Формирование представлений у дошкольников о культуре и истории человека через музейную педагогику

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Актуальность.

XXI век ворвался в нашу жизнь бурным социально-экономическими переменами. Меняя облик современного мира, они не обошли культуру, значимость которой трудно переоценить в формировании таких фундаментальных ценностей свободного общества, как толерантность, личное достоинство, самоактуализация, развитие творческих способностей.

Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющимся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. Тем самым музей способствует формированию творческой личности, которая усвоив текст гуманитарной культуры и искусства, включает его в контекст собственной жизни. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний- отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний -личностный мир человека, который тесно связан с этнокультурными традициями и художественными трансформациями окружающей среды. Особенно хочется подчеркнуть тот факт, что музейные памятники не только информируют о прошлом, они событийны, позволяют зрительно через восприятие художественных образов реконструировать и пережить ту или иную эпоху.

2. Из истории развития музеев. Историческая справка.

Слово "музей" в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы - храм муз. Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.

Одной из первых музейных экспозиций принято считать Александрийский музей в Египте. Он был создан в III веке до н.э.. Первые систематические коллекции произведений науки и искусства за рубежом появляются в эпоху Возрождения в Италии, а затем во Франции, Англии, Германии. В X VIII веке открывается знаменитый Британский музей и Лувр в Париже.

В России богатейшие собрания книг, произведений искусства, достижений науки сосредотачиваются в руках князей и священнослужителей. Первый русский научный музей-Кунсткамера был основан Петром I в Санкт-Петербурге в 1714 г.

Музейная сеть постепенно совершенствовалась и развивалась. Большинство крупнейших современных музеев мира были созданы в XIX веке.

3. Виды музеев.

Выделяют три вида музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. В соответствии с содержанием коллекций музеи подразделяются на отраслевые, комплексные, мемориальные.

Отраслевые: исторические, художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественно - научные.

Работа исторических музеев связана с изучением исторических эпох, событий, памятников, археологических находок, биографий исторических деятелей, полководцев.

Художественные музеи собирают и изучают произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сотрудники литературных музеев хранят память о жизни и деятельности великих писателей, ведут литературоведческую работу.

Музыкальные музеи - это музеи музыкальных инструментов, музыкальной культуры. Коллекцию музыкальных инструментов могут одержать и этнографические музеи, которые отражают в своих экспозициях и фондах наследие материальной, духовной культуры разных наций и народностей, а также условия их общественной жизни.

Технические музеи собирают и экспонируют предметы, связанные с достижениями технической культуры на всех стадиях развития человечества. Музеи естественно - исторические демонстрируют экспонаты, раскрывающие историю достижений в области изучения флоры и фауны, отдельных областей сельского хозяйства и землепользования.

Комплексные музеи, к которым относятся краеведческие, сочетают в себе несколько направлений сбора, коллекционирования и изучения экспонатов.

Краеведческие музеи составляют самую широкую сеть музейной культуры и включают отделы истории, природы, декоративно-прикладного искусства, небольшие картинные галереи.

Мемориальные: музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома-музеи. Мемориальные музеи посвящены выдающимся памятникам архитектуры, живой природы или выдающимся деятелем истории, науки, культуры.

4. Роль музея в развитии дошкольника.

С какого возраста начинать приобщение к изобразительному искусству и музею? Этот вопрос вызывал немало дискуссий в начале XX века. Выдающийся немецкий ученый А.Лихтварк настаивал на том, что этот возраст-11 лет. Он же дал понятие "музейная педагогика". Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. В 1913 году Лихтварк сформулировал идеи образовательного назначения музея и предложил новый подход к посетителю как к участнику диалога. К 80-тым годам XX века понятие "музейная педагогика" от обозначения определенного вида деятельности эволюционировала до названия научной дисциплины. В современных исследованиях музейная педагогика- это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как изобразительную систему. Динамика экономического и социального развития последних двух десятилетий такова, что сегодня общее развитие человека значительно ускорилось и воспитанники детских садов буквально заполонили музеи. И это неслучайно, ведь умение видеть включающее способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять, формируется с самого раннего детства. Дошкольник, приходя в музей за "красотой", приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживаний увиденного. Поэтому не удивительно, что мы выбрали эту тему для работы с детьми. В нашем детском саду были проведены опрос и анкетирование родителей на темы : "Нужна ли детям музейная педагогика?"; "Что вы можете детям рассказать о музеях?" ; "Какие музеи любят посещать ваши дети?"

5. Задачи музейной педагогики.

Обобщенные полученные данные показывают необходимость организовать эффективное взаимодействие детского учреждения, родителей и музея. В связи с этим были сформулированы следующие задачи: особое внимание уделять эстетическим, психологическим, социальным и культурологическим аспектам развития ребенка: формированию художественных предпочтений, формированию навыков общения с музейной средой, межличностной коммуникации, развитию речи на основе знакомства с музейными памятниками и визуальными объектами окружающей среды, формированию навыков культуры, развитию навыков познавательной деятельности посредством театрализованной игры, развитию творческих способностей через овладение навыками материально-художественной деятельности.

6. Работа ДОУ по созданию мини-музеев. Создание мини-музеев в ДОУ и использование их в работе по формированию представлений о культуре и истории. Перспективное планирование.

Мы вам представляем: дидактическую последовательность ознакомления детей дошкольного возраста с учреждениями культуры и достопримечательностями города. Младший дошкольный возраст: 1-целевое посещение выставок произведений народного декоративно-прикладного искусства (в дошкольном учреждении) 2-посещение спектаклей в дошкольном учреждении 3-ознакомление с различными видами искусства на занятиях 4- участие детей в досуговых мероприятиях дошкольного учреждения 5- знакомство с городом - ближайшие улицы к детскому учреждению. Старший дошкольный возраст: 1-фомирование представлений о назначении и видах музеев, основных музеях нашей страны 2-посещение региональных выставок, экспонатов из музеев района и области "Северный русский народный костюм", "Крестьянский быт", "Кукольный театр", "Прошлое и настоящее", "Живопись в нитях", "Лоскутное шитье", "Оловянный солдатик" и многие другие. 3- ознакомление с различными видами искусства на занятиях в детском саду, на выставках организованных в культурно-досуговом центре города "Натюрморт", "Деревянное творчество" В.Гошев, "Декоративное панно" А.Назоренко, "Малая родина" - живопись, графика и другие. 4-знакомство с архитектурой родного города через художественную галерею детского учреждения; экскурсии по городу, занятия. Содержание ознакомления с музеями, выставками и достопримечательностями города довольно обширное. В любом случае хорошо, когда недалеко от детского сада находится музей. А как быть, если музея нет? Не все города имеют музеи такие, которые могли бы осуществить педагогическую деятельность. В этом случае проблему могут решить мини-музеи, созданные в дошкольных образовательных учреждениях. Построение музейной экспозиции требует соблюдения некоторых принципов:

1. Принцип научности. Любая экспозиция должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию.

2. Принцип предметности. Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельной людей.

3. Коммуникативно-информационный принцип. Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста и любых социальных групп.

В каждой возрастной группе ДОУ "Голубок" функционируют мини-музеи: "Музыкальная игрушка","Зайчики","Открытки","Деньги","Игрушки","Камни", "Пуговицы", "Мыло", "Морские диковинки", "Народное творчество". Творчество и огромный интерес к работе педагогов детского сада позволили осуществить все намеченное и задуманное. В музыкальном зале функционирует музей "Музыкальных инструментов". Цель: познакомить с музыкальными инструментами: струнными, духовыми, ударными. Научить различать их по внешнему виду и звучанию. Рассказать историю их возникновения.

В детском саду создана разнообразная развивающая среда. Важным элементом её является "Русская изба", которая непосредственно связана с музейной деятельностью. Первый этап в создании музея - это выбор его профиля. Этнография - историческая наука, изучающая культуру, быт народов, их происхождение. Наше решение о создании музея "Русская изба" в дошкольном учреждении было принято на педагогическом совете. Сбор материала решили начать различными способами: приём вещественных, письменных памятников истории, фото документов, переданных семьями воспитанников, туристические собирательские походы. Мы составили план собирательской работы. В плане собирательской работы этнографического

музея указаны следующие темы: "Домашняя утварь", "Элементы вышивки", "Народный фольклор" и др. После разработки тематической структуры экспозиции необходимо уяснить, все ли темы могут быть предоставлены музейными экспонатами. Если экспонатов недостаточно, следует отказаться от некоторых тем или объединить некоторые из них. Затем мы разработали этапы работы над тематическим планом:

Изучение литературы, подбор материала, определение отделов музея и идейного замысла экспозиции, выбор места расположения музея, составление первых тем. Какова же цель деятельности музея "Русская изба". Зажечь искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время и его культуре, к природе.

Задачи:

  • познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой национальными блюдами;
  • прививать интерес к духовной культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
  • воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

Перспективный план работы этнографического музея "Русская изба".

Сентябрь "Милости просим, гости дорогие".

Цель: познакомить с бытом, обычаями, гостеприимством, вызвать интерес к культуре русского народа.

Октябрь "Добрые избы".

Цель: вызвать у детей интерес к крестьянской избе, дать представление об избе.

Ноябрь "Сошьём Маше сарафан".

Цель: познакомить с русским народным костюмом. С такими деталями, как сарафан, рубаха, картуз, зипун и др.

"В краю старых вещей".

Цель: познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской.

Декабрь "Вечера долгие, руки умелые".

Цель: познакомить с головными уборами русского народа: женскими, девичьими, мужскими; рассмотреть повязки, кокошник, картуз.

Январь "Что расскажет о себе посуда".

Цель: познакомить детей с крестьянской посудой: деревянной, глиняной.

"Золотое веретено".

Цель: познакомить детей с прялкой, веретеном, с тем, какое место занимали они в жизни женщины.

Февраль "Наши руки не знают скуки".

Цель: воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, познакомить с матрешками, ложками, шкатулками, солонкой, плошками.

"Волшебные спицы".

Цель: познакомить со спицами, с шерстяными изделиями, с тем, откуда берется шерсть (овечья, козья).

Март "Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча".

Цель: познакомить детей с традицией выпекать блины на Масленицу, с домашней утварью, чугунком, ухватом, кочергой, печкой.

"Хозяйкины помощницы".

Цель: познакомить детей с вышивкой, пяльцами, нитками мулине.

Апрель "Давайте жить дружно".

Цель: познакомить детей с куклами в костюмах народов России, воспитывать чувство толерантности к людям других национальностей.

Май "Чудеса- кудеса".

Цель: познакомить детей с музыкальными инструментами: гуслями, барабаном, балалайкой, гармошкой.

"Посиделки у самовара".

Цель: познакомить с русской культурой чаепития, воспитывать любовь к культуре русского народа.

Макет печки, прялка, зыбка, самотканые половики, лоскутные одеяла, подушки, вышитые полотенца, предметы быта и кухонной утвари создают атмосферу традиционной русской избы. Детям интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступке зерно, с помощью ухвата поставить в печь чугунок.

С приветливой хозяюшкой "Русской избы" дети разучивают потешки, песенки, пословицы и поговорки, отгадывают загадки, водят хороводы, играют в народные подвижные игры и игры драматизации по мотивам народных сказок. Есть в музее и сменная композиция, где проходят тематические выставки, например, "Кукла от истоков до наших дней", "История вещей", "Три девицы под окном". Дети старшего дошкольного возраста под руководством взрослых участвуют в оформлении выставок: "И в наши дни слава богатырям", "Красна - изба", "Что за яйца расписные", "Мы путешествуем", "Прошлое ручки", "Все о часах", "Мы покоряем космос". Составной частью предметно-развивающей среды ДОУ является художественная галерея, которая помогает педагогам знакомить детей с видами искусства.

Искусство является основой художественного развития ребенка, важным средством его эстетического воспитания. Искусство окружает ребенка с момента рождения и вводит в мир через систему художественных образов. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Подбор произведений искусства для художественной галереи должен осуществляться в соответствии со следующими принципами:

доступность содержания, актуальность идеи картины для детей дошкольного возраста, разнообразие жанров изобразительной техники, композиционного построения, колорита.

Экспонаты выставки могут быть объединены: по жанру (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина); по материалу и технике живописи или графики (графические работы пастелью, углем, цветными карандашами); по колориту (в теплой или холодной цветовой гамме); работы одного автора; произведения народного творчества, относящиеся к одному или разными промыслами

Например: "зима на полотнах художников", "Мужские образы в живописи", "Натюрморт", "Ремесла русского севера", "Какого цвета снег?" и другие. Менять экспозицию галереи можно после того как все дети неоднократно её посетят, но не чаще 2 раз в месяц. Как организовать работу в галерее? Во-первых, нужно определиться, будет ли экскурсовод постоянный или каждый воспитатель будет проводить экскурсию с детьми своей группы. Предусматривается не менее двух посещений выставки детьми. Необходимо учитывать возрастные особенности детей. Педагог знакомит детей с экспозицией, используя либо искусствоведческий рассказ, либо прием точных установок и конкретных вопросов к детям по содержанию работ. Второе и последующие посещение выставки могут быть организованы по-разному. Например: в роли экскурсовода выступают сами дети, каждый рассказывает об одном из экспонатов. Или игра "Художественный салон". Дети покупают картины, представленные на выставке. Чтобы "купить" картину о ней нужно рассказать. Отдельные выставки могут состоять из изобразительных работ дошкольников. Это будет способствовать повышению интереса детей к художественной галереи, а также формированию понимания значимости и идентичности своего творчества творчеству художников. Например, такие выставки: "Милой мамочки портрет", "Защитники отечества", "С днем рождения детский сад", "Пусть всегда будет солнце, пусть всегда буду я!" Таким образом, создание художественной галереи в дошкольном учреждении поможет систематизировать и упорядочить работу по ознакомлению с изобразительным искусством, что в свою очередь, позволит сформировать эстетически образованную и эстетически воспитанную личность.

7. Сотрудничество педагогов с родителями в вопросе организации мини-музеев и художественных выставок.

Работа идет намного успешней, если она интересна не только педагогам, но и родителям. Для повышения интереса мы проводим консультации, практикумы, сем Сотрудничество педагогов с родителями в вопросе организации мини-музеев и художественных выставок. Семинары, педсоветы, где с большим желанием участвовали и родители "Воспитание детей на Руси", "Приобщение детей к русской народной культуре", "Устное народное творчество", "Декоративно-прикладное искусство". Родители информируются о посещении детьми выставок, музеев. Заранее, до экскурсии родители извещаются о том, где и когда она состоится. Родители большое участие принимают в пополнении экспонатов мини-музеев, а также активное участие принимают в выставках. Например: "Вторая жизнь игрушке", "Куклы наших бабушек". Процесс освоения человеком традиций своего народа, художественной культуры - сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот процесс ярким и радостным, научить ребенка глубоко воспринимать искусство и красоту окружающего мира, бережно относиться к художественному и культурному наследию своего народа.

8. Заключение.

Представленные методы и приёмы помогут взрослым открыть дорогу к Музею как Храму Добра, Знаний и сделать посещение музея для современных дошкольников полезным и интересным.