Важность и значимость дошкольного образования обусловлены тем, что только в обществе сверстников, через грамотно организованные специфические виды детской деятельности (игра, конструирование, изобразительная деятельность, наблюдение и экспериментирование) у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь), которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволят ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации является достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе.
Вот уже более двадцати лет МДОУ детский сад общеразвивающего вида II категории № 75 “Лебедушка” (далее МДОУ) радушно открывает свои двери дошколятам города Сургута. В нем живут, творят, созидают 280 малышей из 12 групп и 80 сотрудников.
В течение ряда последних лет МДОУ является одним из лидеров города Сургута в области развивающего обучения дошкольников, основным направлением которого является развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников путем использования их потенциальных возможностей.
Поэтому содержание образовательного процесса в МДОУ определяется образовательной программой “Развитие”, разработанной Московским НОУ “УЦ им. Л.А.Венгера “Развитие” и парциальными программами разных видов деятельности, созданными на единой теоретической платформе развивающего обучения.
Образовательная программа направлена на развитие способностей дошкольников, парциальные программы корректируются в соответствии с уровнем развития определенного возрастного контингента воспитанников.
Для обеспечения равных стартовых возможностей для поступления в школу детей, не охваченных постоянным дошкольным образованием, в МДОУ с 2004 года функционирует группа кратковременного пребывания – группа развития, среднегодовая численность детей в которой составляет 13 человек.
Для обеспечения качества дошкольного образования, очень важен профессиональный уровень педагогов. Поэтому особое внимание в МДОУ уделяется работе по повышению образовательного уровня и профмастерства педагогов.
Для обеспечения качественной реализации образовательной программы в МДОУ имеется полный пакет учебно-методической литературы, а также все необходимые программно-дидактические пособия и материалы. Это в частности, специально разработанный пакет методических документов (программы и планы занятий, педагогическая диагностика для всех возрастов по всем разделам программы, хрестоматии), позволяющих организовать образовательную работу в МДОУ, четко следуя логике построения программы.
Существенное значение для успешного усвоения воспитанниками МДОУ содержания образовательной программы имеет организация окружающей среды. В МДОУ существует определенная специфика построения окружающей среды, которая наиболее тесным образом связана с целями и содержанием образовательной программы. Так, все помещения МДОУ, в которых в течение дня находятся дети, оснащены мебелью и оборудованием, соответствующим требованиям СанПиН.
Оптимально оснащены и функционируют спортивный, музыкальный и экологический залы, кабинет ручного труда, изостудия, кабинет психологической релаксации, логопедический пункт, “Русская изба”, этнографический музей, телекомната.
Усилиями работников МДОУ и родителей воспитанников ежегодно преображается интерьер детского сада, другой становится территория: теперь здесь живут герои сказок, подрастают деревья на Алее выпускников, приятно поплескаться в бассейне “альпийской горки”, много зелени, цветов. Пополнилась территория и малыми архитектурными формами промышленного изготовления.
Разнообразные базовые компоненты развивающей среды дают возможность в МДОУ избежать рутины и формальной организации учебно-воспитательного процесса. Так, для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в группах имеются в достаточном количестве дидактический материал, развивающие игры, игрушки, уголки (уединения, сюжетно-ролевых игр, физкультурный, музыкальный, психологического отдыха и т.п.). Все игровые зоны, игрушки расположены в доступном для детей месте. Как правило, весь материал находится постоянно в пригодном для использования состоянии. Организованная таким образом предметная среда обеспечивает оптимальные и максимально комфортные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из важнейших задач МДОУ, потому как, только практически здоровый ребенок готов усваивать программный материал качественно.
Для реализации этой задачи в МДОУ разработана система оздоровительных мероприятий, которая включает в себя: фитотерапию (отвар шиповника, брусники, клюквы); прием биопрепаратов (бифидокефир, бифилайф с содержанием лакто – и бифидобактерий); С-витаминизацию третьего блюда; специфическую профилактику гриппа (вакцинация детей вакцинами “Ваксигрипп”, “Гриппол”); иммунопрофилактику в соответствии с планом оздоровительно-профилактических мероприятий; выполнение санитарно-противоэпидемиологического режима; мониторинг физического развития и состояния здоровья; прием детей на улице в соответствии с погодными условиями; утреннюю гимнастику; полоскание полости рта после каждого приема пищи водой комнатной температуры; сон в хорошо проветренном помещении; прогулки с соблюдением ее длительности и оптимальной двигательной нагрузки; хождение по траве босиком в летний период; контрастное обливание ног после гигиенического мытья в летний период после прогулки; игры с водой на прогулке в летний период; организацию рационального питания; коррекционную работу с педагогом-психологом, учителем-логопедом; систематические консультации с родителями, воспитателями; введение адаптационного режима; профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний, травматизма.
В МДОУ созданы условия для максимальной двигательной активности детей. На занятиях по физическому воспитанию, экологии детям прививается ответственность за свое здоровье, пропагандируется здоровый образ жизни.
Результатом проводимой работы стало снижение динамики уровня заболеваемости среди воспитанников МДОУ.
Обеспечив условия для повышения образовательного уровня, профессионального мастерства педагогов, создав соответствующую предметно-развивающую среду в МДОУ, условия для сохранения и укрепления здоровья детей – мы тем самым обеспечили слагаемые для получения воспитанниками МДОУ качественного дошкольного образования.
Все педагоги МДОУ ведут карты, включающие в себя критерии и показатели развития каждого ребенка по всему познавательному курсу. Такая карта позволяет увидеть достижения ребенка, перспективу его развития и оценить эффективность деятельности каждого педагога.
Эффективность педагогического процесса в МДОУ определяется также по результатам отслеживания социального, познавательного и физического развития детей.
Педагогическая диагностика усвоения воспитанниками содержания программы “Развитие” представляет собой диагностические задания, которые включены в планы занятий по каждому разделу программы. Диагностические занятия не требуют дополнительного времени. В процессе проведения таких занятий, педагог фиксирует решения диагностических задач каждым ребенком, при этом анализируется степень самостоятельности выполнения задания. Анализ полученных результатов позволяет педагогу наметить необходимые способы помощи отдельным детям по каждому разделу программы. Применение и использование в практике результатов педагогической диагностики дает возможность педагогам проводить развивающие занятия с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого ребенка по различным видам деятельности; выявление специфики усвоения содержания программы детьми помогает педагогу в анализе собственной работы по программе.
Анализ усвоения воспитанниками МДОУ содержания образовательной программы “Развитие” проводится систематически не менее 2-х раз в течение учебного года. В ходе проведения анализа исследуются результаты усвоения программного содержания детьми всех возрастных групп МДОУ за два полугодия в учебном году.
Сравнивая ежегодные результаты усвоения детьми МДОУ содержания программных разделов (программа рассчитана на работу с детьми с 2 до 7 лет по десяти основным разделам), отмечается существенный подъем уровня работы педагогического коллектива по реализации содержания разделов на более высокий качественный уровень.
Ежегодно в МДОУ проводится коррекционно-логопедическая работа с детьми на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий. Вся работа учителя-логопеда сводится к тому, чтобы в наиболее интересной и занимательной форме сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического слуха, обогащать и активировать словарный запас детей, развивать творческие способности детей и воображение. Свои занятия учитель-логопед ориентирует на психическую защищенность ребенка, его комфортность и потребность в эмоциональном общении с педагогом, а в основу методики таких занятий, положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.
С целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, в МДОУ воспитанникам предоставляется дополнительная платная образовательная услуга: “Курс обучения детей дошкольного возраста хореографии”. Занятия хореографией приобщают детей к миру танцев, формируют положительные эмоции, которые в свою очередь, раскрепощают ребенка, развивают музыкальную и творческую активность, воспитывают у детей умение слушать, воспринимать и оценивать музыку.
Целенаправленно построив обучение педагогического коллектива, обеспечив его необходимыми психолого-педагогическими, методическими и учебными материалами и пособиями, создав соответствующую предметно-развивающую среду, МДОУ решил одну из основных задач успешности каждого дошкольного образовательного учреждения. Педагогический коллектив МДОУ стал профессионально грамотен, а только профессионально-грамотный педагог может обеспечить качественный образовательный процесс, что позволяет МДОУ № 75 “Лебедушка” успешно выполнять основную миссию дошкольного образования – обеспечивать каждому ребенку предшкольного возраста равные стартовые возможности для обучения в школе.
Свое профессиональное мастерство педагогический коллектив МДОУ доказал, участвуя в конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в номинации “Технологии образования и воспитания” и стал его победителем, получив грант Губернатора ХМАО-Югры, а также в III Всероссийском конкурсе “Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях”, став его дипломантом. Ежегодно воспитатели детского сада участвуют в городском конкурсе “Педагог года”, где становятся дипломантами в различных номинациях.