Урок по геометрии в 7-м классе по теме "Треугольники"

Разделы: Математика


«Природа говорит языком математики:
буквы этого языка – это круги,
треугольники и иные математические фигуры»

Галилео Галилей

Тема: Треугольники

Девиз урока: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применить» Р. Декарт

Цели:  

  • Научить выделять признаки различных видов треугольников, объединять треугольники по группам на основе выделенных признаков.
  • Научить вести исследование с опорой на алгоритм действий, анализировать полученные данные и делать выводы.
  • Развивать геометрическую интуицию.
  • повысить мотивацию к предмету.

Оборудование: компьютер, разноцветные палочки, раздаточный материал, мультимедийный проектор, экран.

План урока:

  • Организационный момент (2 мин)
  • Подготовка к восприятию нового материала (5 мин)
  • Практическая работа (15 мин)
  • Закрепление изученного материала (10 мин)
  • Домашнее задание (2 мин)
  • Итоги урока (3 мин)
  • Рефлексия учащихся (3 мин)

Ход урока

1. Организационный момент

Учителем объявляется тема урока, и определяются цели деятельности учащихся. Учитель предлагает учащимся разделиться на группы (ученики уже не в первый раз работают в группах постоянного состава) В ходе всего урока за правильный ответ учащийся получает жетон. Накопив 5 жетонов, ученик получает оценку «5», 4 жетона – «4» и т.д.

2. Подготовка к восприятию нового материала

Устный опрос

– Давайте вспомним, о какой фигуре мы говорили с вами на прошлом уроке? (О треугольнике) (Рисунок 1)

рис.1

Рисунок 1

– По какому признаку мы выделяем с вами группу треугольников? (В зависимости от величины угла) (Рисунок 2)

рис.2

Рисунок 2

– Какие виды треугольников входят в эту группу? (Прямоугольный, тупоугольный, остроугольный) (Приложение 1, слайд 1)

– Какой треугольник называется прямоугольным? (Треугольник, у которого один из углов прямой)

– Какой треугольник называется тупоугольным? (Треугольник, у которого один из углов тупой)

– Какой треугольник называется остроугольным? (Треугольник, у которого все углы острые)

3. Практическая работа (Исследовательского характера)

– Познакомимся со второй группой треугольников и выясним, по какому признаку ее можно выделить. Перед вами карточки с изображением различных треугольников (на столе у учащихся карточки с изображением равностороннего, равнобедренного и разностороннего треугольников). (Рисунок 3)

рис.3

Рисунок 3

– Ваша задача выполнить следующие действия (Приложение 1, слайд 2):

Алгоритм действий

  1. Возьми одну из карточек.
  2. Измерь стороны треугольников.
  3. Запиши результат.
  4. Сделай команды 1–3 для всех видов треугольников
  5. Сделай выводы. Что интересного ты увидел?

– Давайте попробуем дать названия этим треугольникам.

– Как можно назвать треугольник, у которого все стороны равны? (Равносторонний)

– Как можно назвать треугольник, у которого все стороны неравны? (Разносторонний)

– Как можно назвать треугольник, у которого две стороны равны? (Равнобедренный)

– У нас появилась еще одна группа. По какому признаку она определилась? (По числу равных сторон)

– Теперь все треугольники можно разделить на две группы.

(Приложение 1, слайд 3)

– А как вы думаете, из любых трех точек можно сложить треугольник? (На столах у учеников находятся палочки красного цвета длиной 4 см, 2 см, 7 см и синего цвета длиной 4 см, 3 см, 5 см)

– Возьмите в руки палочки красного цвета и попробуйте из них сложить треугольник

– Получилось? (Нет)

– А теперь попробуйте сложить треугольник из палочек синего цвета.

– Получилось? (Да)

(Приложение 1, слайд 4)

Алгоритм действий

  1. Измерьте длины красных палочек.
  2. Запишите результат
    • Короткая палочка
    • Длинная палочка
    • Средняя палочка
  3. Сравните
    • Сумму короткой и средней палочек с длинной.
    • Сумму короткой и длинной палочек со средней.
    • Сумму длинной и средней палочек с короткой.
  4. Проделайте то же самое с синими палочками.
  5. Сравните полученные результаты и сделайте выводы.

(Приложение 1, слайд 5)

Сумма двух сторон треугольника всегда больше третьей стороны.

– Теперь вы можете объяснить, почему не получилось собрать треугольник из красных палочек?

4. Закрепление изученного материала

(Приложение 1, слайд 6)

Задание 1. Периметр равностороннего треугольника ABC 156 см. Найдите все стороны.

Задание 2. Существует ли треугольник, длины сторон которого равны 5 дм, 2 дм, 70 дм?

Задание 3. Сколько всего треугольников на рисунке? Какие виды треугольников имеются на рисунке?

(Каждый ученик работает индивидуально, ответы обсуждаются вместе с классом)

5. Домашнее задание

Творческое домашнее задание. По вашему желанию вы можете сочинить сказку, рассказ, стихотворение о треугольниках, или из различных видов треугольников составить картинку: это может быть животные или геометрический рисунок.

6. Итоги урока

–Давайте подведем итоги урока.

– По какому признаку мы выделили новую группу треугольников?

– Какие треугольники входят в эту группу?

– Всегда ли существует треугольник?

Выставляются оценки, по количеству набранных жетонов.

7. Рефлексия

– Что больше всего вас заинтересовало на уроке, что удивило?

– Что понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднения?

 

Литература

  1. Фарков А.В. «Внеклассная работа по математике 5-11 классы». Москва. Айрис-пресс. 2007
  2. Манвелов С.Г. «Конструирование современного урока математики» М. Просвещение. 2002
  3. Барышникова Н.В. «Математика 5-11 классы: игровые технологии на уроках». Волгоград. Учитель. 2007