Данный урок составлен и проведён по учебнику Людмилы Георгиевны Петерсон «Математика. 2 класс», часть 1. (М.: Издательство «Ювента», 2008) На этом уроке учащиеся знакомятся с задачами на пересечение линий, учатся знаковой фиксации различных путей.
Путешествие в Цветочный город
Тема урока: Сети линий. Пути.
Цель: Совершенствование умений находить точки пересечения (т.е. общие точки) кривых и прямых линий, перемещаться по сетям линий.
Задачи:
- Формировать представление о пересечении геометрических фигур (прямых и кривых линий) и способность перемещаться по сетям линий и знаковой фиксации различных путей.
- Закрепить пройденное.
- Закреплять нумерацию, сложение и вычитание трёхзначных чисел.
- Совершенствовать умение решать текстовые задачи с самостоятельным анализом и построением графической модели.
- Развивать вариативное мышление, способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации, выявлению закономерностей и выражению их в речи.
Оборудование: Для учащихся: учебник, тетрадь, черновик, цветные карандаши. Для учителя: Письмо от Незнайки, карточки с названием станций метро Цветочного города для оформления схемы метро на доске, изображения сказочных жителей Цветочного города, каточки-«помошники».
План урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и постановка учебной задачи.
– Ребята, сегодня мне передали письмо от Незнайки.
Текст письма. «Здравствуйте, дорогие ребята. Я благодарю вас за то, что вы часто помогаете мне разобраться в вопросах, которые я не понимаю. Я знаю, что вы очень любите читать рассказы Н.Носова о жителях Цветочного города. Наш город большой, поэтому для удобства передвижения мы построили метро. Но я до сих пор не умею пользоваться схемой. Может, вы мне поможете? Я приглашаю вас в гости в наш город. С уважением , Незнайка.»
На доске схема метро Цветочного города и некоторые его жители (Незнайка, Знайка, Пончик, Цветик, Гунька, Гусля, Растеряшечка…)
– В математике пересекающиеся дороги и тропинки называются: «Сети линий. Пути.» Я предлагаю так обозначить тему нашего урока.
– А какова цель нашего урока? (Научиться перемещаться по сетям линий, находить нужные пути, устанавливать закономерности)
3. «Открытие» нового знания.
№ 1, стр.70
Работа в тетради и у доски по схеме метро Цветочного города.
– Сколько линий в метро Цветочного города? Назовите их и обведите цветными карандашами. (Называть по названию конечных станций: «Радужная» – «Сиропная», кольцевая, …)
– Полное название станции прописывать долго. Как ускорить работу? (Точки-станции обозначим первыми буквами, по их названию. Станции, на которых делается пересадка, можно подчеркнуть.)
– Сколько станций на кольцевой линии? Назовите их.
– Сколько линий проходит через «Площадь Роз»?
– Как Цветику проехать от станции «Абрикосовая» до станции «Аллея Ромашек»?
– Как Незнайке добраться от станции» Сиреневая» до своего друга Пончика, который живёт на улице «Шоколадная»? и т.д.
– Проложите маршрут для Растеряшечки от станции «Зелёная» до станции «Мандариновая».
4. Первичное закрепление.
Работа в парах. Задать маршрут и проследить движение по этому маршруту.
5. Повторение.
- Равенства и неравенства.
– Пока Растеряшечка добирался до станции «Мандариновая» потерял некоторые цифры в неравенствах, которые он решал в школе. Помогите ему восстановить эти неравенства.
5 * 4 < 514 206 > * 06 715 > 7 * 5
- Сложение и вычитание трёхзначных чисел.
– Ребята, а вот Гунька и Гусля решили выражения.
354 – 306 + 473 503 – 184 + 249
– Определите, какое из данных значений подходит к данным выражениям, чтобы равенство было верным.
ЗНАЧЕНИЯ: 521 568 151 974
- Решение задач. № 3 или № 4, стр. 71
– Малыши Цветочного города очень любят составлять и решать задачи про свой город. Они предлагают и вам решить две задачи.
(Учитель читает задачи, дети выбирают и распределяются в группы)
– Задание группам: составить модель задачи.
- Работа в группах над моделью задачи
- Представление модели
- Решение
- Проверка
– Ребята, если у вас возникнут проблемы с решением, можно обратиться за помощью к Знайке.
У Знайки есть карточки-«помошники» (схема, вопросы по порядку действий)
Схема к задаче № 3, стр. 71
Розы 325 | Пионы 325 - 78 |
Гладиолусы П + 56 |
Вопросы:
1) Сколько пионов вырастили малыши?
2) Сколько гладиолусов вырастили малыши?
3) Сколько всего роз, пионов и гладиолусов вырастили малыши?
Решение:
- 325 – 78 = 247 (п.)
- 247 + 56 = 303 (г.)
- 325 + 247 + 303 = 875 (ц.)
Ответ: Малыши вырастили 875 цветов.
Схема к задаче № 4, стр. 71
I 108 мал. | II 108 + 15 |
III ? |
438 малышей |
Вопросы:
1) Сколько малышей живёт во втором доме?
2) Сколько малышей живёт в первом и втором доме вместе?
3) Сколько малышей живёт в третьем доме?
Решение:
- 108 + 15 = 123 (м.)
- 108 + 123 = 231 (м.)
- 428 – 231 = 197 (м.)
Ответ: В третьем доме живёт 197 малышей.
6. Итог урока.
– Малыши цветочного города рады, что вы побывали у них в гостях. Что нового вы узнали во время этого путешествия? А ещё они хотели узнать есть ли у вас проблемы в изучении математики? Если есть, то какие?
7. Рефлексия деятельности на уроке.
Дети выбирают цветок определяющий их деятельность на уроке.
8. Д/З: стр. 80, по выбору.