Коррекционное занятие по курсу "Развитие мимики и пантомимики"

Разделы: Начальная школа


Цели: Формировать умение воспроизводить мимические, жестовые и пантомимические движения в соответствии с заданием; формировать навык распознавания эмоций по графическому изображению.

Задачи: Развивать умение описывать свое настроение, распознавать эмоциональное состояние других. Развивать умение имитировать движения, соответствующие разным эмоциональным состояниям человека.

Корригировать отставание в локомоторном развитии. Способствовать развитию эмоциональной сферы детей, обогащению их чувственного и социального опыта.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Преподаватель: Ребята, сегодня вы совершите увлекательное путешествие во владения волшебницы зимы. Ваша задача – показать, как двигаются герои игр и упражнений, говорят, танцуют, чувствуют, выражают свои эмоции. Другими словами, вы попробуете выражать свое эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов и пантомимических движений. Наш урок посвящен радости.

2. Основная часть.

1. Упражнение “Котелок настроения”.

     Сегодня мы будем варить настроенье.
     Положим чуть-чуть озорного веселья,
     100 граммов баловства,
     200 граммов доброй шутки
     И станем все это варить 3 минутки.
     Затем мы добавим небес синевы
     И солнечных зайчиков пару.
     Положим еще свои лучшие сны
     И ласковый голос мамы.
     Заглянем под крышку.
     Там у нас не варенье!
     Там наше отличное настроенье!

Преподаватель: Предлагаю вам “сварить” радость в котелке. Что мы положим в котелок, чтобы “сварить” радость? (Если дети затрудняются, можно предложить им варианты: улыбка, подарок, радостная встреча, веселая шутка и т.д.). Хорошенько перемешаем, а в конце занятия попробуем то, что у нас получилось.

- Как выглядит лицо человека, у которого хорошее настроение? (Человек улыбается или смеется, глаза бывают чуть сужены, брови приподняты или в спокойном состоянии)

2. “Послушаем звуки”.

Прослушивание в записи звуков ветра, метели. Дети сидят на стульях, спина прямая, глаза закрыты.

Преподаватель: Послушаем удивительные звуки природы, окружающие нас.

- Что вы услышали? (Воет ветер, метет метель, скрипит снег под ногами)

- Какому времени года принадлежат эти звуки? (Зиме)

(Чтение стихотворения-загадки подготовленным учеником)

Все бело кругом, красиво,
В инее сияет ива,
Холода, мороз, метели
Закружили, завертели.
В белых шапках все дома.
Это к нам пришла… (зима).

3. Игра “Холодно-жарко”.

Цель: напряжение и расслабление мышц туловища.

Текст упражнения Выразительные движения
Солнце зашло за тучу. Подул холодный северный ветер. Он пробрался под одежду. Вы замерзли. Обхватить себя за плечи, растирать их руками, чтобы согреться. Колени сомкнуты так, что одно колено прикрывает другое. Руки около рта; дышать на пальцы.
Согрелись? Солнце вышло из-за тучки. Стало теплее. Расслабиться, выпрямиться, дышать свободно. Приподнять подбородок, подставить его солнечным лучам.
Опять подул холодный ветер. (Повторить игру 2-3 раза.)

4. Упражнение “Солнечный лучик”.

Цель: снятие напряжения мышц лица.

(Выполняется, сидя за партой.)

- Вот появился теплый солнечный лучик. Он заглянул вам в глаза. Закройте их. Лучик побежал дальше по лицу. Нежно погладьте лицо ладонями на лбу, на носу, на щеках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, легко голову, шею, руки, ноги. Солнечный лучик забрался на живот – погладьте живот. Лучик не озорник, он любит и ласкает каждого из вас. Подружитесь с ним, он хочет вас согреть. Глубоко вдохните и улыбнитесь.

Вот вы и согрелись с помощью ласкового и теплого солнечного лучика.

- В каком эмоциональном состоянии вы сейчас находитесь? Опишите его. (Спокойствие, радость, печаль, безразличие)

5. Восприятие схемы лица.

- Человек может выражать свое эмоциональное состояние с помощью мимики – выразительных движений лица. (Обучающиеся получают карточки со схематическим изображением лиц в разных эмоциональных состояниях и обследуют их)

- Опишите 1 схему. (Брови в спокойном состоянии, глаза чуть сужены, уголки рта приподняты)

- Какое эмоциональное состояние выражает это лицо? (Радость)

- Когда у вас возникает такое состояние?

- Опишите 2 схему. (Головки бровей чуть приподняты, уголки рта опущены)

- Какие эмоции выражает это лицо? (Грусть, печаль)

- Когда вы грустите?

6. Беседа о зиме и признаках зимы.

- Радуемся мы и наступлению зимы. Зима – это удивительное время года, которое приносит с собой радость, веселье, новые забавы.

- Когда наступает зима?

- Какими красками пользуется зима?

- Как вы думаете, чем пахнет зима?

- Какие зимние признаки вы знаете?

- Как называется явление зимней природы, когда снег падает тихо, спокойно, без ветра? (Снегопад)

Но снег не всегда падает тихо. Часто дует ветер, и тогда снег несется по воздуху, задерживаясь у деревьев и домов, наметает большие сугробы. Такой снегопад называется метель.

Иногда зимой случаются оттепели. Пригреет солнышко, ветер налетит с юга, снег подтает, станет влажным. Из такого снега легко лепить снежные фигуры. На крышах появятся сосульки. А после оттепели ударит мороз, на снегу образуется твердая корочка – наст, а на дорогах – гололедица. На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома – изморозь. Удивительно красивым становится все вокруг. Особенно красивы деревья.

7. Игра “Тропинка”.

Цель: развитие, активизация воображения и сопровождающих его положительных эмоций, развитие пространственной ориентировки, развитие двигательных навыков.

- Приглашаю вас на прогулку в зимний лес.

Рассказ учителя Действия детей
Идем по тропинке друг за другом. Посмотрите налево – высоко на дереве сидит дятел и стучит клювом по стволу. Идут друг за другом, остановились, посмотрели налево, вверх. Выражение лица – интерес.
А справа от тропинки видны на снегу следы какого-то зверька. Рассмотрим внимательно. Присели на корточки, наклонили голову вниз, рассматривая “следы”.
Перед нами яма. Чтобы продолжить прогулку, перепрыгните через нее. Имитируют движения: прыжок через яму.
Ой! Что это? Ноги стали глубоко проваливаться в снег. Намело целый сугроб. Идем с трудом. Идут медленно, высоко поднимая колени.
Дальше – ровная, прямая тропинка без препятствий. Энергичная ходьба. Походка пружинистая.
Какое большое дерево преградило нам путь. От сильного ветра оно упало через тропинку. Перелезаем через упавшее дерево. Имитируют движения: перелезание через препятствие.
Хорошо в зимнем лесу. Много интересного вокруг. Наша прогулка завершилась. Ходьба в спокойном темпе.

- Какие эмоции испытывали во время прогулки? (Интерес, радость)

- Как по выражению лица человека определить, какие эмоции он испытывает?

- Поднимите карточку со схемой лица, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию.

8. Загадки о зимних явлениях природы.

- Ребята, вам предстоит отгадать “зимние” загадки. Но загадать их нужно не только словами, но и движениями тела.

Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке.

(Руки в стороны, покружиться, присесть, посмотреть на расправленную ладонь)

У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.

(Прямые руки над головой; уронить расслабленные руки и присесть)

9. Беседа о зимних забавах.

- В морозный день скрипит снег под ногами, из пушистых облаков падают на землю легкие снежинки, похожие на звездочки. Мы любим красоту зимней природы, а еще все любим зимние забавы.

(Выразительное чтение подготовленным учеником стихотворения А. Кочергиной “Январь”)

Неба синь и снег искрится!
Кто мороза не боится?!
Санки с горочек летят,
На коньках ребята мчат,
По лыжне шагают бодро,
Лепят баб из снега.
И полны дворы ребят
И веселья, смеха.

- Какие зимние забавы вы знаете?

- В какие игры можно играть зимой?

10. Этюд “Игра в снежки”.

- Предлагаю вам немного поиграть. Игра в снежки. (Дети имитируют движения: лепят снежки и бросают их в мишень под веселую энергичную музыку)

- Я вижу на ваших лицах улыбки. Скажите, какие эмоции вызвала у вас игра в снежки? (Радость, веселье)

11. Выполнение аппликации “Веселый снеговик”.

Подготовленный ученик загадывает загадку, используя выразительные движения.

Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.

- Из какого снега можно лепить снеговика? (Из влажного, липкого снега)

- Что у снеговика вместо носа? (Морковка или сосулька)

Аппликация выполнена на предварительных занятиях. Необходимо закончить работу: с помощью пластилина вылепить рот, нос, глаза и брови снеговику.

Выставка работ.

3. Итог занятия.

- Зима – чудесное время года. Можно кататься на лыжах, коньках, строить крепости из снега, лепить снежные фигуры. Зимние забавы дарят много радости и веселья.

- В начале занятия мы “варили” в котелке радость, положили туда улыбки, подарки, радостные встречи, веселые шутки. Что еще вы хотите добавить в котелок? (веселые забавы, солнечные дни, игры с друзьями)

- Хорошо перемешаем содержимое котелка и попробуем, что получилось. В котелке оказались маленькие сладкие льдинки-леденцы. На ваших лицах я вижу улыбки. Вам понравилось занятие? Благодарю вас за внимание и работу на занятии.