Разработка урока алгебры в 9-м классе по теме "Геометрическая прогрессия"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Образовательная: ввести понятие геометрической прогрессии, познакомить учащихся с формулой n-ого члена геометрической прогрессии, сформировать навыки решения элементарных заданий по данной теме.
  • Развивающая: развитие памяти, внимания.
  • Воспитательная: воспитание ответственности, самостоятельности, навыков коллективной работы.

Тип урока: объяснение нового материала.

План урока

1. Сообщение темы и цели урока.
2. Объяснение нового материала.
3. Решение задач
4. Домашнее задание. 

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация «Геометрическая прогрессия», учебник Алгебра для 9 класса, Ю.Н.Макарычев.

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и цели урока

Тема сегодняшнего урока «Геометрическая прогрессия». На уроке мы должны познакомиться с геометрической прогрессией, с формулой n-ого члена геометрической прогрессии, и рассмотреть решение некоторых элементарных задач по  данной теме.

2. Объяснение нового материала

Рассмотрим последовательности:

а) 2; 4; 8; 16; 32; 64; …
б) 2; 6; 18; 54; 162…
в) – 10; 100; – 1000;  10000; – 100000…

Приложение. Слайд 1.

– Итак, что вы замечаете?

а)

а1 = 2
а2 = 4
а3 = 8
а4 = 16

– Как взаимосвязаны между собой члены этой последовательности?
– Каждый последующий член последовательности равен предыдущему члену, умноженному на 2. (Приложение. Слайд 2)

б)

а1 = 2
а2 = 6
а3 = 18
а4 = 54

– Как взаимосвязаны между собой члены этой последовательности?
– Каждый последующий член последовательности равен предыдущему члену, умноженному на 3. (Приложение. Слайд 3)

в)

а1 = – 10
а2 = 100
а3 = – 1000
а4 = 10000

– Как взаимосвязаны между собой члены этой последовательности?
– Каждый последующий член последовательности равен предыдущему члену, умноженному на – 10. (Приложение. Слайд 4)

– Рассмотренные последовательности называются геометрическими прогрессиями.
А теперь постараемся самостоятельно сформулировать определение геометрической прогрессии.
Определение. Геометрической прогрессией называется последовательность отличных от нуля чисел, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, умноженному на одно и то же число. 
Иначе, последовательность (вn) – геометрическая прогрессия, если для любого натурального n выполняется условие

Вn = 0 и вn + 1 = bn * q,
где q =. (Приложение. Слайд 5)

Число q называют знаменателем геометрической прогрессии.
Зная первый член и знаменатель геометрической прогрессии,  можно найти последовательно  второй, третий и вообще любой её член:






. (Приложение. Слайд 6)

Мы получили формулу n-ого члена геометрической прогрессии.

3. Решение задач

Итак, рассмотрим примеры решения некоторых задач с использованием этой формулы.

Пример 1.

– Выберите из последовательностей геометрические прогрессии.

А) 3; 6; 9; 12…
Б)  5; 5; 5; …
В) 1; 2; 4; 8; 16; 
Г) – 2; 2; – 2; 2… (Приложение. Слайд 7)

Пример 2.

В геометрической прогрессии в1 = 13, 4 и q = 0,2. Найти в6.

Решение.

По формуле n-го члена геометрической прогрессии: В6 = 13,4 * (0,2)5 = 13,4 * 0,00032 = 0,004288. (Приложение. Слайд 8)

Пример 3.

Найти пятый член геометрической прогрессии:  2; – 6…

Зная первый и второй члены геометрической прогрессии,    можно найти её знаменатель.

q = – 6 : 2 = – 3.

Таким образом  в5 = 2 * (–3) 4 = 162. (Приложение. Слайд 9)

Работа с учебником.

№ 387(а, б), № 388(а, б), № 389(а, б), № 391 (а, б).  Слайд 10.

4. Домашнее задание

П.8, № 396, № 400. Слайд 10.