Цели урока:
- познакомить учащихся со знаменитыми выпускниками и учителями школы;
- развивать интерес к изучению истории школы, истории своего рода;
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, уважения к старшим.
Оборудование:
- экспонаты школьного историко-этнографического музея, фотографии учеников и учителей школы (родственников учащихся),
- магнитофон,
- аудиозапись "Гимн Кубани",
- книги Н.Я.Паскевич "Любимый уголок земли",
- В.П.Громов "Дорогие мои земляки: штрихи к портретам пашковчан".
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно стоят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запомнить!
2. Знакомство с темой урока.
Когда-то в нашей школе училась Паскевич Наташа. Сейчас она выросла и написала для ребят книгу о нашем крае "Любимый уголок земли", стихами из которой мы начинаем наш урок.
Ученик 1:
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по-особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Ученик 2:
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире
По-детски чисто тянется душа:
(Вадим Неподоба)
Ученик 3:
Отчий край!
Вишнёвые рассветы,
Двух морей и неба синева.
Для тебя кубанские поэты
Сохранили лучшие слова.
(Кронид Обойщиков)
Ученик 4:
Даль степей сквозная,
гор простор орлиный-
сторона родная,
край наш тополиный!
(Виктор Подкопаев).
Ученик 5:
Высокие травы - муравы,
растёте вы,
травы,
на славу!
Зелёные, скинув рубашки,
Белеют - желтеют ромашки.
Краснеют нарядные маки,
как в новых бешметах казаки.
И, словно разливы реки,
небесная синь -
васильки:
(Виталий Бакалдин).
Ученик 6:
Идёт рассвет,
Ступая по курганам.
Навстречу солнцу
Встали тополя:
Как ты мила
И как ты дорога нам,
Кубань, Кубань-
Родимая земля!
(Виктор Подкопаев) [2]
Учитель: И действительно, куда бы мы с вами не уехали, как далеко не оказались от дома, нам всегда хочется вернуться на свою Родину, в свой родной город, в свой родной дом.
Тема нашего урока сегодня "Ими гордится школа". Наша школа гордится своими учениками, учителями, гостями. С некоторыми из них мы сегодня с вами познакомимся.
3. Изучение нового.
В октябре месяце 2006 года к нам в школу приезжал гость из Америки.
Дубовский Николай Васильевич - коренной казак станицы Пашковской, который во время Великой Отечественной Войны защищал наш город, сражался с фашистами. Потом попал в плен, побывал в нескольких странах и в настоящее время живёт в Америке. В наш город Николай Васильевич приехал в составе делегации, которая привезла из Америки регалии Кубанского казачьего войска. В Краснодаре Николай Васильевич побывал на концерте Кубанского казачьего хора, где самое большое впечатление на него произвёл гимн Кубани.
Слушая эту песню, ветеран плакал, вспоминая свою жизнь на Родине, ведь в этой песне вся история нашего края.
(Исполняется гимн Краснодарского края "Ты, Кубань, ты наша Родина")
История школы.
- В какой школе вы учитесь? (В школе №60)
На торжественной линейке в присутствии сотен пашковчан в фундаменте школы замуровали обращение к грядущим поколениям.
- Какое торжественное обещание дали первые ученики школы? (Они обещали не посрамить школу и своих учителей)
- Скажите, пожалуйста, в каком году была построено новое здание нашей школы? (В 1960г.)
- Какие знаменитые люди учились в нашей школе? (Космонавт-дублёр А.В.Щукин, атаман В.П.Громов)
Владимир Прокофьевич Громов - потомственный казак. Родился 21.02.1950 г. на хуторе Курчанском Приморско-Ахтарского района. С 1958 года живёт в Пашковской. Учился в средней школе №60.
Когда Владимир Прокофьевич Громов учился в школе, он очень любил читать. Он приходил каждый день в школьную библиотеку и говорил: "Давненько я не был в этом заведении". Владимир Прокофьевич прочитал все книги по истории и о казачестве. Он любил встречаться с людьми, которые много знали о казачьих традициях и были очевидцами исторических событий.
После армии окончил исторический факультет КубГУ. С 1983 года - преподаватель, доцент кафедры дореволюционной отечественной истории.
В августе 1990 г. Владимир Прокофьевич избирается первым атаманом Пашковского казачьего общества. А затем - атаманом общественно-патриотической организации "Кубанская казачья Рада". В 1992 году :избирается атаманом Всекубанского казачьего войска.
"С того времени он возглавляет процесс возрождения Кубанского казачества, становится бессменным лидером кубанских казаков:
К 1998 году возглавляемое им Кубанское казачье войско становится самым структурированным, авторитетным и многочисленным среди казачьих войск России. Указом президента России В.П.Громов утверждён в должности атамана. Первому в России ему присвоен чин - казачий генерал:" 1 . Владимир Прокофьевич имеет много наград, пользуется авторитетом среди жителей всего Северного Кавказа.
Александр Владимирович Щукин родился в1946 году в городе Вене, в Австрии, в семье военнослужащего. В связи с постоянными переводами отца по службе учился в различных школах, в том числе в городах Петропавловск-Камчатский и Ленинград.
С 1962 по1964 г. обучался в средней политехнической общеобразовательной трудовой школе №60 с производственным обучением г. Краснодара. По окончании которой, получил свидетельство о присвоении профессии радиомонтёра по ремонту наземной авиаэлектрорадиоаппаратуры.
"Щукин освоил 50 типов летательных аппаратов, провел в воздухе 3134 часа 37 минут. С июня 1981 года включен в группу непосредственной подготовки для космического полета на орбитальной станции "Мир" в качестве космонавта - исследователя. В 1987г. назначен заместителем командира отряда Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей:
На Байконуре на летающей лаборатории ТУ-154 Щукин впервые выполнил автоматическую посадку по штатной траектории орбитального корабля "Буран". 7 раз поднимался он в небо на "Буране", 2 раза - командиром:
15 ноября 1988 года в 8 часов по московскому времени стартовала универсальная ракетно-космическая система "Энергия" с кораблем многоразового использования "Буран". Он сделал два витка вокруг земного шара и торжественно совершил посадку на космодроме "Байконур". Страна прильнула к экранам телевизоров, наблюдая эту фантастическую картину. Полет, посадка - всё в автоматическом режиме! И по меркам сегодняшнего дня - уникальное достижение.
Более трех часов "Буран" находился в скоростном полете, а, приземлившись, выглядел красавцем. После остановки "Бурана" восхищенные ученые мира зафиксировали, что отклонение от полетной программы составило :одну секунду! Отклонение от оси посадочной полосы - чуть более метра! Фантастика. Именно так отозвались руководители программы "Шаттл".
К сожалению, идея многоразового космического корабля "Буран" превратилась в одноразовую. Проект закрыт. Сейчас он не существует.
Руководитель отряда космонавтов-испытателей Игорь Волк сказал: "Саша был самым талантливым из нас. Он был талантлив во всем":" [1]
Александр Щукин был очень скромен. Был готов в любую минуту броситься на помощь, чужая боль сразу становилась его болью. Он умел дружить и быть преданным другом в любой ситуации.
Погиб Александр Щукин 18 августа1988 года при выполнении испытательного полёта на Су-26М.
Жизнью и гибелью Александр Владимирович заслужил право остаться в нашей памяти, чтобы о нем знали все земляки, чтобы вернуть его светлое имя из небытия. Ведь служить Отечеству он уходил из кубанской станицы, где полюбил высокое чистое небо, самолеты, где нашла его и позвала за собой космическая мечта. Это нужно живым. Всем нам, ученикам и учителям его родной школы.
4. Физминутка.
Настоящий казак должен быть очень внимательный, давайте поиграем и проверим, насколько вы внимательны.
Игра "Не ошибись, пожалуйста".
5. Проверка домашнего задания.
Показ фотографий бывших учеников школы. Рассказы детей о своих родственниках, учившихся в этой школе.
6. Выступления гостей.
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, которые в разные годы учились в нашей школе, а некоторые не только учились, но и работают в ней. Это: Булатецкая Александра Григорьевна, Колоскова Ирина Юрьевна, Барышева Ольга Петровна. (Гости рассказывают о себе и своих школьных годах).
7. Подведение итогов урока.
- С какими знаменитыми людьми вы сегодня познакомились? (Ответы детей)
- В чем бы вы хотели быть на них похожими? (Ответы детей)
- Итак, ребята, вы сегодня узнали о том, какая у нас замечательная школа, какие прекрасные люди в ней учились и работают. Я надеюсь, что когда вы вырастете, то обязательно станете хорошими людьми, и наша школа вами тоже будет гордиться.
Список литературы.
1. Громов В.П. Дорогие мои земляки: штрихи к портретам пашковчан. Краснодар: Традиция, 2009.
2. Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли. Краснодар: ОИПЦ "Перспективы образования", 2006.