Урок русского языка по теме "Письмо с пропусками на месте орфограмм слабых позиций гласных и согласных"

Разделы: Русский язык


Цели и промежуточные задачи урока.

Дидактические:

  1. Отработка письма с пропусками на месте орфограмм слабых позиций.
  2. Закреплять понятие: орфограмма.

Развивающие:

  1. Развитие мышления.
  2. Учиться задавать вопросы, выявлять сходства и различия.
  3. Учиться контролировать, осуществлять действия и оценивать полученные результаты.

Воспитывающие:

  1. Поддерживать атмосферу доброты, уважения, взаимопонимания, общей заинтересованности, коллективного поиска.
  2. Формирование навыков учебного сотрудничества: культурное ведение диалога, умение слушать и слышать.

Этапы урока.

  1. Постановка учебной задачи.
  2. Повторение об орфограммах гласных и согласных в слабой позиции.
  3. Упражнение в распознании орфограмм (работа в парах).
  4. Письмо по памяти.
  5. Работа по развитию речи (групповая работа).
  6. Комментированное письмо.
  7. Итог урока.

Оборудование: Плакат с девизом, карточки с заданиями для групповой работы, учебник, звуковые модели орфограмм.

Ход урока

I. Постановка учебной задачи. Умеем ли мы писать без ошибок?

На доске плакат. “Мало уметь писать, надо уметь думать”.

– Сегодня на уроке работаем под девизом, который записан на плакате.

– Что значит это высказывание? (Ответы детей об орфограммах.)

– А что такое орфограмма? (Дети : это место в буквенной записи, где нельзя писать по слуху.)

– Что нужно знать, чтобы правильно обнаружить в слове орфограммы? (Дети : нужно буквы писать только по сильной позиции – это основной закон русского письма.)

II. Упражнение в нахождении орфограмм слабых позиций.

– Списать с доски слова девиза, подчеркнуть орфограммы гласных и согласных слабой позиции.

– Проверим (обращаюсь к моделям на доске).

Вывод:

1.Гласные в сильной позиции пишу , в слабых позициях пропускаю .

2. Согласные в сильной позиции пишу Б В Г Д Ж З

П Ф К Т Ш С если соседи справа гласные, сонорные, [в] [в’].

В слабой позиции пропускаю .

III. Упражнение в распознавании орфограмм гласных и согласных в слабой позиции (работа по вариантам).

– Ребята, я вам предлагаю сегодня на уроке попутешествовать по стране орфограмм. В конце урока вы сами себя оцените, как вы с этим справились.

I-й вариант: записать слова – отгадки с орфограммами гласных слабых позиций.

II-й вариант: с орфограммами согласных слабых позиций.

Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (осел) (_сел)

У кого усатая
Морда полосатая? (кот) (ко_)

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт. (еж) (е_) (еж_к)

Кто угадает?
На десятерых братьев
Двух шуб хватает. (варежки) (вар_ _ ки)

Скорчится – в кошку,
Растянется – в дорожку (веревка) (в_ре_ка)

IV. Взаимная проверка (работа в парах, оценить) ‍

V. Зарядка.

Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос,
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.

VI. Письмо по памяти одного высказывания из зарядки.

– Проверим (фронтально).

– Прочитать слова из зарядки, в которых есть орфограммы, оценить себя.

VII. Развитие речи. (Групповая работа.)

– К данным словам припишите слова, близкие по значению, в которых есть орфограммы слабых позиций.

мороз (стужа, холод)
люди (народ, публика)
работа (дело, труд, занятие)
зов (клич, призыв)
шум (гул, гуд, гудение)

Оценка по группам.

VIII. Работа с учебником.

Упражнение 95, с комментированием (из каждой группы по одному человеку) ,оценим.

IX. Итог урока.

– Вот и подошел наш урок к концу.

– Научились ли мы писать без пропусков орфограмм?

– А хотелось бы?

– Завтра мы начнем искать секреты правильного письма.

– А пока вы должны о чем помнить? (Об ошибкоопасных местах в словах и делать в этих местах пропуски.)

Прозвенит звонок,
Скоро кончится урок.
Он пошел ребятам впрок?
Постарайтесь все понять,
Будем правильно писать?

Поставьте конечный результат своей работы на уроке. (Результаты отмечают дети на полях в своей тетради.)