По данным врачей, физиологов более 85% детей 6–7 лет имеют стандартные отклонения опорно-двигательного аппарата вследствие сниженной двигательной активности: плоскостопие, нарушение осанки, неравновесный мышечный тонус. В связи с этим снижаются физиологические резервы дыхания, кровообращения, адаптивные реакции, что может негативно отразиться на процессе обучения (возникает мышечное перенапряжение, формируются разнообразные вегетативные нарушения и др.)
Разделяя точку зрения многих Российских и западных физиологов, педагогический коллектив Центра развития ребенка «Сказка» принял решение разработки и реализации программы по физическому развитию детей дошкольного возраста, посещающих Центр. Наша образовательная программа «Крепыш» направлена на развитие важнейших двигательных координаций (зрительно- моторной, слухомоторной, ритмической), что решает не только задачи развития и укрепления опорно-двигательного аппарата, но и задачи развития головного и спинного мозга, где интегрируются сложнейшие процессы: устная речь, письмо, ритм речи и письма. Занятие по физическому развитию было представлено на Городском методическом объединении педагогов УДО г. Омска, работающих с дошкольниками и получило высокую оценку коллег.
Развёрнутый конспект открытого сюжетного занятия по предмету «Физкультура» для детей 6 лет «Маленькие спасатели»
Авторы-составители:
- М. Е. Потрашкова – зав. Центром развития ребенка «Сказка»
- Н. В. Дудаков – методист 1 к.к. ЦРР «Сказка»
- М. Ф. Шестакова – педагог дополнительного образования
Возраст детей – 6 лет
Время занятия – 30 мин.
Цель занятия: Приобщение к культуре здоровья посредством физических упражнений
Задачи:
- Обучающие: актуализировать правила охраны здоровья в холодное время года, обучить выполнению разминочного комплекса, закрепить технику выполнения упражнений «ползание».
- Развивающие: развивать сенсомоторную координацию, укреплять мышечный корсет, развивать умения ориентироваться в пространстве.
- Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, бережное отношение к здоровью, воспитывать самоконтроль в деятельности.
Методы: Практический, словесный.
Оборудование:
- Гимнастические палки.
- Гимнастические коврики.
- Фитболы (по количеству детей).
- Лента атласная длиной 3м., шириной 8 см., скотч.
- Корзины – 2 шт.
- Пластмассовые мячи диаметром 10 см. для метания.
- «Лужи» голубого и чёрного цветов из цветного картона (всего10 шт.)
- «Следы Анфиски», вырезанные из цветной бумаги.
- Обручи малые – 2 шт. (синий и красный).
- Мягкая музыкальная игрушка обезьянка Анфиска.
- Фонограммы: разминки с палкой, «Дождь», мелодии для упражнений, спокойная мелодия для релаксации.
Ход занятия
I. Организационный этап
Цель: Постановка проблемной задачи мотивация детей.
Время – 3 мин.
Дети входят в игровую комнату, рассаживаются на стульчики. В центре комнаты разбросаны следы Анфиски (из бумаги)
Педагог приветствует детей, дети вместе с педагогом произносят общее мотивационное приветствие:
Приветствуем всех, кто время нашёл,
И к нам на занятие здоровья пришёл,
Мы будем здоровы, с зарядкой дружны.
Нам спорт с физкультурой, как воздух нужны.
Ведущий: Ребята! В Сибирь приехала обезьянка Анфиска. Где живут обезьянки?
Дети: В жарких странах!
Педагог: Ей очень захотелось увидеть снег, Сибирь, природу.
А больше всего она удивилась тому, что на снегу остаются от лапок…
Дети: Следы!
Педагог: Правильно. Много следов. Она удивилась, захотела прогуляться и … ушла Анфиск . Никому ничего не сказала. А можно одним уходить из дома? Что может ожидать её в пути?
Дети: Нельзя одним ходить. Замёрзнуть можно, заболеть, голодная будет, ведь нет бананов и другой еды.
Педагог: Заблудилась наша Анфиска. Что же будем делать?
Дети: Идём спасать Анфиску!
Педагог: Но ведь зима, холодно, а путь предстоит неблизкий. Для начала мы должны размяться, и особенно хорошо надо подготовить ножки. Спасатели, вперёд!
II. Подготовительный этап
Цель: Подготовка к последующей нагрузке, закрепление выполнения разминочного комплекса.
Время – 8 мин.
- Разминка в кругу с гимнастической палкой.
- Ходьба с ритмичными движениями,
- Ходьба на пяточках, на носочках попеременно, по 4 раза,
- Разминка верхних конечностей, и.п.: ноги на ширине плеч, палка на уровне груди, поднимать и опускать палку под музыку, выпады правой ногой вперёд (1-2), вернуться, (3-4), то же левой ногой,
- Разминка нижних конечностей, и.п.: ноги на ширине плеч, приседание.
- Упражнения на дыхание.
III. Основной этап
Цель: развивать сенсомоторную координацию, укреплять мышечный корсет, развивать умение ориентироваться в пространстве.
Время – 15 мин.
1. Ходьба по прямой (развитие чувства равновесия, правильной осанки).
Звучит бодрая музыка.
Педагог: Следы привели к реке, а через реку – узкий мост (Все по одному проходят по «мосту» (атласной ленте на ковре),
Дети выполняют упражнение. и.п.: руки развести в стороны, спина прямая, смотреть вперёд)
Педагог: Молодцы, справились с заданием.
2. Ползание по-пластунски с продвижением вперёд (развитие двигательной координации, закрепление техники выполнения упражнения «ползание»).
Звучит бодрая музыка.
Педагог: Дальше – поваленное дерево, мы должны под ним проползти (проползти по-пластунски под установленной гимнастической палкой.)
Мы на прошлом занятии отрабатывали выполнение перекрестных движений, кто из вас может объяснить, показать правильное выполнение этой техники?
Дети (ответы, показ: прижаться к полу, чередовать руки).
Педагог: Старайтесь следовать технике при прохождении этого препятствия.
Дети выполняют упражнение: добегают до препятствия, проползают под установленной на высоте 30 см от пола палкой.
3. Метание в горизонтальную мишень с расстояния 1,5 м (развитие визуально-моторной координации, тренировка глазомера).
Звучит бодрая музыка.
Педагог: Был камнепад, и теперь – дорогу завалило камнями. Нужно разобрать завал, мы будем бросать камни (мячи) по одному в яму (корзину), пока не разберём завал. Бросок выполняем одной рукой из-за головы, стараемся попасть точно в цель. (показ: без замаха, чтобы не ударить друга, если камень упадёт назад.)
Дети выполняют упражнение: поочерёдно берут мячик из корзины, добегают до линии метания (1,5 м. до цели), бросают мяч точно в корзину.
Педагог: Молодцы! Хорошо потрудились – посмотрите, сколько камней попало в цель! (Подсчёт мячей детьми). Теперь дорога свободна, и впереди – тоннель.
4. Ползание на четвереньках с продвижением вперёд (развитие двигательной координации, отработка перекрестных движений, ориентировка в пространстве).
Звучит бодрая музыка.
Педагог: Тоннель в горах узкий, как мы будем преодолевать это препятствие?
Дети: Мы должны через него проползти.
Педагог: Верно, проползать будем так: красный обруч – вход в тоннель, синий – выход. С какого обруча начинаем?
Дети: С красного, потому что это вход.
Дети выполняют упражнение: ползание на четвереньках с продвижением вперёд.
До тоннеля (обручей) и обратно – лёгкий бег.
5. Дыхательная гимнастика на ковриках (Укрепление дыхательной системы. Обучение снятию мышечного напряжения).
Звучит спокойная музыка.
Педагог: Привал, устали, наверное. Даже настоящим спасателям нужен отдых и восстановление сил. Что мы делаем, когда устали?
Дети: Отдыхаем.
Дети берут коврики, присаживаются.
Педагог: Сели, руки вверх (вдох), руки вниз (выдох). Повторить 4 раза.
Ляжем на спинку, снимем напряжение, чтобы спина не устала, глазки закрыли, отдыхаем и слушаем! (фонограмма «Дождь»)
Педагог: Что вы слышите, что это за звук?
Дети: Это дождь.
Педагог: Что делать, чтобы не намокнуть?
Дети: Мы в тоннеле можем укрыться от дождя.
Педагог: Что будет, если промокнешь под дождём?
Дети: Можно простудиться, потому что станет холодно.
Педагог: Правильно, во время дождя, если нет зонта, лучше укрыться.
Ребята! Дождь закончился. Слышите?
6. Прыжки с продвижением вперёд (развитие двигательной координации, укрепление мышечного корсета, умений ориентироваться в пространстве).
Педагог: Что же случилось с нашей дорогой после дождя?
Дети: Кругом лужи, грязь.
Педагог: Что же делать, ведь останавливаться нельзя, нас ждёт Анфиска!
Дети: Будем перепрыгивать через лужи.
Педагог: Правильно! Лужи будем перепрыгивать на двух ногах, хорошо отталкиваясь от пола (показ), а вот грязь мы будем перешагивать (показ).
Дети выполняют упражнение. И.п.: руки на поясе, ноги вместе, прыжки с продвижением вперёд, с энергичным отталкиванием. Перешагивание.
7. Прыжки на гимнастических мячах (фитболах) – укрепление мышц ног, мышечного карсета, развитие координации, упражнение направлено на нормализацию тонуса диафрагмы, что улучшает работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Педагог: Молодцы! Всё подсохло. Вокруг кочки, ямки. Будем прыгать на больших мячах. Но мячи нужно подкачать.
Для этого выполним дыхательное упражнение «Насос».
Дети выполняют упражнение. И.п.: Резкий вдох носом, наклон туловища вниз на 90 градусов, в руках воображаемый «насос», с энергичным выдохом на звуке (с-с-с).
Упражнение повторить 2 раза.
Звучит бодрая музыка.
Ведущий раздаёт детям мячи, дети выполняют прыжки по кругу.
Педагог: Кто выше? Через кочки, через ямки, отталкивайтесь ножками посильней от пола (показ).
Дети выполняют упражнение: прыжки на гимнастических мячах (фитболах) с продвижением вперёд.
IV. Контрольный этап
Цель: актуализация полученного опыта, развитие элементов рефлексии.
Время – 2 мин.
Педагог: А вот и следы Анфиски, значит, она где - то рядом (звучит мелодия- песенка Анфиски)
Педагог: Ребята, откуда этот звук?
Дети находят спрятанную игрушку по звуку.
Педагог: Нашли! Как хорошо, что ты спряталась от холода, Анфиска, вот и лапки тёплые, потрогайте, ребята. (Дети встают в круг, трогают Анфиску за лапку, приветствуют её.)
Педагог: Что мы скажем Анфиске?
Дети отвечают (вместе с педагогом): Не уходи больше одна, и одевайся потеплее, у нас зима холодная в Сибири.
Педагог: Хорошие из нас спасатели получились? Много мы преодолели препятствий? Какие упражнения нам помогли преодолевать трудности? Дети отвечают, актуализируя полученный опыт.
Ведущий: Какое упражнение было самым трудным для вас?
Каждый ребенок дает ответ.
V. Итоговый этап
Цель: подведение итогов занятия
Время – 2 мин.
Педагог: Будем заниматься физкультурой, укреплять организм, чтобы быть крепкими, ловкими, выносливыми?
Дети: Да!
Педагог: Тогда до новых встреч на наших физкультурных занятиях! До свидания, ребята!
Дети: До свидания! (Уходят под музыку).