Обобщающий урок музыки по теме "Русские народные песни и пляски"

Разделы: Музыка


Цель урока: обобщить знания детей о русских народных песнях и плясках полученных на предыдущих уроках.

Задачи:

  • прививать детям любовь к своей культуре, истории на примере прослушивания русских народных песен.
  • показать возможность использования композиторами в своем творчестве мелодий русских народных песен. ( А.Лядов" Плясовая")
  • развивать творческие способности на примере импровизации танцевальных движений под музыку русской пляски и имитации игры на музыкальных инструментах, сочинения музыкальной импровизации колыбельной песни на народный текст.
  • развивать память, вокальные и певческие навыки при разучивании и исполнении русских народных песен.

Оборудование:

  • карточки, характеризующие музыкальные произведения;
  • рамзапись русской народной песни "Ах вы, сени" в исполнении оркестра народных инструментов и "Плясовой" А. Лядова;
  • картинки с изображением инструментов русского народного оркестра.

Ход урока

Дети входят в класс под музыку русской народной песни "Во поле береза стояла".

Организационный момент.

I. Музыкальное приветствие (по звукам тонического трезвучия)

II. Целеполагание.

Учитель.

У русских песен крылья лебединые,
До глубины открытая душа.
По вечерам, над золотом рябиновым
Они плывут куда-то не спеша:
Они летят,
Веселые и грустные,
Не прерывая кружевную нить:
У русских песен
Бьется сердце русское
И от России
Их не отделить.

- Ребята, вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили на предыдущих уроках в 3 четверти?

Дети: Мы говорили о русских народных песнях.

Учитель: Дома вам нужно было записать в тетрадях все известные народно-песенные жанры. Давайте озвучим их.

Дети: Плясовые, хороводные, шуточные, протяжные, колыбельные, частушки.

III. Беседа.

Учитель: Я предлагаю вам сейчас вспомнить все русские народные песни, с которыми мы успели познакомиться.

Представьте себе, что мы живем в деревне. Летом, к вечеру, когда все работы в поле, в саду, по дому закончены, выходят сельские жители на улицу и собираются все вместе. После трудового дня приятно отдохнуть, послушать разные истории, попеть песни хором, поиграть на баяне, балалайке, домре, рожке, поводить хороводы, сплясать.

IV. Слушание р.н.п. "Ах вы, сени".

Учитель: Во время прослушивания подумайте, к какому виду относится эта песня?

Дети: это веселая пляска.

Учитель: Молодцы! А как вы догадались об этом?

Дети: Она звучала в быстром темпе, отрывисто, игриво, весело, танцевального характера.

Учитель: Редкая песня обходилась без пляски. А как вы думаете, какие движения должны быть у танцующих людей под эту песню?

Дети: Танцующие люди должны приседать, подпрыгивать и прихлопывать в ладоши и т.д.

Учитель: Звучание, каких инструментов вы услышали в этой плясовой? Дети: Баяна, домры, балалайки и т. д.

Учитель: Хорошо. А теперь давайте сами попробуем изобразить танцоров и музыкантов, играющих на русских народных инструментах. Для этого разделимся на две группы:

  • 1-я группа изображает танцующих людей,
  • 2-я группа имитирует игру на русских народных инструментах (девочки на домрах, а мальчики на баянах и ложках)

V. Импровизация движений под музыку р.н.п. "Ах вы, сени".

VI. Пение и импровизация движений под р.н.п. "Как пошли наши подружки".

Давайте вспомним, какие еще есть русские народные песни, сопровождающиеся движениями?

Дети: Это хороводные песни.

Учитель: А какие движения должны быть в хороводных песнях?

Дети: - Нужно взяться за руки и ходить по кругу под музыку.

- А еще можно изображать то, о чем поется в песне.

Учитель: Какие хороводные песни вам известны?

Дети: "Как пошли наши подружки".

Учитель: Я предлагаю девочкам выйти на середину класса и " разыграть" песню по ходу сюжета. А мальчики возьмут ложки и будут отстукивать сильную долю -ритмический аккомпанемент.

Исполнение и импровизация песни детьми под ф-но.

Учитель: Ребята, вы так здорово танцуете! Русский композитор А.Лядов тоже очень любил русскую народную музыку, что даже использовал в своем творчестве мелодии русских народных песен и плясок. Сейчас прозвучит "Плясовая" А.Лядова, после чего вы должны ответить на вопрос: Почему композитор именно так назвал свое произведение?

VII. Слушание "Плясовой" А.Лядова.

Учитель: Перед тем как ответить на вопрос давайте проанализируем это произведение. На доске вывешены карточки с определением характера и настроения. Вам нужно выбрать те, которые наиболее подходят к характеристике произведения. (Дети называют подходящие карточки, ненужные с доски снимаются)

Учитель: молодцы! Вы все правильно сделали и поэтому сразу стало, понятно, почему произведение называется " Плясовая". (Танцевальный характер, быстрый темп, настроение игривое и т. д.)

VIII. Определение народно-песенных жанров.

Учитель: На доске выписаны названия 3-х русских народных песен: "Не летай соловей", "Как под горкой", "Дудка". Я буду исполнять их, а вы постарайтесь определить к какому жанру относится каждая песня. Свои ответы обоснуйте.

Учитель исполняет р.н. песни на ф-но, дети определяют жанр каждой песни, обосновывая свои ответы.

IX. Сочинение-импровизация мелодии "КОЛЫБЕЛЬНАЯ".

Учитель:

Пока пели и плясали,
День закончился,
И вот в небе звезды замерцали,
Месяц над рекой плывет.

А какие народные песни исполняются в вечернее время суток?

Дети: Вечером обычно поют колыбельные песни.

Учитель: Попробуем сами сочинить колыбельную песню на народный текст. Посмотрите на с.5 учебника записаны слова нашей колыбельной.

Для начала нужно определиться, какой должна быть мелодия колыбельной?

Дети: Мелодия должна быть ласковой, не быстрой, не громкой.

Учитель: Как нужно исполнять колыбельные?

Дети: Колыбельные исполняются мягко, нежно, убаюкивающе, напевно. Учитель: придумайте сначала ритм, прохлопайте со словами. (Дети выполняют задание.)

А теперь придумаем мелодию к нашей колыбельной. (Наиболее удавшиеся варианты исполняются всем классом.)

X. Итог

Учитель:

Все сегодня отличились,
Каждый, каждый - молодец.
А теперь пора прощаться,
Уроку наступил конец.

Итак, мы познакомились со многими народно-песенными жанрами. Давайте, еще раз их перечислим.

Дети: Плясовые, хороводные, шуточные, протяжные, колыбельные. Учитель: А по каким отличительным призракам мы их определяем?

Дети: Мелодия плясовых - задорная, веселая; хороводных - мягкая, напевная; шуточных - веселая, игривая; а колыбельных - не громкая, ласковая.

XI. Домашнее задание.

Учитель: Молодцы. Дома поспрашивайте мам и бабушек, какие они знают русские народные песни и сами постарайтесь определить к каким видам они относятся. А на следующем уроке мы продолжим знакомство с новыми музыкальными произведениями и новыми песнями. Для этого мы отправимся в путешествие по временам года в музыкальный волшебный лес.

Урок окончен. Всем спасибо за работу.