Цели и промежуточные задачи урока.
Дидактические:
- Отработка письма с пропусками на месте орфограмм слабых позиций.
- Закреплять понятие: орфограмма.
Развивающие:
- Развитие мышления.
- Учиться задавать вопросы, выявлять сходства и различия.
- Учиться контролировать, осуществлять действия и оценивать полученные результаты.
Воспитывающие:
- Поддерживать атмосферу доброты, уважения, взаимопонимания, общей заинтересованности, коллективного поиска.
- Формирование навыков учебного сотрудничества: культурное ведение диалога, умение слушать и слышать.
Этапы урока.
- Постановка учебной задачи.
- Повторение об орфограммах гласных и согласных в слабой позиции.
- Упражнение в распознании орфограмм (работа в парах).
- Письмо по памяти.
- Работа по развитию речи (групповая работа).
- Комментированное письмо.
- Итог урока.
Оборудование: Плакат с девизом, карточки с заданиями для групповой работы, учебник, звуковые модели орфограмм.
Ход урока
I. Постановка учебной задачи. Умеем ли мы писать без ошибок?
На доске плакат. “Мало уметь писать, надо уметь думать”.
– Сегодня на уроке работаем под девизом, который записан на плакате.
– Что значит это высказывание? (Ответы детей об орфограммах.)
– А что такое орфограмма? (Дети : это место в буквенной записи, где нельзя писать по слуху.)
– Что нужно знать, чтобы правильно обнаружить в слове орфограммы? (Дети : нужно буквы писать только по сильной позиции – это основной закон русского письма.)
II. Упражнение в нахождении орфограмм слабых позиций.
– Списать с доски слова девиза, подчеркнуть орфограммы гласных и согласных слабой позиции.
– Проверим (обращаюсь к моделям на доске).
Вывод:
1.Гласные в сильной позиции пишу , в слабых позициях пропускаю .
2. Согласные в сильной позиции пишу Б В Г Д Ж З
П Ф К Т Ш С если соседи справа гласные, сонорные, [в] [в’].
В слабой позиции пропускаю .
III. Упражнение в распознавании орфограмм гласных и согласных в слабой позиции (работа по вариантам).
– Ребята, я вам предлагаю сегодня на уроке попутешествовать по стране орфограмм. В конце урока вы сами себя оцените, как вы с этим справились.
I-й вариант: записать слова – отгадки с орфограммами гласных слабых позиций.
II-й вариант: с орфограммами согласных слабых позиций.
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (осел) (_сел)
У кого усатая
Морда полосатая? (кот) (ко_)
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт. (еж) (е_) (еж_к)
Кто угадает?
На десятерых братьев
Двух шуб хватает. (варежки) (вар_ _ ки)
Скорчится – в кошку,
Растянется – в дорожку (веревка) (в_ре_ка)
V. Зарядка.
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос,
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
VI. Письмо по памяти одного высказывания из зарядки.
– Проверим (фронтально).
– Прочитать слова из зарядки, в которых есть орфограммы, оценить себя.
VII. Развитие речи. (Групповая работа.)
– К данным словам припишите слова, близкие по значению, в которых есть орфограммы слабых позиций.
мороз (стужа, холод)
люди (народ, публика)
работа (дело, труд, занятие)
зов (клич, призыв)
шум (гул, гуд, гудение)
Оценка по группам.
VIII. Работа с учебником.
Упражнение 95, с комментированием (из каждой группы по одному человеку) ,оценим.
IX. Итог урока.
– Вот и подошел наш урок к концу.
– Научились ли мы писать без пропусков орфограмм?
– А хотелось бы?
– Завтра мы начнем искать секреты правильного письма.
– А пока вы должны о чем помнить? (Об ошибкоопасных местах в словах и делать в этих местах пропуски.)
Прозвенит звонок,
Скоро кончится урок.
Он пошел ребятам впрок?
Постарайтесь все понять,
Будем правильно писать?
Поставьте конечный результат своей работы на уроке. (Результаты отмечают дети на полях в своей тетради.)