Операторы цикла. Решение задач со счетчиком

Разделы: Информатика


Цель урока:

  1. Повторить условный оператор IF;
  2. Вспомнить блок– схему оператора цикла со счетчиком;
  3. Научиться решать задачи с помощью языка программирования.

Задачи урока:

  • образовательная – знакомство учащихся с базовыми алгоритмическими структурами;
  • развивающие – формирование логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету информатика; формирование умений сравнивать и классифицировать, находить общее и различное, сопоставлять и делать выводы;
  • воспитательные – воспитание необходимости связывать изучение новой темы с уже известными фактами; воспитание самостоятельности, и ответственности за выполненную работу.

Разработка данного урока предполагает формирование знаний, умений и навыков, рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

Необходимое оборудование и материалы Компьютер, проектор, Microsoft Office PowerPoint

I. Актуализация знаний. Приложение/

Устно:

Написать программу, в которой нужно проверить, лежит ли число x на числовой оси

между числами a и b (случай x=a или x=b недопустим). Числа x, a, b являются натуральными, и известно, что a отлично от b (но неизвестно: a>b или b>a). Входная информация вводится с клавиатуры, а на выходе должно быть сообщение вида "x между a и b" (если это действительно так), в противном случае никакой выходной информации не выдается.

Программист торопился и написал программу некорректно.

ПРОГРАММА НА ПАСКАЛЕ
VAR a,b,x: integer; p: integer;
BEGIN
readln(a,b,x);
if (a>x) AND (x>b) then
writeln('x между a,b');
END.

Последовательно выполните три задания:

  1. Приведите пример таких чисел a, b, x, при которых программа работает неправильно.
  2. Укажите, как нужно доработать программу, чтобы не было случаев ее неправильной работы. (Это можно сделать несколькими способами).
  3. Укажите, как можно доработать программу, соблюдая дополнительное условие: доработанная программа не должна использовать логических операций AND или OR.

Что называется циклическим алгоритмом?

Вспомним фрагмент блок-схемы циклического алгоритма со счетчиком.

II. Новый материал:

Когда заранее известно, какое число повторений тела цикла необходимо выполнить, можно воспользоваться циклической инструкцией.

Оператор цикла For с положительным шагом – используется, когда изменение параметра цикла увеличивается на 1.

ОПЕРАТОР ЦИКЛА ПО СЧЕТЧИКУ

FOR < параметр цикла >:= <начальное значение> ТО <конечное значение> DO <оператор>

Рассмотрим, как выполняется оператор цикла с параметром вида FOR

< параметр цикла >:= А ТО В DO <тело цикла>.

  1. Если А <= В, то <параметр цикла > последовательно принимает значения равные А, А+1…В-1, В и для каждого из этих значений выполняется <тело цикла>.
  2. Если А >В, то < тело цикла > не будет выполнен ни разу и выполнение цикла с параметром сразу же закончится.

Оператор цикла For с отрицательным шагом – используется, когда изменение параметра цикла уменьшается на 1.

УМЕНЬШЕНИЕ ЦИКЛА НА 1

FOR < параметр цикла >:= <начальное значение> DOWNTO <конечное значение> DO <оператор>

ЗАМЕЧАНИЕ

  1. В качестве параметра цикла может быть переменная целого или литерного типа. Не допускается переменная вещественного типа. Начальное и конечное значение – выражение того же типа, что и параметр цикла.
  2. Значение параметра цикла в теле цикла, т.е. внутри оператора, стоящего после DO, не должен изменяться.
  3. При выходе из цикла значение параметра цикла не определено.

III. Закрепление темы.

Даны задачи (составляем блок-схемы вместе с детьми на уроке и решаем их на компьютере)[2]:

  • Подсчитать сумму 10 чисел, введенных с клавиатуры.
  • Подсчитать произведение 10 чисел введенных с клавиатуры(самостоятельно выполняют)
  • Подсчитать сумму положительных чисел среди 10 чисел введенных с клавиатуры.
  • (самостоятельно выполняют)
  • Подсчитать количество положительных чисел среди 10 чисел введенных с клавиатуры.
  • Подсчитать сумму 20 слагаемых 1+2+3+…+20
  • Подсчитать сумму 20 слагаемых 1-1/2+1/3…-1/20

IV. Домашнее задание:

  1. Составьте программу вычисления квадратов чисел от 1 до 20.
  2. Напечатать все двухзначные числа, сумма которых равна 12.

V. Итог урока:

Сегодня мы с вами научились решать простейшие задачи со счетчиком. Можно сделать вывод, что многократное повторение одного действия или группы действий часто встречается при написании программ.

Оценки за урок.

Использованные источники и литература:

  1. Учебник “Информатика” под редакцией Н.Д. Угринович
  2. А.В. Розина. Программирование на Паскале. Методическое пособие.

Медиауроки развивают творческую активность учащегося в разных направлениях, способствуют активному мышлению при решении задач, развивают коммуникационные компетентности учащихся.