Применение информационных технологий при обучении английскому языку

Разделы: Иностранные языки


1. Актуальность.

Огромный объем знаний, накопленный человечеством за тысячелетнюю историю, заставляет искать новые подходы к организации процесса обучения. В последние годы активно внедряются информационные технологии. Целью информационных технологий обучения, как и любых педагогических технологий, является поиск способов переработки и передачи информации для наилучшего освоения обучаемыми.

Информационная технология обладает рядом возможностей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, а именно: компьютер как средство для хранения информации, имитации и моделирования изучаемых процессов, индивидуализации и дифференциации обучения, средство оценки, учета и регистрации знаний.

2. Задачи, стоящие перед учителем, в условиях внедрения ИКТ в образовательный процесс:

1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

5) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса по своему предмету.

Учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. В связи с возникшей необходимостью я прошла курсовую подготовку по следующим темам:

- программа Intel “Обучение для будущего” 2005 г.

- “Интернет в деятельности учителя” 2008 г.

- “Расширенные возможности Microsoft Word” 2008 г.

3. Преимущества использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями:

  • Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.
  • Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
  • Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.
  • ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
  • Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения.
  • ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
  • Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии.
  • Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий.

4. Направления работы.

Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют целый комплекс средств для обучения иностранным языкам:

- мультимедийные обучающие программы (“Профессор Хиггинс”, “Oxford platinum”, “English platinum”, “Репетитор по английскому языку Кирилла и Мефодия”);

- словари (http://spravki.net/),

- огромное разнообразие ресурсов Интернета – учебные и аутентичные материалы на иностранных языках, электронные версии зарубежных газет и журналов (http://www.onlinenewspapers.com/), публикации (http://www.washtimes.com/) и т.п.

Использование мультимедийных компьютерных программ позволяет мне: разгрузить себя, увеличить заинтересованность учащихся в предмете, дает возможность осуществлять межпредметную связь, более наглядно подать материал за счет использования анимации, увеличить эмоциональную составляющую, повысить темп урока, обеспечить обратную связь, осуществить быстрый поиск нужной информации.

В мультимедийных материалах профессора Хиггинса по английскому языку “Английский без акцента” представлены курсы английской фонетики и грамматики. Им выделены стадии презентации и автоматизации грамматического материала. В презентации учащиеся осознанно осваивают функциональные и формальные особенности того или иного языкового явления. В программе представлены: курсы английской фонетики и грамматики, справочник (Theory), образцы (Examples), продуктивные упражнения (Exercises), проверка (Statistics).

Курс английской фонетики представлен в так называемом варианте BBC, являющемся нормой речи на английском телевидении. Выделение звуковых частей слова – фонем – позволяет увидеть ошибки и исправить их в процессе тренировки. Коммуникативный подход достигается без особого труда, общение со сверстниками является естественным и интересным для ребят.

Использование информационных технологий в обучении английскому языку мною осуществляется в нескольких направлениях:

  1. Разработка уроков сопровождения с использованием медиапроектора, тщательно подобранного видеоряда, который помогает иллюстрировать теоретический материал, излагаемый на уроке. Например, фрагменты видеоряда к уроку сопровождения по теме “Лондон” (8 класс), где все этапы урока сопровождаются слайдами на экране.
  2. Использование ИКТ на отдельных этапах урока.
    Например, введение новой темы с помощью компьютерной презентации (“Лондон”, “Великобритания”, “Вашингтон”, “Соединенные Штаты Америки”, “Австралия”, др.), тесты по лексике, грамматике на этапе повторения или закрепления темы.
  3. Использование тестирования, как метода итоговой или промежуточной проверки. В зависимости от возможностей я предлагаю учащимся пройти тестирование на распечатанных бланках, на персональном компьютере. Компьютер не станет сердиться, в любых ситуациях будет корректен и дружелюбен. Обучающие - тренировочные тесты моделируют действия учителя; оказывают корректирующую помощь ученикам; сокращают временные затраты на проверку; предоставляют ученику время на обдумывание, ровно столько, сколько ему нужно. Необычайно продуктивным является выполнение учащимися самостоятельных творческих или проектных работ с использованием компьютерных программ и ресурсов Интернет.
  4. Использование информационных технологий при подготовке и проведении занятий элективных курсов.
  • 2007-2008 учебный год: 9 класс “EngЛИШЬ для тех, кто хочет говорить по-английски без русского акцента";
  • 10 класс ““AMERICAN IN FOCUS”;
  • 2008-2009 учебный год: 9 класс “EngЛИШЬ для тех, кто хочет говорить по-английски без русского акцента";
  • 11 класс "Деловая и личная переписка на английском языке"
  • 2009-2010 учебный год: 10 класс “Технологии изучения английского языка”.

При подготовке занятий мною используются следующие программы:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (программа презентаций Power Point);

2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

5. Использование ИКТ во внеклассной деятельности.

Подготовка презентаций необходимой тематики, включение в мероприятия аудио и видеоматериалов, предъявление текстов песен и т.д.

Выводы. 

Современное общество диктует свои правила, оно требует, чтобы образование, если оно хочет оставаться качественным образованием, совершенствовалось так же, как совершенствуется мир вокруг нас. И без принятия мысли о том, что современное образование невозможно без использования ИКТ учитель не сможет дать учащемуся те знания, которые будут необходимы ему во “взрослой” жизни. Применение же компьютера и других ИКТ на занятиях позволяет оптимизировать управление обучением, повысить эффективность и объективность учебного процесса при значительной экономии времени учителя, мотивировать учеников на получение знаний.