Урок математики во 2-м классе. Путешествие в Цветочный город. Тема "Сети линий. Пути"

Разделы: Начальная школа


Данный урок  составлен и проведён по  учебнику  Людмилы Георгиевны Петерсон «Математика. 2 класс», часть 1. (М.: Издательство «Ювента», 2008)  На этом уроке учащиеся  знакомятся  с задачами на пересечение линий, учатся знаковой фиксации различных путей.

Путешествие в Цветочный город

Тема урока: Сети линий. Пути.

Цель: Совершенствование умений находить  точки пересечения (т.е. общие точки) кривых и прямых линий, перемещаться по сетям линий.

Задачи:

  • Формировать представление о пересечении геометрических фигур (прямых и кривых линий) и способность перемещаться по сетям линий и знаковой фиксации различных путей.
  • Закрепить пройденное.
  • Закреплять нумерацию, сложение и вычитание трёхзначных чисел.
  • Совершенствовать умение  решать текстовые задачи с самостоятельным анализом и построением графической модели.
  • Развивать вариативное мышление, способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации, выявлению закономерностей и выражению их в речи.

Оборудование: Для учащихся: учебник, тетрадь, черновик, цветные карандаши. Для учителя: Письмо от Незнайки, карточки с названием станций метро Цветочного города для оформления схемы метро на доске, изображения сказочных жителей Цветочного города, каточки-«помошники».

План урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

– Ребята, сегодня мне передали письмо от Незнайки.

Текст письма. «Здравствуйте, дорогие ребята. Я благодарю вас за то, что вы часто помогаете мне разобраться в вопросах, которые я не понимаю. Я знаю, что вы  очень любите читать рассказы Н.Носова о жителях Цветочного города. Наш город большой, поэтому для удобства передвижения мы построили метро. Но я до сих пор не умею пользоваться схемой. Может, вы мне поможете?  Я  приглашаю вас в гости в наш город.  С уважением , Незнайка.»

На доске схема метро Цветочного города и некоторые его жители (Незнайка, Знайка, Пончик, Цветик, Гунька, Гусля, Растеряшечка…)

– В математике пересекающиеся дороги и тропинки называются: «Сети линий. Пути.» Я предлагаю так обозначить тему нашего урока.

А какова  цель нашего урока? (Научиться  перемещаться по сетям линий, находить нужные пути, устанавливать закономерности)

3. «Открытие»  нового  знания.

№ 1, стр.70

Работа в тетради и у доски по схеме метро Цветочного города.

Сколько линий в метро Цветочного города? Назовите их и обведите  цветными карандашами. (Называть по названию конечных станций: «Радужная» – «Сиропная», кольцевая, …)

Полное название станции прописывать долго. Как ускорить работу? (Точки-станции обозначим  первыми буквами, по их названию. Станции, на которых делается пересадка, можно подчеркнуть.)

Сколько станций на кольцевой линии? Назовите их.

Сколько линий проходит через «Площадь Роз»?

Как Цветику проехать от станции «Абрикосовая» до станции «Аллея Ромашек»?

Как Незнайке  добраться от станции» Сиреневая» до своего друга Пончика, который живёт на улице «Шоколадная»? и т.д.

Проложите маршрут для Растеряшечки от станции «Зелёная» до станции «Мандариновая».

4. Первичное закрепление.

Работа в парах. Задать маршрут и проследить движение по этому маршруту.

5. Повторение.

  • Равенства и неравенства.

Пока Растеряшечка добирался до станции «Мандариновая»  потерял некоторые цифры в неравенствах, которые он решал в школе. Помогите ему  восстановить эти неравенства.

5 * 4 < 514            206 > * 06              715 > 7 * 5

  • Сложение и вычитание трёхзначных чисел.

Ребята, а вот Гунька и Гусля решили выражения.

354 – 306 + 473         503 – 184 + 249

Определите, какое из данных значений подходит к данным выражениям, чтобы равенство было верным.

ЗНАЧЕНИЯ: 521   568     151   974

  • Решение задач. № 3 или № 4, стр. 71

Малыши Цветочного города очень любят составлять и решать задачи про свой город. Они предлагают и вам решить две задачи.

(Учитель читает задачи, дети выбирают и распределяются в группы)

Задание группам: составить модель задачи.

  1. Работа в группах над моделью задачи
  2. Представление  модели
  3. Решение
  4. Проверка 

Ребята, если у вас возникнут проблемы с решением, можно обратиться за помощью к  Знайке.

У Знайки есть карточки-«помошники» (схема, вопросы по порядку действий)

Схема к задаче № 3, стр. 71

Розы

325

Пионы  

325 - 78

Гладиолусы

П + 56

Вопросы:

1) Сколько пионов вырастили малыши?

2) Сколько гладиолусов вырастили малыши?

3) Сколько всего роз, пионов и гладиолусов вырастили малыши?

Решение:

  1. 325 – 78 = 247 (п.)
  2. 247 + 56 = 303 (г.)
  3. 325 + 247 + 303 = 875 (ц.)

Ответ: Малыши вырастили 875 цветов.

 

Схема к задаче № 4, стр. 71

I

108 мал.

II

108 + 15

III

    ?   

438 малышей

Вопросы:

1) Сколько малышей живёт во втором доме?

2)  Сколько малышей живёт в первом и втором  доме вместе?

3) Сколько малышей живёт в третьем  доме?

Решение:

  1. 108 + 15 = 123 (м.)
  2. 108 + 123 = 231 (м.)
  3. 428 – 231 = 197 (м.)

Ответ: В третьем доме живёт 197 малышей.

6. Итог урока.

Малыши цветочного города рады, что вы побывали у них в гостях. Что нового вы узнали во время этого путешествия? А ещё они хотели узнать есть ли у вас проблемы в изучении математики? Если есть, то какие?

7. Рефлексия деятельности на уроке.

Дети выбирают цветок определяющий их деятельность на уроке.

8. Д/З: стр. 80, по выбору.