Цель урока:
- Повторить условный оператор IF;
- Вспомнить блок– схему оператора цикла со счетчиком;
- Научиться решать задачи с помощью языка программирования.
Задачи урока:
- образовательная
Разработка данного урока предполагает формирование знаний, умений и навыков, рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
Необходимое оборудование и материалы Компьютер, проектор, Microsoft Office PowerPoint
I. Актуализация знаний. Приложение/
Устно:
Написать программу, в которой нужно проверить, лежит ли число x на числовой оси
между числами a и b (случай x=a или x=b недопустим). Числа x, a, b являются натуральными, и известно, что a отлично от b (но неизвестно: a>b или b>a). Входная информация вводится с клавиатуры, а на выходе должно быть сообщение вида "x между a и b" (если это действительно так), в противном случае никакой выходной информации не выдается.
Программист торопился и написал программу некорректно.
ПРОГРАММА НА ПАСКАЛЕ
VAR a,b,x: integer; p: integer;
BEGIN
readln(a,b,x);
if (a>x) AND (x>b) then
writeln('x между a,b');
END.
Последовательно выполните три задания:
- Приведите пример таких чисел a, b, x, при которых программа работает неправильно.
- Укажите, как нужно доработать программу, чтобы не было случаев ее неправильной работы. (Это можно сделать несколькими способами).
- Укажите, как можно доработать программу, соблюдая дополнительное условие: доработанная программа не должна использовать логических операций AND или OR.
Что называется циклическим алгоритмом?
Вспомним фрагмент блок-схемы циклического алгоритма со счетчиком.
II. Новый материал:
Когда заранее известно, какое число повторений тела цикла необходимо выполнить, можно воспользоваться циклической инструкцией.
Оператор цикла For с положительным шагом – используется, когда изменение параметра цикла увеличивается на 1.
ОПЕРАТОР ЦИКЛА ПО СЧЕТЧИКУ
FOR < параметр цикла >:= <начальное значение> ТО <конечное значение> DO <оператор>
Рассмотрим, как выполняется оператор цикла с параметром вида FOR
< параметр цикла >:= А ТО В DO <тело цикла>.
- Если А <= В, то <параметр цикла > последовательно принимает значения равные А, А+1…В-1, В и для каждого из этих значений выполняется <тело цикла>.
- Если А >В, то < тело цикла > не будет выполнен ни разу и выполнение цикла с параметром сразу же закончится.
Оператор цикла For с отрицательным шагом – используется, когда изменение параметра цикла уменьшается на 1.
УМЕНЬШЕНИЕ ЦИКЛА НА 1
FOR < параметр цикла >:= <начальное значение> DOWNTO <конечное значение> DO <оператор>
ЗАМЕЧАНИЕ
- В качестве параметра цикла может быть переменная целого или литерного типа. Не допускается переменная вещественного типа. Начальное и конечное значение – выражение того же типа, что и параметр цикла.
- Значение параметра цикла в теле цикла, т.е. внутри оператора, стоящего после DO, не должен изменяться.
- При выходе из цикла значение параметра цикла не определено.
III. Закрепление темы.
Даны задачи (составляем блок-схемы вместе с детьми на уроке и решаем их на компьютере)[2]:
- Подсчитать сумму 10 чисел, введенных с клавиатуры.
- Подсчитать произведение 10 чисел введенных с клавиатуры(самостоятельно выполняют)
- Подсчитать сумму положительных чисел среди 10 чисел введенных с клавиатуры.
- ( самостоятельно выполняют)
- Подсчитать количество положительных чисел среди 10 чисел введенных с клавиатуры.
- Подсчитать сумму 20 слагаемых 1+2+3+…+20
- Подсчитать сумму 20 слагаемых 1-1/2+1/3…-1/20
IV. Домашнее задание:
- Составьте программу вычисления квадратов чисел от 1 до 20.
- Напечатать все двухзначные числа, сумма которых равна 12.
V. Итог урока:
Сегодня мы с вами научились решать простейшие задачи со счетчиком. Можно сделать вывод, что многократное повторение одного действия или группы действий часто встречается при написании программ.
Оценки за урок.
Использованные источники и литература:
- Учебник “Информатика” под редакцией Н.Д. Угринович
- А.В. Розина. Программирование на Паскале. Методическое пособие.
Медиауроки развивают творческую активность учащегося в разных направлениях, способствуют активному мышлению при решении задач, развивают коммуникационные компетентности учащихся.