Образовательные задачи:
обучающая: закрепление умения проверять безударные гласные, глухие звонкие согласные в корне слова; формирование навыка правописания корня на основе сопоставления двух правил;
воспитывающая: воспитание читательского интереса;
развивающая: развитие внимания, орфографической зоркости.
Оборудование: классная доска, выставка книг Э.Успенского, видеомагнитофон, кассета с записью мультфильма “Зима в Простоквашино”, песня в записи “Кабы не было зимы”, у учеников – “сигнальные” карточки, написанные остановки, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы будем смотреть мультфильм.
- Герои этого мультфильма вам хорошо знакомы, но чтобы его посмотреть, нужно вначале выполнить все задания героев книги Э. Успенского. Путешествовать будем по остановкам (вывешивается карта с остановками – заданиями от героев мультфильма “Зима в Простоквашино”).
II. Остановка “Задание от кота Матроскина”.
а) Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1 1. Спишите, вставляя пропущенные безударные гласные. Проверяйте слова с безударной гласной, дописывая их в скобки. Небо г…лубое (…). Лес. За лесом луг. Озеро б…льшое (…), камыши вокруг. З…лотятся (…) всюду ровные п…ля (…). Это ты, р…дная (…) русская з…мля (…)! |
Карточка № 2 1. Спишите, приписывая слова в единственном числе. Подчеркните согласные буквы на конце слова. Дожди – дождь, посевы - … заводы - … камыши - … кроты - … обозы - … медведи - … морозы - … грибы - … шкафы - … 2. Запишите одно предложение с любым из этих слов второго столбика. |
б) Минутка чистописания.
- Внимательно посмотрите на данную запись (слова записаны на доске):
большой – маленький
сухой - ?
война - ?
старый - ?
глубокий - ?
твёрдый - ?
- Если правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
(Предлагаемый ответ: К словам надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м).
- Молодцы. Мы сегодня будем писать букву м (прописывают одну строчку этой буквы и соединения с ней).
в) Словарная работа.
- А сейчас словарная работа. Я загадаю вам загадки, а отгадки мы запишем в тетрадь через запятую (один ученик у доски).
Загадка 1: “Труд в саду он уважает, гусениц он уничтожает!
Есть на дереве “дворец”, в нём живёт с семьёй… (скворец)”.
Загадка 2: “Хочешь бегать далеко, хочешь прыгать высоко, пей почаще… (молоко)”.
Загадка 3: “Рыбой рек, озёр питается, на морских волнах качается, крики резки. Отвечай – ка, как зовётся птица … (чайка)”.
Загадка 4: “Слово начинается на букву м, заканчивается на букву т, в нём 5 букв, обозначает действие предмета … (метёт)
Загадка 5: “Берегите уши, нос. Здесь ведь прячется … (мороз)”.
- Какое слово лишнее? Почему? (Метёт, так как обозначает действие предмета)
III. Остановка. “Задание от пса Шарика”.
а) Работа над составом слова.
- Подберите и запишите слова с корнем мороз (один ученик у доски),
Разберём некоторые из слов по составу.
- А какие стихи со словом мороз вы знаете? А кто написал эти стихи? (А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, С.Я.Маршак, …)
- Придумайте предложение со словом морозный.
- Одно из предложений запишем в тетрадь с комментированием. (Один ученик у доски, учитель предлагает предложение: “Морозные дни для лесных зверей и птиц – настоящее горе)
- Как вы проверяете безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые ударением)?
- Как вы проверяете звонкие и глухие согласные на конце корня?
IV. Физкультминутка.
Звучит песня “Кабы не было зимы” из мультфильма “Зима в Простоквашино”. Учащиеся из ватных шариков (“комья снега”) лепят снежную бабу по рядам и называют “зимние” слова.
V. Остановка “Задание от коровы Мурки”.
а) Работа с “сигнальными” карточками.
- Я буду называть слова, а вы поднимайте карточку с нужной буквой.
- Устно подбирайте проверочное слово.
(а, о, е, я) - Зима, поля, снежок, тропа, носы, старик, пеньки.
(б/п, в/ф, г/к, з/с, д/т, ж/ш) - Коробка, тетрадь, сугроб, шапка, фуражка, сапог, шубка, кофта.
VI. Остановка. “Задание от дяди Фёдора”.
а) Письмо по памяти.
- Вы сейчас прочитаете отрывок из стихотворения “Каток”.
- О чём оно?
- Заучите эти строки, будем писать по памяти. Какие слова с безударной гласной в корне слова вам встретились, как проверили?
А какие слова с парной звонкой / глухой согласной? Как проверяли?
Холод – холодище
По двору идёт,
Лужу превращает
В серебристый лёд.
б) Взаимопроверка тетрадей. Оценивание соседа по парте по данному виду работы.
VII. Остановка. “Задание от галчонка Хватайки”.
а) Подведение итога урока. Оценивание.
- Какие 2 (два) правила мы сегодня закрепляли?
- Что между ними общего? (Учат писать корень)
- Чем они различаются? (Проверочными словами)
- Все остановки пройдены. Вы показали хорошие знания.
VIII. Остановка. “Просмотр мультфильма “Зима в Простоквашино””.
а) Рефлексия.
- На столах лежат лепесточки от ромашки, на них напишите ответ на вопрос. Какой получился у нас урок?. (Ученики выходят к доске и прикрепляют лепестки в виде ромашки в середине написанное слово урок)
- А сейчас посмотрим мультфильм “Зима в Простоквашино”.
б) Домашнее задание.
- Написать по 10 слов в два столбика на правила урока.