Программное содержание: развитие представлений об основных цветах спектра, посредство приравнивания к эталону с отвлечением от других признаков предметов. Использование способа соотнесения предметов по величине при установлении соответствия между двумя предметными рядами.
Развитие начальных форм сотрудничества детей друг с другом.
Ход занятия
– Ребята, вы когда-нибудь хотели попасть в сказку?
– Да.
– Сегодня мы с вами побываем в одной из русских народных сказок.
Дети садятся на ковер, и воспитатель читает сказку «Гуси лебеди» до того места, где гуси унесли братца.
– Ой, что же делать. Приедут родители из города, а Ванечки нет. Пойдемте искать его.
Дети идут к печке.
– Здравствуй печка, не видала ли ты куда Гуси-лебеди полетели? Молчит. А понятно ведь у нее пироги внутри испеклись, а вытащить и разложить их некому. (Воспитатель достает пироги, овалы шести цветов и их оттенков. А пироги - то какие красивые, разноцветные. И разложить их надо по цветным тарелочкам. Дети раскладывают пироги.)
Воспитатель по ходу или в конце спрашивает детей:
– Почему ты этот пирожок положил в свою тарелочку?
– Какого цвета у тебя пирожок? На какую тарелку ты его положишь?
– Вот какие вы молодцы. Помогли печки, и за это печка сказала идти по той дороге.
Дети идут по дорожке.
– Ой, что-то Ванечки не видать. Может покричать его надо. Поглядите, что это за домики?
– В этих домиках живут песенки. (Схемы гласных звуков: большой красный кружок – звук А; маленький красный кружок – звук У.)
– Давайте их споем, может Ваня и отзовется.
– Ау - Ау - Ау!
– Не отзывается Ванечка. Может у яблони спросим?
Подходят к яблоне. (Физкультминутка.)
– Ветер яблоню качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз – наклон и два – наклон,
Яблоня шумит листвой.
– А этой яблоне тяжело качать листвой. Ведь на ее ветках висят спелые яблоки. Давайте соберем их в корзины.
Дети садятся за столы, на которых лежат яблоки и корзины разной величины. Каждому яблоку своя корзина.
– Яблоки разные нападали: и большие и маленькие. И в корзинки их надо положить в соответствии с размером. (Дети выполняют задание.)
– Яблоне мы помогли. И она нам велела идти к реке.
Дети идут к реке.
– Ой, что-то Ванечки не видно. А вот и речка. Завалило ее камнями, трудно ей. Поможем убрать камни.
На синем куске ткани лежат блоки Дьенеша. Дети делятся на пары. У каждой пары на «берегу» обручи, в которых лежат карточки с признаками «камней», обозначенные символами (Никитин). Например: красный, круглый.
– Вот молодцы. Теперь реке ничего не мешает течь. А нам надо поторапливаться, скоро родители Ванечки приедут из города.
Подходят к домику.
– Вот, домик какой-то стоит. Может здесь Гуси-лебеди спрятали Ванечку? Только вот зачем здесь эти кружочки? Как, вы думаете, что может быть красным? Синим?
Игра «Что бывает ….»
– Хорошо потрудились, А вот и Ванечка. Давайте его посадим за стол, родители приедут, а он тут как тут.
– Ну, что понравилось вам в сказке? Хотите еще в сказку попасть? А в какую?
Ответы детей. Подведение итогов.