Инновационное применение мозаики в профилактике оптической дисграфии у дошкольников с сочетанными диагнозами – нарушение зрения и речи

Разделы: Логопедия


Неоднозначность существующих представлений о дисграфии, ее причинах, механизмах, симптомах связана с расхождением в научных подходах к ее изучению.

Существует много научных толкований относительно происхождения дисграфии, что говорит о сложности данной проблемы. Изучение этиологии этого нарушения затруднено тем, что к моменту начала школьного обучения вызывающие расстройство факторы заслоняются новыми, гораздо более серьезными вновь возникшими проблемами.

Неуспеваемость школьников с нарушением зрения (детей с ОВЗ), характеризующаяся главным образом резким отставанием по чтению и письму, — довольно распространенное явление. Между тем практика преодоления этих нарушений в школе в настоящее время не отвечает должным требованиям.

Формирование предметных представлений осуществляется преимущественно с помощью зрения. Отражение действительности посредством зрительного анализатора является сложным процессом, в котором взаимодействуют сенсорные и двигательные компоненты зрительной системы, обеспечивающие динамичность, целостность, одновременность и дистантность восприятия предметов, процессов и явлений. С помощью зрения опознаются основные признаки предметов: форма, величина, световые и цветовые характеристики, устанавливаются пространственные отношения между предметами.

Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка. Исследования дефектологов и тифлопедагогов О.Л. Алексеевой, Л.С. Волковой, Л.С. Выготского, Т.П. Головиной, М.И. Земцовой, В.А. Кручининой, А.Г. Литвака, И.С. Моргулис, Л.В. Рудаковой, Л.И. Солнцевой, К. Becker, W. Belmer, H. Felden, H. Suhrweir, С. Urwin, L. Zeuthen показали, что нарушение зрения у ребенка с раннего возраста создает трудности спонтанного накопления им сенсорного опыта, что задерживает формирование психологической базы речи и может привести к трудностям овладения грамотой в школьном возрасте.

Специальные исследования показывают, что при наличии общих закономерностей усвоения грамоты детьми в норме и детьми с нарушенным зрением, слабовидящие дошкольники испытывают большие трудности в овладении программным материалом. Эти затруднения объясняются: низким уровнем подготовки к обучению грамоте. Поэтому необходима коррекционная работа направленная не только на преодоление нарушений зрительной системы и общего недоразвития речи, но и на предупреждение дисграфии.

Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.

Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Хотя в дефектологии накоплен материал, который свидетельствует о том, что зрительная недостаточность отражается на речевом развитии детей и формировании у них первоначальных навыков письма и чтения. Вопрос об особенностях подготовки к обучению грамоте детей с патологией зрения (амблиопией и косоглазием) освещен в специальной литературе недостаточно.

Предварительным этапом профилактики дисграфии будет являться ее диагностика.

По данным исследования Л.Г. Паромоновой и А.Н. Корнева известно, что ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех. Анализ результатов обследования позволяет продумать индивидуальную педагогическую стратегию. Оценить необходимость участия в коррекционных мероприятиях специалистов: учителя-логопеда, психолога, психоневролога.

Состояние у ребенка зрительно-пространственных представлений можно проверить при обследовании, используя психолого-педагогическую методику обследования  Феоктистовой Г.А.

Профилактика оптической дисграфии должна заключаться в устранении у ребенка с нарушением зрения и речи элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной сферы, которые в дальнейшем явятся препятствием к усвоению букв. Поэтому важной коррекционной задачей  логопеда при работе в условиях специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения является обучение грамоте.

Анализируя методики коррекционно-развивающей работы в этом направлении, в соответствии с требованиями по ознакомлению дошкольников с буквой, в работу по развитию буквенного  гнозиса нами была включена инновационная  предметно-действенная система «Мозаичного представления букв».

Данная система позволяет активизировать предметно-практические действия у детей с нарушением зрения. В процессе работы с мозаикой происходит формирование и развитие системы «глаз – рука»; предметно-пространственных представлений, умение воспроизводить пространственное расположение буквы и её частей.

Основными приемами, используемыми в работе логопеда по обучению грамоте детей с нарушением  зрения являются:

- опознание предъявленных букв.

- поиск заданного элемента буквы и выделение его из числа других.

- группировка элементов буквы по отдельным признакам (цвет, форма)

- группировка элементов буквы по группе признаков буквы (цвет и форма одновременно).

Основная цель данной системы работы: оптимизация коррекционного процесса  с учетом специфики работы с данной категорией детей, проводимой в данном направлении – профилактика и коррекция нарушений буквенного гнозиса, то есть опознавательного процесса буквенного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, интересов.

Профилактическая работа оптической дисграфии в рамках данной системы строится с применением тренировочных упражнений с учетом индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка.

Все задания должны быть интересными для ребенка, соответствовать его зрительным и интеллектуальным возможностям, учитывать зону ближайшего развития, способствовать формированию устойчивости внимания.

В этот период работы следует включать в перспективный план разнообразные виды упражнений и заданий на каждый звук и букву, в зависимости от периода обучения.

Виды упражнений:

- обвести букву по пунктирным линиям;

- штриховка буквы различными линиями (кружочками, птичками, волнами), в различном направлении;

- вырезывание буквы из картона;

- конструирование буквы из пальчиков; из проволоки; из разноцветных полосок картона;

- выкладывание буквы на  пластилиновой основе горохом, арбузными косточками и т. д.

- обведение буквы по наждачной, бархатной бумаге;

- нахождение заданной буквы на разноцветных полосках (ленточках), над доской, на плакате с алфавитом;

- размещение «дежурной» буквы на бейджиках дежурных детей в группе;

- «прописывание» буквы в воздухе пальчиком (глазами), на ладошке, на столе. 

- печатание  букв по манке, соли;

- сравнение букв между собой;

- определение буквы в зашумленном изображении.

Система работы по предупреждению дисграфии для детей с нарушением зрения и речи, разработана на основе дидактических методов коррекционной педагогики. Помогает осуществлять следующие направления коррекции: развитие высших психических функций; совершенствование пространственно-временных ориентировок; развитие мелкой моторики; развитие конструктивного моделирования и реконструирования букв, через знакомство с основными понятиями грамоты (звук, буква, слог и т. д.).

Таким образом, систематические и целенаправленные упражнения в рамках системы «Мозаичные представления букв» формируют умение использовать сохранные анализаторы, обогащают пространственные представления детей, способствуют предупреждению оптической дисграфии.

Как правило, дисграфия в чистом виде встречается крайне редко, чаще всего это сочетание различных видов дисграфии; аграмматическая и оптическая; артикуляторно – акустическая и  дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, а иногда и сочетание трех видов дисграфии. Поэтому и профилактическая работа с дошкольниками  должна  проводиться  в комплексе с учетом индивидуальных психофизических особенностей  детей.

Список источников:

  1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика – М., 2001. – С. 52–58.
  2. Волкова Г.А., Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики – СПб. 2003.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1959.
  4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи – М., 1961 г. – 472 с.
  5. Гейци Э.Д. Психодиагностика в педвузе. – Новосибирск, 2001.
  6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Метод. рекомендации. СПб. 2000.
  7. Дубровская Н.Ф., Фарбер Д.А., Безруких М.М., Психофизиология ребенка. – М., 2000.
  8. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. – М. Лабиринт, 1998.
  9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
  10. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М.. 1962.
  11. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда М.:Владос, 1998.
  12. Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей» – С-Пб.: № Мим», 1997.
  13. Корнев А.Н. Нарушение письменной речи у детей. – М., 1997 г. С. 77–132.
  14. Коррекция нарушений речи у дошкольников. Организационные вопросы программно-методического обеспечения. Под редакцией Л.С. Сесковец. – М.: Аркти. 2005.
  15. Лалаева Р.И. Дисграфия 1998 г. //Логопедия // С 286-301.