В настоящее время очень много говорится о том,
что образование – это в первую очередь
воспитание, и только потом обучение. Поэтому на
своих уроках математики я не упускаю
возможности воспитывать обучающихся.
Одним из актуальных на сегодняшний момент
направлений в воспитании является воспитание
чувства патриотизма, любви к своей большой и
малой Родине. И воспитанием в этом направлением
можно заниматься не только на уроках истории,
литературы, географии, но и математики.
В 5-6 классах очень важно не только дать детям
твердые знания начал математики, но и не
отпугнуть школьников холодной строгостью
«царицы наук», увлечь их предметом. Преследуя эту
цель, использую нестандартные формы уроков.
Современное оснащение школ позволяет применять
на уроках информационные технологии на
различных этапах и в разных формах. Применение
информационных технологий на уроках раздела
«Введение в вероятность. Диаграммы» делают
обучение более интересным, наглядным и
содержательным.
В начале урока тема не объявляется, она
становится известной только после исторической
справки о Владимире и представления информации в
табличном виде. Такое начало урока будет
достаточно интересным и необычным для школьника.
Затем проходит основная часть урока: объяснение
нового материала в виде путешествия класса по
виртуальным улицам Владимира.
Отработка нового материала осуществляется в
виде путешествия по Владимирской области.
Рассматриваются задачи прикладного характера.
Ну и наконец, домашнее задание должно быть
интересным для выполнения, только тогда оно
будет полезным ученику. А значит надо
придумывать разнообразные формы подачи самих
заданий, что я и попыталась сделать.
Использование исторических и географических
фактов придали изучаемому материалу
«жизненность», прикладной характер новой науки,
с которой они знакомятся в ходе урока.
Применение ИКТ позволяет сделать урок ещё более
эффективным. Презентация обеспечивает
наглядность, что очень важно для детей младшего и
среднего школьного возраста.
Таким образом, всеобщая компьютеризация школ,
интерактивное оборудование, расширили
возможности педагогов сделать уроки
насыщенными, интересными, наглядными и
мобильными. Хочется думать, что мой урок
подтверждение этому.
Мой друг. Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая…
Н.М. Языков
Тема урока: Диаграммы
Цели урока:
- Формировать у учащихся понятия по теме «Диаграммы»;
- Выделять и группировать данные, которые отражены на диаграмме;
- Учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы;
- Формировать навыки построения диаграммы вручную;
- Привить интерес к историческим и природным памятникам культуры Владимирской области.
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Объяснение нового материала
- Отработка нового материала
- Выполнение упражнений на повторение
- Домашнее задание
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Мы с Вами живем в таком удивительном городе. Владимир – город с тысячелетней историей. Заложен он в конце X века киевским князем Владимиром Святославичем на высоком берегу р. Клязьмы, на границе Залесья и Ополья. В начале XII века город укреплён Владимиром Мономахом, а в середине XII в. Владимир становится столицей Владимиро-Суздальского княжества, всей Северо-Восточной Руси. С подъёмом Москвы Владимир подчинился новой столице. А с учреждением в 1778 г. Владимирской губернии Владимир – губернский центр – получил новый «прожектированный» план, утверждённый в 1781 г. План предусматривал расширение границ, регулярную сетку улиц, каменное гражданское строительство. Улицы города сплетались в живую, прихотливую вязь. Давайте совершим виртуальную прогулку по городу Владимиру. Посмотрим на его достопримечательности, памятники архитектуры, здания и Вы ощутите груз веков, который впитался в камни древнего града. Протяженность улиц Владимира увеличивается с каждым годом. Результаты статистических исследований после обработки обычно представляют в наиболее обозримой, наглядной и компактной форме. Как вы знаете, это лучше всего сделать с помощью таблиц. Например, в таблице 1, приведена общая протяженность улиц нашего города.
Показатели | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Общая протяженность улиц, проездов, набережных (на конец отчетного года), километров | 394.1 | 395.3 | 395.8 | 425 | 425.7 |
Ответьте мне на вопросы:
– Что такое таблица?
– Из каких данных состоит таблица?
– Какие выводы можно сделать, проанализировав
данные таблицы?
Белокаменные памятники XII в. – Золотые ворота,
кафедральный собор, княжеские и монастырские
церкви – воплотили столичное достоинство
города, соединив во времени «матерь городов
русских» Киев и столицу Руси, Москву.
А знаете, сколько тысяч человек посещают музеи
нашего города каждый год. Давайте рассмотрим
таблицу 2.
Количество посещений музеев, тысяча человек, значение показателя за год | ||||||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Владимирская область | 1230,5 | 1353,6 | 1608,2 | 1611,8 | 1728,8 | 1648,7 | 1808,1 | 1935,8 | 2107,2 | 2195,8 |
Ответьте мне на вопросы по таблице 2:
– Из каких данных состоит таблица?
– Какие выводы можно сделать, проанализировав
данные таблицы?
– Всегда ли удобно будет по таблице (большего
размера) отвечать на подобные вопросы?
– А как бы вы изобразили данные таблицы
по-другому?
3. Объяснение нового материала
Те же данные можно представить в виде графика или диаграммы. И очень важно не просто иметь представление о диаграммах, но и уметь читать и строить их. Итак, тема сегодняшнего урока «Диаграммы». Эта тема актуальна для современных людей, живущих в информационном, быстро меняющемся мире. На уроке вы узнаете о различных типах диаграмм, научитесь читать их и строить при помощи линейки, карандаша и циркуля.
Для чего необходимы диаграммы? | Диаграмма служит:
|
На рисунках на слайдов информация о количестве посещений музеев дана в виде различных диаграмм.
Если вы внимательно посмотрите на эти
рисунки, то сможете найти в них много общего.
Постарайтесь рассказать о том, что вы видите на
этих рисунках. Объясните, в чем основное отличие
диаграмм, изображенных на этих рисунках. Итак,
какую же информацию можно получить из
рассмотренных диаграмм?
Вы видели, что информация о количестве посещений
музеев дается в виде геометрических фигур,
определенная мера которых (высота или длина)
соответствует значению показателя за год.
Значит, можно сделать вывод: Диаграмма
– это еще один вид математической модели. Она
дает наглядное представление о соотношении
размеров тех или иных величин.
Существует несколько типов диаграмм:
Когда мы строили диаграммы по таблице 2, то
использовали
Тип диаграммы |
Область применения |
||
Плоская |
Объёмная |
||
Гистограмма |
Гистограмма позволяет представить изменение данных на протяжении отрезка времени. Диаграммы этого типа удобны для наглядного сравнения нескольких величин (рядов данных). | ||
Линейчатая |
Линейчатые диаграммы применяются в тех же случаях, что и гистограммы. Горизонтальное расположение оси зависимых переменных делает их особенно удобными для сравнительного представления разных величин в пределах одного временного периода | ||
При работе с таблицей 1 удобно воспользоваться графиком
График |
Отображает тенденцию изменения данных (рост, снижение, колебание) за равные промежутки времени. На одном чертеже может разместиться несколько графиков, каждый из которых соответствует своему ряду данных. | |
Но вернемся к нашей экскурсии. Владимир – популярный туристский центр, один из основных пунктов на туристском маршруте "Золотое кольцо России". Ежегодно наш город посещают граждане России и других стран. Точное количество туристов назвать трудно, но, сколько процентов от общего количества приезжающих посещают Владимир известно (таблица 3).
Жители России | Жители стран СНГ | Жители Германии | Жители Франции | Жители скандинавских стран | Жители США | Жители азиатских стран |
70% | 11% | 6% | 4% | 2% | 2% | 5% |
Вся информация, представленная в таблице – это примерное представление о соотношениях частей и целого, то есть диаграмма не будет содержать никаких числовых данных. Этим критериям соответствует круговая диаграмма.
Круговая |
Круговая диаграмма используется для графического отображения одного ряда значений. Она показывает соотношение частей и целого. Каждый сектор такой диаграммы отображает относительную (выраженную в процентах) долю каждого значения от общей суммы всех данных, принимаемых за 100%. | |
На слайде представлена диаграмма по таблицы 3.
Существуют и другие типы диаграмм. Тот или иной тип диаграммы используется в зависимости от требований к уровню информации, которому она должна соответствовать. Что же касается способов оформления диаграммы, то, как говорится, их количество ограниченно только фантазией дизайнера.
4. Отработка нового материала
А мы с вами продолжаем путешествовать по Владимирской области. Наша область богата внутренними водами. Все реки относятся к бассейну великой русской реки Волги. Общая их длина превышает 8500 км. Главной рекой Владимирской области является Клязьма, начинается она к северу от Москвы и впадает в реку Оку, ее длина 647 км. На территории области в нее впадают с левой стороны Большой Киржач, Пекша, Ворша, Колокша, Нерль, Уводь, Лух, а с правой — Судогда, Нерехта. Тара, Суворощь.
1. По данной диаграмме ответьте на вопросы:
- Какие единицы измерения откладываются по вертикальной оси?
- Скольким единицам соответствует одно деление этой оси?
- Какая из рек имеет наименьшую длину?
- Какая из рек имеет наибольшую длину?
- Какие из рек имеют примерно одинаковую длину?
2. Территория Владимирской области находится в центре Восточно-Европейской равнины, основная часть территории — слабо всхолмлённая равнина с общим понижением от Клинско-Дмитровской гряды (высоты до 271 м) на севере, через Владимирское (Юрьево) Ополье (высота до 236 м), далее на юг к Мещёрской низменности (преобладающая высота 120 м) и на восток через Окско-Цнинский вал (до 184 м) и Гороховецкий отрог (верхняя точка — 191 м) к Балахнинской низменности (около 90 м) и устью Клязьмы (67 м). Постройте столбчатую диаграмму по этим данным.
3. Общая гладь поверхностных вод Владимирской области составляет 0,2 всей площади области, а болота – 0,1 всей площади области. Постройте круговую диаграмму распределения поверхностных вод, болот и суши во Владимирской области.
5. Выполнение упражнений на повторение
Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 7-е изд. – М.: Мнемозина, 2007.
№ 964, контрольное задание № 2, стр. 251, № 953, 854 (а,в)
6. Домашнее задание
1. По данным таблицы постройте столбчатую диаграмму озер Владимирской области
Название озера | Кщара | Беловодь | Святое | Великое | Гусинка | Глухое |
Глубина озера | 65м | 22м | 3м | 4м | 5м | 15м |
2. На долю городского населения Владимирской области приходится 80% всех жителей области. При этом 58% городских жителей проживают в городах: Владимир 25%, Ковров 11%, Муром 10%, Гусь-Хрустальный 5%, Александров 4%, Вязники 3%. А остальные 22% городских жителей проживают в малых городах Владимирской области. Постройте круговую диаграмму распределения жителей Владимирской области.
Презентация к уроку (Приложение 1)