Игры в изобразительной деятельности и их роль в сохранении эмоционального благополучия дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой. Игра, а так же связанные с ней виды деятельности, в том числе и изобразительная, являются наиболее эффективными формами развивающего обучения дошкольников, которые очень часто преобразуют познавательную задачу в игровую или практическую, имеющую для них личностный смысл.

Все игры в изобразительной деятельности носят эстетический характер и сочетаются с серьезным напряженным трудом, но не отвлекают от обучения, а наоборот - способствуют интенсификации деятельности. Использование этих игр позволяет мне в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче образов, используя доступные изобразительные средства (цвет, линию, композицию) и различные материалы - карандаши, краски, мелки, глину, пластилин, бумагу и др.

В игровой форме я учу детей овладевать инструментами, чувствовать материал, развиваю память и легкость руки, формирую изобразительные навыки, художественный вкус, учу обдумывать и планировать свои действия, предвидеть результат.

Я не усложняю игры излишней атрибутикой и игровыми действиями. Чтобы избежать этого, четко выделяю дидактические задачи, возможности и способы их решения в условиях применяемой игровой ситуации.

Игры и упражнения могут проводиться однократно и многократно с усложнением форм организации. Обычно, роль ведущего в игре я беру на себя. Моя активность выражается не в подсказывании способов решения детям, и тем более, не в выполнении заданий за них, а в тактичном управлении деятельностью детей, в умении не подавлять их инициативы и творчества, в умении вовремя заметить, в чем они затрудняются, выделить причину, найти способ, как помочь, сохранить детскую самостоятельность, поддержать в ребенке интерес, эмоциональную активность. При этом стараюсь, чтобы включение элементов игры не нарушало естественного хода изодеятельности.

Игра в изобразительной деятельности в силу своей специфичности требует и особых приемов руководства ею. Поэтому в руководстве игрой в изодеятельности я выделяю три этапа:

  • Появление художественного замысла в игре;
  • Его реализация (исполнительская часть деятельности);
  • Воплощение игрового замысла (создание художественно-изобразительного образа).

В детском рисунке и игре есть общее - это игровой процесс, в результате которого возникает некая модель реальности, созданная воображением ребенка и преломленная через его индивидуальность. В нем сосуществует действительность и вымысел, условность и безусловность, волшебство перевоплощения. Но зачастую сталкиваюсь с тем, что ребенку трудно проанализировать свои чувства, а затем перевести их в зримые образы. Это происходит в том случае, если ребенок имеет какие- либо проблемы в эмоциональной сфере.

Чтобы помочь ребенку поверить в свои силы, развить его творческие способности, я веду работу в нескольких направлениях, представленных в виде следующих блоков игр, направленных на создание эмоционального благополучия:

Первый блок игр, направлен на создание ситуации успеха, поэтому главная его задача - помочь ребенку поверить в собственные силы, снять недоверие к своей руке; а также развивать творческое воображение, оказывать помощь в открытии своего "Я" и формировать различные изобразительные приемы

В рамках этого блока используются игры типа "Дорисуй предмет", "Рисование по опорным точкам", "Монотипия", "Штриховка", "Фроттаж" и др.

В изодеятельности существуют игры, формирующие нравственные представления детей, помогающие снять эмоциональное напряжение; игры, способствующие развитию умений раскрывать образ героя с помощью цвета. В игре "Рисуем музыку" детям предлагается, закрыв глаза, проводить линии, затем найти в этих линиях образы и закрасить; предлагается раскрашивание образов или предметов, противоположных по характеру, например, "добрый волшебник - злой колдун", "веселый сон - страшный сон". Все эти игры способствуют гармонизации личности, они учат соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием и особенностями.

Использование игр с основами моделирования, таких как "Пиктография", "Опорные сигналы", "Игры в художников", а также "Кляксография", "Пальцевая живопись", способствуют развитию чувства уверенности, самостоятельности, умения общаться друг с другом и взрослыми. Они объединены в блок игр по снятию неуверенности. Эти игры учат детей самостоятельно создавать образ, обозначать предметы символами, значками, снимают напряжение.

Формированию стремления к самосовершенствованию, эмоциональному осознанию и регулированию поведения ребенка помогают игры, включенные в блок "Снятие враждебности". Здесь я предлагаю детям изобразить увиденное в окружающей жизни ("Красивое и безобразное", "Удивительное рядом") и передавать свои эмоции в цвете: черный цвет - боль, злость; желтый - радость; серый - грусть. Предлагаю детям нарисовать самого себя: "Какой ты сейчас", "Каким тебя хотят увидеть родители", "Каким ты хочешь стать".

Для снятия тревожности у детей я применяю игры, развивающие уверенность в себе, снимающие эмоциональную напряженность, страхи и негативные переживания. В таких играх, как "Пластилиновая живопись", "Превращение завитков", "Рисование спиралеобразных линий", "Соединение единой линией двух предметов", "Изображение своего настроения", совершенствуются движения руки, формируется активная личностная позиция.

Все вышеперечисленные игры я использую, по рекомендации психолога, в индивидуальной и подгрупповой работе вне занятий. Кроме того, я использую другие игры, направленные на решение конкретных образовательных задач на занятиях, и на создание условий для эмоционального благополучия воспитанников. Эти игры я также рекомендую использовать воспитателям в совместной изобразительной деятельности с детьми, при обучении способам изображения предметов, явлений, передачи формы, пропорций, выразительности образа и т.д. Эти игры я объединяю в следующие группы:

Основная группа - это дидактические игры. В них ребенок может максимально проявить свою эмоциональную, познавательную и психомоторную активность. Они оказывают воспитательное и развивающее влияние на ребенка.

Дидактические игры я подразделяю на:

  • Игры - путешествия.
  • Игры - поручения.
  • Игры предположения.
  • Игры - загадки.
  • Игры - сказки.

Например, "В далеком космосе", "Научи кисточку рисовать", "Хоровод красок".

В развитии социальных эмоций (сочувствие, сопереживание, радость общения, доверие); в умении распознавать состояние и чувства других людей; в сплочении детского коллектива и создании групповой поддержки, а также в развитии воображения, фантазии, эстетического восприятия мы применяем творческие игры: развивающие, игры по типу режиссерских, с использованием ролевого поведения детей и взрослого. В них создается сюжетно-игровая ситуация, и игра развертывается вокруг предметов и игрушек ("Королева Кисточка", "Веселый карандаш"), а также дети и взрослые выступают в той или иной роли: "Зайчик", "Волшебники", "Народные мастера".

В играх по ознакомлению с искусством даются задания: "Кто больше заметит и назовет", "Узнай художников", "Составь узор".

Очень хорошо помогают снятию психического перенапряжения; повышению общей работоспособности; эмоциональной регуляции и произвольности тех движений и действий ребенка, формирование которых осуществляется на данном занятии, пластические или двигательно-оздоровительные игры. К ним относятся всем известные физминутки и пальчиковые игры. При их проведении мною активно используются метод отождествления себя с тем, что рисуют дети. Здесь уместно привести высказывание древнего китайского художника: "Чтобы написать дерево, надо почувствовать себя деревом". Хорошие результаты дает и расслабление, приятное контролируемое фантазирование, то есть релаксация. После упражнений на расслабление дети могут свободно и непринужденно фантазировать, воображать, неординарно мыслить и творить.

Игры с неоформленным материалом учат детей экспериментировать, исследовать мир, что помогает ребенку, не умеющему словесно выразить свои чувства и ощущения, погружаться в мир красок, линий, форм и создавать новые образы. Это игры с красками , карандашами мелками, глиной и пластилином, бумагой, природным материалом, с различными бросовыми материалами, с камешками. Детям даются творческие задания, типа: "Выложи из собранных листьев картинку", "Раскрась красиво перышки для картинки "Сказочная птица"" и др.

  • Развивающий эффект игры мне помогает:
  • Повышать интерес к изобразительной деятельности
  • Сделать осмысленным выполнение детьми учебных заданий
  • Вызвать у детей желание овладеть предполагаемым учебным содержанием
  • Разнообразить использование различных изобразительных материалов для реализации творческого процесса

Как показывают наши наблюдения, целенаправленное использование игр в изодеятельности значительно способствует созданию условий для духовного развития и душевного комфорта ребенка, которые лежат в основе психического здоровья, как неотделимого компонента здоровья вообще, наряду с социальным и физическим. Это же подтверждают результаты диагностики эмоциональной сферы детей, проводимой психологом ДОУ. Так, если в начале года диагностика детей старшего дошкольного возраста показала, что ,в среднем, около 33% детей имеют какие-либо нарушения в эмоциональной сфере, то к концу учебного года количество детей с нарушениями снизилось до 16%.