Урок русского языка в 3-м классе по теме "Обучающее изложение по коллективно составленному плану"

Разделы: Начальная школа


Цели.

Образовательная:

а) развитие устной и письменной речи учащихся;

б) совершенствование орфографических навыков;

в) совершенствование навыка правильного и последовательного текста.

Развивающая:

а) развитие основ мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся;

б) развитие памяти, речи, познавательных интересов.

Воспитательная:

а) воспитание на примере героев рассказа терпения, любви к Родине, уважительного и почтительного отношения к участникам ВОВ.

Оборудование:

  • Презентация о ВОВ.
  • Карточки для работы в парах.
  • Книга “Хатынь”
  • Музыкальное сопровождение.

Ход урока

I. Организационный момент.

Подготовка к восприятию содержания текста.

(Дети читают стихотворения на доске, и высказывают предположение о теме изложения)

Спят в могиле герои,
И над ними порою
Тихо кружится коршун степной.
И хранит молчаливо
Одинокая ива
Их глубокий солдатский покой.

II. Актуализация знаний. Просмотр презентации о войне.

Чтение и анализ текста.

Текст, предлагаемый учащимся: отрывок из рассказа В. Бахревкого “Хатынь”.

Первичное чтение текста учителем.

Хатынь

Есть в Беларуси деревня. Стоит она среди лесов. На пригорке сарай, за сараем поле. Над полем жаворонки. Обычная деревня.

Только петухов не слыхать. Поле не вспахано. Улицы пусты. И изб нет. Только чёрные трубы. На каждой трубе по колоколу. И звонят они и в дождь и в солнышко, и днём и ночью. Не умолкают.

Жили люди, звали свою деревню Хатынь. Сажали картошку, доили коров.

Ворвались в деревню фашисты. Согнали людей в сарай, заперли и подожгли. Кто вырвался из огня, убили из пулемётов. Спалили пустые избы и уехали.

Звонят колокола Хатыни. Нельзя им умолкать. Они напоминают людям о войне.

Они зовут защищать мир.

III. Работа над содержанием текста.

1. Где происходит действие рассказа?

2. Чем отличается описанная в тексте деревня от обычной деревни?

3. Как называлась деревня?

4. Какие события изменили размеренную жизнь деревни?

5. Почему звонят колокола Хатыни?

6. Определите тему и основную мысль текста?

7. Кто является главным героем?

8. Объясните название текста?

9. Какие ещё названия можно подобрать?

IV. Коллективное составление плана изложения.

Вторичное чтение текста учащимися.

Работа над текстом по составлению плана.

- Сколько частей в этом тексте?

Обратите внимание, как описана нынешняя Хатынь: короткие, жёсткие предложения.

- Оглавление каждой части и составление плана.

Примерный план.

  1. Обычная деревня.
  2. Звонят колокола на чёрных трубах.
  3. Жили люди.
  4. Ворвались фашисты.
  5. Нельзя умолкнуть колоколам.

V. Первичное закрепление.

Чтение текста по частям, ссылаясь на план.

VI. Физминутка.

VII. Работа в парах. Словарно-орфографическая подготовка.

(Карточки со словарной подготовкой на партах)

- Объясните написание словосочетаний.

Вставьте пропущенные буквы и объясните написание:

  • на пригорке (что?) с_рай
  • над полем (кто?) жав_р_нки,
  • обычная (что?) д_ревня
  • п_тухов не слыхать
  • трубы (какие?) ч_рные
  • сажали (что?) к_ртошку
  • д_или (коко?) к_ров
  • зв_нят (что?) к,л_кола
  • нап_минают (о чём?) о в_йне
  • защ_щ_ть (что?) мир Белорусь, в Белоруси

Комментирование орфограмм учащимися.

VIII. Прослушивание текста учащимися пред написанием изложения.

IX. Письменное изложение текста учащимися.

X. Домашнее задание. Письменная рефлексия.

XI. Итог урока.