"Школа для взрослых"

Разделы: Работа с родителями


Содержание:

1. Краткое описание проекта
2. Статистический и проблемный анализ
3. Концептуальные основы проекта, принципы работы с семьей
4. Цели, задачи, ожидаемые результаты

Краткое описание проекта

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Конституцией РФ, Семейным Кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании» определены не только обязанности родителей, как первых педагогов своего ребенка, но и права семьи на социальную поддержку государства, получение квалифицированной психолого-педагогической помощи.
Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно – сотрудничества, взаимодействия и взаимодоверия с целью создания единого образовательного пространства для ребенка. Суть нашего проекта заключается в попытке создания интегративной модели взаимодействия ДОУ с семьей с учетом ее особенностей и потребностей. Необходимость создания такой модели обусловлена

с одной стороны:

  • низкой активностью родителей в воспитательно-образовательной работе детского сада, в то время как полная реализация целей развития ребенка достигается лишь в едином образовательном пространстве;
  • низким уровнем психолого-педагогических знаний родителей об особенностях и закономерностях развития ребенка, способах позитивного взаимодействия с ним;
  • нестабильностью внутрисемейных отношений, что, в свою очередь, влияет на характер детско-родительского сотрудничества.

с другой стороны:

  • низкой эффективностью линейных форм взаимодействия с родителями (воспитатель – родитель, специалист – родитель, руководитель – родитель), преобладающих в ДОУ;
  • предпочтением педагогами лекционно-просветительских и наглядно-демонстрационных форм в работе с семьей;
  • недостаточной компетентностью педагогов в выборе стиля взаимодействия с родителями, в организации дифференцированной помощи семье с учетом ее особенностей и потребностей;
  • относительной стихийностью контактов педагогов с родителями;
  • недостаточной координацией действий специалистов и воспитателей в работе с семьей.

В связи с этим необходим системный подход, программная форма организации работы по социально-педагогической поддержке семьи, создание мультидисциплинарной команды сопровождения всех субъектов образовательной деятельности.

Системность подхода мы видим в выделении направлений, структурирующих деятельность проекта:

  • социально-педагогическое направление предполагает оказание адресной дифференцированной помощи различным категориям семей;
  • программно-структурное направление – организация и содержательная разработка последовательных этапов по психолого-педагогическому сопровождению семейного воспитания;
  • содержательное направление – определение содержания, форм и методов интегрирования педагогических задач в практику семейного воспитания;
  • кадровое обеспечение – повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме.
  • реализация принципа мультидисциплинарности будет обеспечена созданием команды специалистов, осуществляющей «сопровождение» всех субъектов образовательной деятельности (родителей, педагогов, детей)

Статистический и проблемный анализ

В контексте выявленных проблем нами было проведено изучение семей воспитанников и диагностика профессиональной компетентности педагогов.

Изучение семьи

Изучением охвачено 100 семей.
Цель изучения – выработка системы направленной, дифференцированной помощи семье, вовлечение родителей через разные формы в образовательный процесс.

Цель определяла следующие задачи исследования:

  • изучение микросоциальных условий воспитания дошкольников (состав семьи, материальное положение, образовательный уровень, жилищно-бытовые условия и пр.);
  • определение уровня родительской мотивации в отношении сотрудничества с ДОУ (адекватность оценки родителями состояния своего ребенка;
  • готовность к полноценному сотрудничеству с педагогами; степень инициативы в плане сотрудничества);
  • изучение психологического микроклимата в семье и характера детско-родительских отношений;
  • уровень педагогических знаний родителей и запрос на психолого-педагогическую помощь.

По итогам изучения и анализа полученных данных были выделены несколько категорий семей:

Наименование группы

Факторы, характеризующие данную группу

I группа
(оптимальная)
20 %
Высшее или среднее образование, полная семья, высокий культурный уровень, хорошие жилищные условия, материальный достаток, положительный микроклимат в семье и мотивация на сотрудничество, преобладает характер детско-родительских отношений по типу «Кооперация».
II группа
(средние показатели)
68 %
Среднее образование, полная семья, нормальные жилищные условия, средний достаток, заинтересованность в развитии ребенка, не отрицание необходимости сотрудничества, но при минимальных затратах усилий с их стороны; характер детско- родительских отношений по типу «Принятие – отвержение».
III группа
(низкие показатели)
12 %
Неполные семьи, низкий образовательный и культурный уровень, низкий достаток, отсутствие адекватной оценки состояния ребенка, низкий уровень мотивации на сотрудничество, тип взаимодействия с ребенком «Авторитарная гиперсоциализация».

Каждая категория семей требует специализированной помощи в соответствии с их проблемами и запросами. Формы и содержание работы с каждой категорией семей будут
определяться степенью готовности к сотрудничеству, уровнем педагогической и функциональной подготовленности.

Изучение педагогов

Изучением охвачено 15 педагогов ДОУ.
Цель изучения: выявление факторов способствующих и препятствующих эффективному взаимодействию педагогов с родителями.

Объектами изучения стали:

  • стиль педагогического общения;
  • мотивационная готовность к сотрудничеству с семьей;
  • профессиональная компетентность по проблеме;
  • личностные качества педагогов.

По итогам изучения и анализа полученных данных были выявлены следующие категории сотрудников:

– педагоги, нуждающиеся в повышении научно-теоретических знаний по проблеме – 48% (воспитатели, имеющие среднее специальное образование, стаж работы от 1 до 5 лет (молодые специалисты) и от 20 до 25 лет.
– педагоги, нуждающиеся в коррекции стиля педагогического общения, а, следовательно, модели образовательной деятельности (преобладает авторитарный стиль, учебно-дисциплинарная модель) – 18 % (воспитатели со стажем работы более 20 лет;
– педагоги, испытывающие затруднения в реализации активных форм сотрудничества с семьей (преобладают лекционные и наглядно просветительские формы) – 44%;
– педагоги с низким уровнем мотивации на самообразование по проблеме
(не отрицают необходимости повышения мастерства по проблеме, но предпочитают быть объектами образовательной деятельности) – 31 %

Решение этих проблем мы видим в обеспечении «сопровождения» педагогов в профессиональной деятельности со стороны администрации, психологической и методической служб ДОУ, в их тесном взаимодействии.

Концептуальными основами проекта являются:

  • Положения Л.С. Выготского о том, что:

– построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Семья, как один из важнейших социальных институтов общества, оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности;

  • Положение известного представителя гуманистической педагогики и психологии А. Маслоу о «самоактуализации» как центральной проблеме становления личности.

Среди важнейших потребностей человека он определил потребность в любви и признании, которая удовлетворяется посредством семьи в первую очередь.

  • Исследования В.В. Ткаченко о зависимости личностных установок родителей и гармоничности внутрисемейных отношений.
  • Исследования о специфичности семейного воспитания. По ряду параметров оно резко отличается от общественного, однако, они «взаимосвязаны, дополняют друг друга, и могут в определенных границах быть взаимозаменяемыми». Принципиально значимы для нас современные подходы к организации и содержанию работы с семьей на основе диалектического единства интеграции и дифференциации.

На современном этапе необходима дифференцированная помощь семье, учитывающая ее социально-психологические особенности (социальны статус, материальное благополучие, психологический микроклимат) и уровень родительской компетентности (адекватная оценка состояния ребенка, готовность к полноценному сотрудничеству с ДОУ, степень инициативы и мотивации на сотрудничество с ребенком и педагогами)

Основные принципы работы с семьей

  • Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса.
  • Принцип «позитивного образа семьи», в основе которого лежит понимание института семьи как естественной среды.
  • Дифференцированной помощи – необходимо учитывать уровень мотивации, базовый уровень знаний, степень готовности к сотрудничеству значимых взрослых.

Принцип сотрудничества и равной ответственности – предусматривает объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого.

  • Принцип системности – семья составляет сложную систему структурных элементов, которые взаимосвязаны между собой, взаимодействуя с каким-либо элементом достигается эффект во всей системе в целом.
  • Деятельностный принцип – для повышения активности родителей предполагается использование разных видов совместной деятельности.
  • Принцип наличия обратной связи.
  • Уважения и признания партнеров.

Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса.

Цель проекта: Создание оптимальных условий для эффективного сотрудничества педагогов и родителей, повышения их социально-педагогической компетентности, с целью обеспечения единого образовательного пространства для ребенка.

Задачи проекта:

В работе с семьей:

  • Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и психологических знаний и представлений;
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.
  • Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации с ребенком.

В работе с педагогами:

  • Создать условия в ДОУ для повышения квалификации педагогов по проблеме.
  • Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.
  • Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме.

Индикаторы результативности:

  • Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы)
  • Результаты диагностики:
    • развития детей,
    • уровня детско-родительских отношений,
    • личностного развития родителей и педагогов (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности)
  • Востребованность родителями психолого-педагогических мероприятий (журналы посещаемости, книги отзывов).
  • Устойчивый спрос родителей на услуги ДОУ, в том числе родителей детей, не посещающих дошкольные учреждения.

Приложение 1