Разработка урока по теме "Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке". 11-й класс

Разделы: Математика

Класс: 11


Цели урока:

  • составить алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке с помощью производной;
  • отработать навыки нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке с помощью производной.

Оборудование: компьютер для просмотра презентации, мультимедиа проектор, экран.

Ход урока

1. Разбор домашней работы: № 545 (в, г), № 555 (в, г) из учебника под редакцией А.Н.Колмогорова.

2. Повторение пройденного материала.

Ответить на вопросы по графику функции (В8 № 6913, в Интернете  на сайте http:www.mathege.ru:8080/or/ege/Main («Открытый банк заданий ЕГЭ по математике»).).

рис.1

1) Назвать критические точки функции.

2) Все ли они являются точками экстремума?

3) В каких точках производная равна 0? Почему?

4) Назвать промежутки возрастания и убывания функции.

5) Назвать промежутки, где f´(х)<0, f´(х)>0.

6) Определите количество целых точек, в которых производная функции положительна, отрицательна.

Ответить на вопросы по тому же графику, считая, что это график производной некоторой функции.

1) Определите количество целых точек, в которых производная функции положительна, отрицательна.

2) Назвать точки максимума и минимума.

3) Определить количество касательных к графику функции, у которых угловой коэффициент равен 2.

4) Определить количество касательных к графику функции, которые составляют с положительным направлением оси ОХ угол 135°.

3. Изучение нового материала.

По графику функции (тот же рисунок) найти наибольшее и наименьшее значения функции на отрезках:

  1. на [-1;1]; т. к. функция на этом отрезке возрастает, то её наибольшее и наименьшее значения это значения в концах отрезка: f(-1) = 0 - наименьшее значение, f(1) = 3 - наибольшее  значение;
  2. на [4;8]; т.к. функция на этом отрезке убывает, то её наибольшее и наименьшее значения это значения в концах отрезка: f(8) = -4 - наименьшее значение, f(4) = 4 - наибольшее  значение;
  3. на [-1;8]; функция на этом отрезке достигает наибольшего значения в точке максимума - f(4) = 4; наименьшее значение на конце отрезка – f(8) = -4;
  4. на [-1;2]; функция на этом отрезке имеет единственную критическую точку, которая является точкой максимума, то значение функции в этой точке – наибольшее; наименьшее значение на конце отрезка.

Вместе с учащимися составить алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции у=f(х) на отрезке [a;b] с помощью производной.

I.   Найти производную данной функции, если f´(х) ≤0 для всех х из области определения данной функции, то f(а) - наибольшее  значение, f(b) - наименьшее значение функции.

II.   Найти производную данной функции, если f´(х) ≥0 для всех х из области определения данной функции, то f(b) - наибольшее  значение, f(а) - наименьшее значение функции.

III.  1) Найти производную данной функции.

2) Найти критические точки функции.

3) Выбрать  хкр принадлежит [a;b].

4) Вычислить:  f(а), f(хкр), f(b).

5) Выбрать  наибольшее и наименьшее значения.

4. Закрепление нового материала.

Выполнить № 305 (а) из учебника «Алгебра и начала анализа» 10-11кл. под редакцией А.Н.Колмогорова.

Найдите наибольшее и наименьшее значения функции f(х) = х4 - 8х2 - 9 на отрезке [0;3].

  1. f´(х) = 4х3 - 16х = 4х(х – 2)(х + 2), D(f´) = R.
  2. f´(х) = 0 при х = 0, х = 2, х = -2.     -2, 0, 2 - критические точки.
  3. -2 не принадлежит [0;3], 0 принадлежит [0;3], 2 принадлежит [0;3].
  4. f(0) = - 9

f(2) = 16 - 32 - 9 = -25 - наименьшее значение функции

f(3) = 81- 72 – 9 = 0 - наибольшее значение функции

Ответ: -25; 0.

В11 № 3383 из «Открытого банка заданий ЕГЭ по математике».

Найдите наименьшее значение функции  у = (х-8)еx-7 на отрезке [6;8].

1) у´ = еx-7(х - 7), D(у´) = R.

2) у´ = 0 при х = 7.

3) 7 принадлежит [6;8].

I способ

у(6) = -(2/e

у(7) = -1 - наименьшее значение функции

у(8) = 0  

II способ

Т.к.  у´(6,5) < 0 и у´(7,5) > 0,то хmin = 7

Т.к. на отрезке [6;8]  функция имеет единственную критическую точку, которая является точкой минимума, то значение функции в этой точке – наименьшее; у(7) = -1 – наименьшее значение функции.

Ответ: -1.

5. Работа в группах.

7 групп по 3–4 чел., старший в каждой группе – более сильный учащийся, который помогает другим. Каждая группа получает карточку с одними и теми же заданиями и коллективно их решает (10–15 мин.).

Задание B8 (№ 6011)

Прямая y = 7x + 11 параллельна касательной к графику функции y = x2 + 8x + 6. . Найдите абсциссу точки касания.

Задание B8 (№ 6043)

Прямая y = -4x - 11 является касательной к графику функции y = x3 + 7x2 - 6. Найдите абсциссу точки касания.

Задание B8 (№ 6881)

На рисунке изображен график функции  y = f(x), определенной на интервале [-6;5]. Определите количество целых точек, в которых производная функции отрицательна.

рис.2

Задание B8 (№ 6889)

На рисунке изображен график функции y = f(x), определенной на интервале [-4;10]. Определите количество целых точек, в которых производная функции положительна.

рис.3

Задание В11 (№3391)

Найдите наименьшее значение функции y = (x - 10)ex-9 на отрезке [8;10].

Проверка решений в группах, разбор заданий.

6. Самостоятельная работа (4 варианта на 10–15 мин).

1 вариант

Задание B8 (№ 6059)

Прямая н = -6x - 2 является касательной к графику функции y = x3 - 5x2 + x - 5. Найдите абсциссу точки касания.

Задание B8 (№ 6883)

На рисунке изображен график функции y = f(x), определенной на интервале [-5;6]. Определите количество целых точек, в которых производная функции положительна.

рис.4

Задание B11 (№ 3393)

 Найдите наименьшее значение функции y = (x - 14)ex-13 на отрезке [12;14].

2 вариант

Задание B8 (№ 6055)

Прямая y = 2x + 5 является касательной к графику функции y = x3 - 4x2 + 6x + 5. Найдите абсциссу точки касания.

Задание B8 (№ 6903)

На рисунке изображен график функции y = f(x), определенной на интервале [-7;6]. Определите количество целых точек, в которых производная функции отрицательна.

рис.5

Задание B11 (№ 3395)

Найдите наименьшее значение функции y = (x - 19)ex-18 на отрезке [17;19].

3 вариант

Задание B8 (№ 6061)

Прямая y = 7x + 9 является касательной к графику функции y = x3 - 2x2 + 8x + 9. Найдите абсциссу точки касания.

Задание B8 (№ 6899)

На рисунке изображен график функции y = f(x), определенной на интервале [-2;10]. Определите количество целых точек, в которых производная функции отрицательна.

рис.6

Задание B11 (№ 3397)

 Найдите наименьшее значение функции y = (x - 21)ex-20 на отрезке [19;21].

4 вариант

Задание B8 (№ 6067)

Прямая y = -5x +14 является касательной к графику функции y = x3 + 3x2 - 2x + 15. Найдите абсциссу точки касания.

Задание B8 (№ 6879)

На рисунке изображен график функции y = f(x), определенной на интервале [-6;8]. Определите количество целых точек, в которых производная функции положительна.

рис.7

Задание B11 (№ 3399)

 Найдите наименьшее значение функции y = (x - 23)ex-22 на отрезке [21;23].

Дополнительное задание из сборника типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010, ФИПИ, под редакцией А.Л.Семенова, И.В.Ященко (С1 из вар. № 3 и вар. № 4)

формула1

7. Разбор самостоятельной работы (ответы показать на экране).

1 вар.: 1) 1; 7/3   2) 4   3) у(13) = -1.   Ответ: -1.

2 вар.: 1) 2;  2/3   2) 5   3) у(18) = -1.   Ответ: -1.

3 вар.: 1) 1; 1/3   2) 5   3) у(20) = -1.   Ответ: -1.

4 вар.: 1)  -1   2) 4   3) у(22) = -1.   Ответ: -1.

8. Домашнее задание: п.25, № 305 (б, в, г); В11 вар. № 1 – вар. № 4 из сборника типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010, ФИПИ, под редакцией А.Л.Семенова, И.В.Ященко.