь читающего? (Поставленные знаки препинания помогли прочитать диалог и способствовали тому, чтобы речь была эмоциональной, выразительной). Таким образом, мы определили ещё одну функцию знаков препинания
6. Работа по учебнику.
- Продолжаем путешествовать? Посетим урок географии. (Учебник С.105, упр.265.)
- Прочитайте задание № 1.
- Опираясь на данный рисунок, сформулируйте географические термины. (Слайд №11)
Атмосфера - (воздушная оболочка Земли)
Гидросфера - (водная оболочка Земли)
Литосфера - (твёрдая оболочка Земли)
Мантия - (внутренняя сфера Земли, находящаяся под её корой и доходящая до ядра)
- Какие знаки препинания вы поставили в этих предложениях? Расскажите о правилах их постановки. (Тире поставили после терминов, так как между подлежащим и сказуемым, выраженными именами сущ. ставится тирe). (Слайд №12)
7. Работа в тетрадях.
Запишите оно из этих предложений, обозначая его грамматическую основу. Начертите схему предложения.
- Пользуясь словарём, объясните происхождение иноязычных слов: атмосфера, гидросфера, литосфера, мантия. (Первые три слова произошли от греческого языка, слово мантия - от лат.)
- Какой словарь нам помог это сделать? (Этимологический словарь)
- Докажите, глядя на рисунок, что у слова “мантия” есть омоним? (Мантия -“покрывало”, “накидка”, “плащ” - от манто)
При объяснении этимологии иноязычных слов мы с вами снова незаметно возвратились в страну Лингвинию.
8. Работа по группам.
- Что вы можете рассказать о знаках препинания, которые ставятся в середине предложения? Проведём эту работу по рядам.
1-я гр. – подготовит устное сообщение о постановке знаков препинания при однородных членах предложения и при обобщающих словах (примеры).
2-я гр. – готовит сообщение о знаках препинания при причастных оборотах (примеры).
3-я гр. – расскажет о знаках препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах (примеры).
- На какие вопросы отвечает причастный оборот? Деепричастный оборот? (Причастный оборот отвечает на вопросы какой (-ая, -ое, -ие)?; деепричастный - где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?)
9. Цифровой диктант. (Слайд №13)
Разделите тетрадный лист на два столбика (высотой на 2-3 строки). Выпишите в 1 столбик номера предложений, содержащих причастный оборот, во 2 столбик номера предложений, с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
(Слайд №14)
1. Продолжая двигаться огромная туча опускаясь всё ниже к земле смешалась с туманом.
2. Она словно расталкивала другие голубоватые облачка пытавшиеся расположиться по ветру.
3. Облачка походили на корабли выстроившиеся для морского сражения.
4. Вскоре по синей туче расползавшейся по всему небу со скоростью прибывающей во время прилива морской воды исчезли последние солнечные лучи.
5. Тёмно-серый свет просачивался сквозь длинное облако едва освещая землю.
6. Затрепетав прошумела листва на деревьях хотя даже слабый ветерок не колебал её.
7. Всё вокруг потемнело как это бывает после захода солнца.
- Назовите номера предложений, которые содержат причастный оборот. (2, 3, 4)
- Назовите предложения, которые содержат одиночное деепричастие и деепричастный оборот. (1, 5, 6)
- Какую функцию выполняли знаки препинания в этих предложениях? (Запятые выделяли смысловые отрезки, которые осложняют предложение)
- Почему не выписали 7-е предложение? (Оно не имеет оборотов)
9.Лингвистический анализ текста.
- Какая картина возникла перед вами при прочтении текста? (Картина пасмурного неба)
-Что вы можете сказать о стиле и о типе текста? Аргументируйте свой ответ. (Стиль текста - художественный, тип речи – описание. Используются художественно – выразительные средства: эпитеты, сравнения, олицетворения)
На этом наше путешествие подошло к концу. Осталось подвести его итоги.
III. Подведение итогов.
- Вспомним, для чего же служат знаки препинания в русском языке? Каковы их функции? (1 .Отделяют предложения друг от друга в тексте; 2. Способствуют эмоциональной, выразительной речи; 3. Выделяют смысловые отрезки, которые осложняют предложение) (Слайд №15)
Таким образом, мы увидели, что знаки препинания в русском языке играют важную роль. Именно по этому сегодня на уроке, путешествуя по стране Лингвинии, мы произносим им похвальное слово.
IV. Домашнее задание.
Домашнее задание: составьте свои примеры со словом “НЕТ” аналогично шуточному диалогу со словом “ДА”.