Цели урока:
- рассказать учащимся, как происходил процесс вхождения Башкортостана в состав Русского государства;
- выяснить, на каких условиях происходил этот процесс;
- каковы были итоги.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя (беседа с учащимися)
1. Ребята, какое историческое событие произошло в нашей республике в 2007 году?
2. Как наша столица и вся республика в целом готовилась к этой знаменательной дате?
II. Работа со схемой № 1
В первой половине XV века Золотая Орда как единое государство перестало существовать и распалось на ряд мелких государств:
- Казанское ханство
- Ногайская орда
- Сибирское ханство
- Крымское ханство
- Астраханское ханство
В результате распада Золотой Орды башкирские земли оказались разделенными между тремя ханствами:
III. Работа со схемой № 2
IV. Прослушивание докладов (сообщений) учащихся
- Первый ученик: Распад Золотой Орды на ряд самостоятельных ханств имел глубокие последствия для народов Башкортостана. Феодалы разных ханств враждовали между собой, вели непрекращающиеся войны, вовлекая в эту борьбу и башкир. Все это ухудшало положение коренного населения края. Тяжелым бременем на башкир ложилась обязанность участвовать во всех войнах, набегах и походах, которые вели феодалы разных ханств между собой.
- Второй ученик: В истории башкирского народа Ногайская Орда оставила глубокий след, так как большая часть башкир в течение длительного времени находилась под ее властью. Власть ногайских феодалов поддерживалась жестоким террором и насилием. Это был тяжелый период в жизни башкир. Захват лучших пастбищ, взимание огромного налога с охоты и бортничества, угон людей, разрушение кочевий наносили хозяйству башкир непоправимый урон.
- Третий ученик: Башкиры, находившиеся под властью Казане ко го ханства, подвергались постоянному грабежу и притеснениям со стороны казанских ханов и феодалов. Башкиры платили в ханскую казну ясак пушниной и медом. Наместники и ставленники хана не только собирали налоги, но и сами грабили и обогащались за СЧМ местного населения. Башкиры обязаны были снаряжать за СВОЙ счет отряды в ханские войска, поставлять туда лошадей.
- Четвертый ученик: Вхождение северо-восточных (зауральских) башкирских племен в состав России связано с присоединением к Русскому государству Западной Сибири. Сведений о времени и процессе вхождения зауральских башкир в состав России в сохранившихся источниках крайне мало. Летописные сообщения указывают, что северо-восточные башкиры входили в состав Русского государства поэтапно с 1582 по 1597 гг., когда было окончательно разгромлено Сибирское ханство.
V. Работа с таблицей (записи в тетрадях)
"Поэтапное вхождение башкирских племен в состав Русского государства"
Дата | События |
Конец 1554 г.-начало 1555 г. | Северо-западные башкирские племена: гайна, уран, буляр, байляр, ирэкте, кара-табын, танып добровольно входят в состав Русского государства |
Осень 1555 г. | В состав России входят башкирские племена: мин, юрматы, азнай |
Зима 1556 - 1557 гг. | К Русскому государству присоединяются: усерганцы, бурзянцы, кыпчаки, тамьянцы |
1556 г. | В состав России входят табынцы |
1582 - 1597 гг. | К России присоединяются башкиры, живущие по рекам Миасс, Исеть, Ай, Уфа, а также восточные башкиры |
Слово учителя: Некоторые зауральские башкирские племена - сынрянцы, барын-табынцы, мякотинцы и некоторые другие вошли в состав России около 20-х гг. XVII века, т.к. они были приверженцами сибирского хана Кучума и его сыновей. Итак, сибирские башкиры разными путями - одни мирно, другие в результате завоевания приняли русское подданство.
VI. Аналитическая работа с иллюстрацией.
- Сейчас, ребята, мы рассмотрим иллюстрацию картины "Прием башкирских послов царем Иваном IV в Москве 1556 г." и проанализируем увиденное (учащиеся смотрят на экран). Я буду задавать вам вопросы, а вы попробуйте на них ответить:
- Внимательно рассмотрите иллюстрацию.
- Что изображено на картине?
- Определите, где стоят башкиры? Как вы их узнали?
- В какой части картины изображены царь Иван IV и его окружение?
- Что держит в руке русский царь? (ответ: жалованная грамота о вхождении башкирских земель в состав Русского государства).
- Какие дары привезли Белому царю посланники башкир (ответ: ценные меха, батманы с медом)
- Почему башкиры называли русского царя "Белым царем"?
- Где принимает башкир царь Иван IV? (ответ: в царских палатах в Москве)
VII. Работа с таблицей (записи в тетрадях)
"Условия добровольного вхождения Башкортостана в состав Русского государства"
ЦАРЬ ИВАН IV |
РУССКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО - гарантировало башкирам мирную жизнь; - обещало защиту башкир от бывших властителей и др. внешних врагов; - сохранило за башкирами все их земли; - обещало сохранить мусульманскую религию; - сохранило власть башкирских феодалов; - обещало не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкир. |
ПОСЛАННИКИ БАШКИР - согласились за свой счет нести военную службу; - обещали принимать участие во всех войнах на стороне Русского государства; - обязались платить ясак государственной казне; - обязались платить Русскому государству поземельную подать со всех башкирских земель. |
VIII. Заключительное слово учителя
Таким образом, вхождение Башкортостана в состав Русского государства имело огромное историческое значение в жизни всего башкирского народа.
IX. Работа со схемой
"Историческое значение вхождения Башкортостана в состав Русского государства"