Цели и задачи:
- познакомить учащихся с обрядами, обычаями, самобытностью русского народа;
- воспитывать интерес, уважительное отношение к национальному наследию, стремления сохранять и обогащать его как бесценную сокровищницу быта прошлого, наследия людей, живших раньше нас.
Методы обучения:
- проблемный;
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- словесно-логический.
Оформление мероприятия:
- 2 картины русских селений;
- коллекция старинных русских полотенец и рушников;
- домотканные скатерти;
- народные костюмы для участников;
- выставка рисунков на тему “Народные костюмы и украшения на Руси”;
- выставка поделок русских умельцев;
- каравай хлеба;
- музыкальное сопровождение;
- выступление народного школьного ансамбля.
Тип работы: внеклассное мероприятие.
Ход работы
(Начало действия происходит перед залом зрителей, у сцены. Выскакивает скоморох.)
Скоморох. Ой вы, люди русские, люди добрые, други наши верные! Слушайте все, да не говорите, что не слышали! Приглашаем вас всех на праздник большой!
(Звучит русская народная мелодия.)
Красна девица. Собрались здесь гости дальние, люди русские, да богатыри былинные, красны девицы да рукодельницы, умельцы удалые. И начнутся тут веселье да праздник народный!
Ведущий. Необъятна и ни с чем не сравнима стихия народной жизни, неутомимая жажда прекрасного. Мастер назывался художником, художник – мастером.
(Красна девица и добрый молодец вручают гостям хлеб и соль на рушнике.)
Добрый молодец. Вы садитесь, улыбнитесь, люди добрые, в старину заглянуть попробуйте!
(Рис. 1, 2)
Ведущий:
А изба-то наша – не бывает краше!
Оконца все резные,
Чаши золотые, кружева тонкие, свистульки звонкие!
Вот веселые матрешки, доски, скалки, поварешки,
Шелком вышиты подушки,
Городецкие игрушки!
(Действие продолжается на сцене. Отец сидит за столом, а рядом, в русских костюмах стоят его сыновья.)
(Рис. 3)
Ведущий. Жил-был старик, и было у него три сына. И вот однажды собрал старик своих сыновей.
Старик. Дети мои, скоро придет ко мне старость и хочу я на склоне лет убедиться в том, что не зря я вас кормил, поил, да воспитывал, всякому делу обучал, да поругивал. Вижу, есть в душах ваших искра божья и терпение в деле большое, но все же вы еще не мастера, а подмастерья, а посему отправляйтесь по белу свету уменье свое и мастерство увеличивать, да учиться. Не знаю, кем вы вернетесь через год: плотником или сапожником, гончаром или кузнецом, мельником или столяром, но мастером обязательно!
(Рис.4)
Сыновья. Благослови, нас, батюшка!
Старик. Благословляю!
(Сыновья кланяются в пояс и уходят.)
Ведущий. Поклонились сыновья батюшке и пошли мастерство свое увеличивать, ибо не было на Руси людей бездарных, а если и встречались изредка, то о них сказ другой. Вот такой.
Сценка “Ленивый Тит”. На скамье лежит Тит, рядом – большая ложка. Входят двое ребят и рассуждают.
Первый: Не колода лодырь, ни пень,
Второй: А лежит целый день.
Первый: Не жнет и не косит.
Вместе: А обедать просит.
Второй: Тит, иди молотить!
Тит (отворачивается): У меня живот болит!
Первый: Тит, иди кашу есть!
Тит: Где моя большая ложка? (Садится за стол и стучит ложкой.)
Вместе:
Хочешь есть калачи,
Не сиди на печи!
Ведущий. Давайте вспомним о том, что крестьянин не мог не быть плотником. Плотницкое дело пришло к нам вместе с земледелием из глубокой старины. Перед тем, как вспахать поле, рубили лес. Рубили лес секирами, которые при набегах кочевников оборачивались оружием. Народ смеялся над теми мужчинами, которые не умели плотничать.
(Рис.5)
– Итак, прошел год. Возвращается сын, ставший плотником, к отцу, приглашает отца в новую избу, которую сам срубил.
Сын. Вот, батюшка, как велел ты вернулся я через год, да только не жить мне в твое избе – стал я плотником, да плотником, да плотником люди сказывают крепким, срубил себе избу. Прошу тебя посмотреть и оценить мою работу.
(Отец хвалит сына, хлопает его по плечу, и вместе уходят.)
Отец. Идем, сын, погляжу, чему ты научился.
Ведущий. Щедра наша русская земля умельцами. Любили в народе и столяров. Столы, стулья, табуреты никогда не ломались. Во всем была прочность и красота. Столяр начинался с того момента, когда почуял он дерево, его запах, его узор и звучание. А если талант столяра соединялся с талантом резчика по дереву, то таким изделиям воистину цены не было, ибо в них жила сама душа мастера.
Прошло время и вот возвращается второй сын, ставший столяром и резчиком по дереву. (Сын кланяется, здоровается.)
Сын. Вот, батюшка, посмотри на мое умение да терпение. И этому научил меня мастер. (Показывает мебель, оформленную резьбой.)
Старик. Вижу, сын мой, и ты стал мастером, это похвально. Эти резные изделия должны избу украшать, да глаз радовать!
Ведущий. Резьба по дереву, кости, роспись по дереву – древнейшие виды художественных промыслов. Душа человеческая, через посредство рук и инструментов вдыхает жизнь и красоту в дремлющий, но всегда готовый ожить брус гранита, дерева, кости!
Возвращается третий сын с расписным деревянным изделием.
Сын. А теперь, батюшка, посмотри на мое умение. Захотелось и мне украсить избы наши изделиями из дерева, да дерева непростого, а расписного, чтоб хозяюшкам, да гостям городским и заморским глаз радовали.
Отец. Вижу я, настоящими мастерами вы стали, порадовали старика! За то время, что вы мастерству учились, стали и ваши невесты рукодельницами. Пора и на их умение посмотреть вам!
(Рис. 7)
Ведущий. Славятся испокон века руки женские, да умелые!
Первая девушка. Русь наша крестьянская много веков была одета в овчину и холст. Дубленки из овчины поныне самая теплая и модная одежда. Но я хочу рассказать о холсте. Самое главное в такой работе не количество, а качество. Если русская умелица красиво и тщательно обрабатывала лен, то нижнюю одежду носили всю жизнь, даже передавали по наследству.
Отец. Хороша мастерица! А что из холста умеешь жить?
Девушка. Верхнюю одежду могу сшить из холста такую, что носится помногу лет. А вот и полотенца, платки и скатерти.
Отец. А когда же ты, девица, сумела столько пряжи напрясть?
Девушка. А пряжа, батюшка, прядется только в свободное время. И если не хочешь прослыть лентяйкой, надо к 6 января напрясть 40 кубышек льна.
Сын. И не скучно тебе, девица, целыми вечерами кудель прясть?
Девушка. Отчего же скучно? Мы с подружками вместе собираемся, кудель прядем, частушки поем или сказки сказываем!
(Рис. 8)
Отец. А кто из вас, красны девицы, похвастается вышиванием?
Вторая девушка. Я, батюшка. Меня мастерицы научили разным видам вышивки. Вот, посмотрите, люди добрые! Особенно красиво шитье золотом, красным по белому, черному, красно-синему фону.
Отец. Хороши мастерицы, добрые жены будут моим сыновьям. А кто кружева плести умеет?
Третья девушка. Я, батюшка! (Кланяется.) Кружева, словно зимний узор на стекле. Посмотрите, люди добрые, как душа человеческая воплотилась в созданные руками белые, черные, комбинированные узоры. Чувствуете, как струится через узор живительное тепло русского народного творчества?
Отец. Вот порадовали старика, так порадовали! Теперь не грех и пир закатить, да гостей пригласить! Пусть посмотрят на мастеров. Да на рукодельниц наших.
Ведущий. А как работали на Руси? За работой пели, сказы сказывали, пословицы и поговорки, загадки, по тешки говорили. Русская речь богата пословицами, недаром ведь говорится, что пословица всем делам помощница. Давайте и мы вспомним пословицы о труде!
Конкурс пословиц
(В конкурсе принимают участие зрители.)
- Терпение и труд все перетрут.
- Мастер на все руки не умрет от скуки.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Труд кормит, а лень портит.
- Дело мастера боится.
- Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.
Ведущий. Без праздников немыслима жизнь. Праздник – неосознанная надежда на новое, светлое, счастливое. Праздник – душа народа. Праздник хранит историю Времени и Народа. Праздник – это дневник быта людей, их жизненного уклада, времен года. А как гадали на Руси!
(Выходят родители в народных костюмах, на плечах красивые шали.)
Родители. Гадание – таинственный и веселый обряд любого праздника. Многочисленные виды гаданий существовали в древнем Египте, Месопотамии, Греции, Риме. Им занимались жрецы, ведуны, знахари, ворожеи. В долгие зимние вечера, под треск лучины или свечи, девушки или боярыни, коротая время, также пытались предугадать судьбу, разгадать свое будущее.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали.
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали.
Снег пололи, под окном,
Слушали, кормили
Счетным курицу зерном.
Ярый воск топили.
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудные.
Расстилали белый плат,
И над чашей пели в лад
Песенки народны.
Гадание “За ворота башмачок, сняв с ноги бросали”
Девушка снимает с левой ноги башмак и кидает его за ворота, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носком. Куда укажет носок – в ту сторону и выходить замуж. Ксли башмак упадет носком к собственным воротам – в этом году жить дома и не выйти замуж. Кидать можно было и другую обувь, например, валенок.
Гадание “Подмести пол”
В доме подметали полы и если в соре находили зерна или хлебные крошки, год обещал быть урожайным. Если ржаные зерна – уродится рожь, если пшеничные – то пшеница будет сильной.
Гадание “Звуки улицы”
Ровно в полночь люди выходили на улицу или слушали, открыв форточку: что послышится, то и сбудется (колокол – к свадьбе, веселью; шум поезда – к дальней дороге и т.д.).
Ведущий родитель. Любили на Руси и песни петь. Русская народная песня – лучший рассказ о душе нашего народа. Многие поколения вложили в нее свои радости и печали, свои мечты о лучшей жизни. Народ воспевал дорогие сердцу края, прославляя героев и тружеников, мудрость и красоту русских женщин, молодецкую удаль.
(Песня “Как задумал старый дед”, исп. народный хор.)
Ведущий. Любили в старину петь и сочинять частушки!
Карие глазеночки
Стояли у сосеночки,
Стояли, улыбалися,
Кого-то дожидалися.Меня милый провожал.
У крылечка постоял,
Сколько звездочек на небе.
Столько раз поцеловал!В нашей маленькой деревне
Два колодца рядом.
От чего все девки рыбы?
Их побило градом!Девушки-беляночки,
Где вы набелилися?
– Мы вчера коров доили.
Молоком умылися!
Ведущий. Пользовались всенародной любовью и плясовые припевки.
Ученик:
Кабы, кабы, да кабы
На носу росли грибы
Сами бы варилися
Да и в рот катилися!
Ведущий. Пели веселые припевки, песни, но иногда и страдания.
Ученица:
От страданья, от лихого
Нет лекарства никакого.
Проводила, осерчала,
А потом по нем скучала.
Ведущий. На масленицу устраивались различные конкурсы.
- Конкурс “Перетягивание каната”.
- Конкурс балалаечников.
- Конкурс частушек.
- Конкурс плясунов.
- Конкурс баянистов.
Ученик:
А сейчас, а сейчас,
Начинаем перепляс,
Подходи сюда, народ,
Тот, кто пляшет, тот вперед!
(Дети и родители участвуют в конкурсе.)
1. “Барыня”
Русская барыня,
Еще не затоварена.
Барыня – барыня,
Барыня – сударыня!
2. “Цыганочка”
А теперь “Цыганочка” –
Пляска от души.
Выходи, гражданочка.
Под баян пляши.
3. “Лезгинка”
Ты шатенка иль блондинка,
Русый ты или брюнет.
Объявляется “Лезгинка” –
Лучше танца в мире нет!
4. “Яблочко”
На щеках ребят румянец,
Веселей, плясун, гляди,
“Яблочко” – матросский танец,
Самый смелый, выходи!
Ведущий. А теперь слово предоставляется директору станичного музея. Наш праздник закончился. Большое спасибо за внимание. Желающие могут посмотреть выставку работ.