Урок русского языка в 3-м классе "Правописание слов с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Образовательные задачи:

обучающая: закрепление умения проверять безударные гласные, глухие звонкие согласные в корне слова; формирование навыка правописания корня на основе сопоставления двух правил;

воспитывающая: воспитание читательского интереса;

развивающая: развитие внимания, орфографической зоркости.

Оборудование: классная доска, выставка книг Э.Успенского, видеомагнитофон, кассета с записью мультфильма “Зима в Простоквашино”, песня в записи “Кабы не было зимы”, у учеников – “сигнальные” карточки, написанные остановки, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы будем смотреть мультфильм.

- Герои этого мультфильма вам хорошо знакомы, но чтобы его посмотреть, нужно вначале выполнить все задания героев книги Э. Успенского. Путешествовать будем по остановкам (вывешивается карта с остановками – заданиями от героев мультфильма “Зима в Простоквашино”).

II. Остановка “Задание от кота Матроскина”.

а) Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

1. Спишите, вставляя пропущенные безударные гласные. Проверяйте слова с безударной гласной, дописывая их в скобки.

Небо г…лубое (…). Лес. За лесом луг. Озеро б…льшое (…), камыши вокруг. З…лотятся (…) всюду ровные п…ля (…). Это ты, р…дная (…) русская з…мля (…)!

 

Карточка № 2

1. Спишите, приписывая слова в единственном числе. Подчеркните согласные буквы на конце слова.

Дожди – дождь, посевы - …

заводы - … камыши - …

кроты - … обозы - …

медведи - … морозы - … грибы - … шкафы - …

2. Запишите одно предложение с любым из этих слов второго столбика.

б) Минутка чистописания.

- Внимательно посмотрите на данную запись (слова записаны на доске):

большой – маленький

сухой - ?

война - ?

старый - ?

глубокий - ?

твёрдый - ?

- Если правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

(Предлагаемый ответ: К словам надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м).

- Молодцы. Мы сегодня будем писать букву м (прописывают одну строчку этой буквы и соединения с ней).

в) Словарная работа.

- А сейчас словарная работа. Я загадаю вам загадки, а отгадки мы запишем в тетрадь через запятую (один ученик у доски).

Загадка 1: “Труд в саду он уважает, гусениц он уничтожает!

Есть на дереве “дворец”, в нём живёт с семьёй… (скворец)”.

Загадка 2: “Хочешь бегать далеко, хочешь прыгать высоко, пей почаще… (молоко)”.

Загадка 3: “Рыбой рек, озёр питается, на морских волнах качается, крики резки. Отвечай – ка, как зовётся птица … (чайка)”.

Загадка 4: “Слово начинается на букву м, заканчивается на букву т, в нём 5 букв, обозначает действие предмета … (метёт)

Загадка 5: “Берегите уши, нос. Здесь ведь прячется … (мороз)”.

- Какое слово лишнее? Почему? (Метёт, так как обозначает действие предмета)

III. Остановка. “Задание от пса Шарика”.

а) Работа над составом слова.

- Подберите и запишите слова с корнем мороз (один ученик у доски),

Разберём некоторые из слов по составу.

- А какие стихи со словом мороз вы знаете? А кто написал эти стихи? (А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, С.Я.Маршак, …)

- Придумайте предложение со словом морозный.

- Одно из предложений запишем в тетрадь с комментированием. (Один ученик у доски, учитель предлагает предложение: “Морозные дни для лесных зверей и птиц – настоящее горе)

- Как вы проверяете безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые ударением)?

- Как вы проверяете звонкие и глухие согласные на конце корня?

IV. Физкультминутка.

Звучит песня “Кабы не было зимы” из мультфильма “Зима в Простоквашино”. Учащиеся из ватных шариков (“комья снега”) лепят снежную бабу по рядам и называют “зимние” слова.

V. Остановка “Задание от коровы Мурки”.

а) Работа с “сигнальными” карточками.

- Я буду называть слова, а вы поднимайте карточку с нужной буквой.

- Устно подбирайте проверочное слово.

(а, о, е, я) - Зима, поля, снежок, тропа, носы, старик, пеньки.

(б/п, в/ф, г/к, з/с, д/т, ж/ш) - Коробка, тетрадь, сугроб, шапка, фуражка, сапог, шубка, кофта.

VI. Остановка. “Задание от дяди Фёдора”.

а) Письмо по памяти.

- Вы сейчас прочитаете отрывок из стихотворения “Каток”.

- О чём оно?

- Заучите эти строки, будем писать по памяти. Какие слова с безударной гласной в корне слова вам встретились, как проверили?

А какие слова с парной звонкой / глухой согласной? Как проверяли?

Холод – холодище
По двору идёт,
Лужу превращает
В серебристый лёд.

б) Взаимопроверка тетрадей. Оценивание соседа по парте по данному виду работы.

VII. Остановка. “Задание от галчонка Хватайки”.

а) Подведение итога урока. Оценивание.

- Какие 2 (два) правила мы сегодня закрепляли?

- Что между ними общего? (Учат писать корень)

- Чем они различаются? (Проверочными словами)

- Все остановки пройдены. Вы показали хорошие знания.

VIII. Остановка. “Просмотр мультфильма “Зима в Простоквашино””.

а) Рефлексия.

- На столах лежат лепесточки от ромашки, на них напишите ответ на вопрос. Какой получился у нас урок?. (Ученики выходят к доске и прикрепляют лепестки в виде ромашки в середине написанное слово урок)

- А сейчас посмотрим мультфильм “Зима в Простоквашино”.

б) Домашнее задание.

- Написать по 10 слов в два столбика на правила урока.