Систематизация и обобщение знаний по словообразованию

Разделы: Русский язык


Использование информационных технологий на этапах урока:

На данном уроке использовались электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации по предмету – на этапе повторения и обобщения материала; при оценивании знаний обучающихся.

Форма использования программного обеспечения:

Выбранные формы ( фрагменты программы) используются не как цель, а как педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока:

  • Ребята учились работать с тестами, анализировали текст;
  • Работа с текстом учит орфографической зоркости, умению воспринимать текст как объект с различными видами работы.

Организация учащихся при работе с использованием информационных технологий:

Работа на уроках с использованием ИКТ способствует самоорганизации труда, расширяет зону индивидуальной активности учащихся.

Соблюдение санитарно – гигиенических требований:

На уроке соблюдались технические и эргономические требования к проведению урока, воздушно-тепловой режим; чередовались различные виды деятельности.

Влияние информационных технологий на результативность урока:

Мотивация учащихся на уроке с применением компьютерных технологий всегда высока, так как появляется возможность реализации личностно-ориентированного подхода.

Информационно-коммуникативные технологии способствуют более эффективному закреплению материала, оперативному контролю знаний учащихся и повышению качества обучения.

Выводы: урок прошёл продуктивно, ребята активно погрузились в работу с текстом : работали с орфограммами, объясняя выбор.

  • При устной работе с текстом трудность вызвал поиск художественных средств выразительности.
  • 10 % учащихся слабо владеют понятиями “однокоренные слова” и “формы слов”.
  • Работа с тестами всегда вызывает оживление, так как ребята имеют возможность быть оценёнными объективно.
  • С заданием 1 справились 100 % обучающихся;
    2 задание – 90 %
    3 задание – 95 %
    4 задание – 85 %
    5 задание – 100 %
    6 задание – 80 %
    7 задание – 85 %
    8 задание – 90 %
  • Творческая работа была выполнена успешно, лишь 5% обучающихся составили предложения, по стилю не подходящие к исходному тексту.

Таким образом, считаю, что применение ИКТ на данном уроке было уместно, соответствовало каждому этапу урока и способствовало активизации учащихся.

План урока выполнен полностью, цели достигнуты.

Сегодня в условиях модернизации образования в учебно-воспитательном процессе все больше используются информационные технологии. На уроках русского языка я часто использую данные технологии в качестве иллюстративного материала к уроку, а к отдельным урокам по литературе мультимедийные технологии: анимацию, графику, звук. На мой взгляд, визуальное восприятие материала на уроках русского языка и литературы активизирует зрительную и эмоциональную память. Также широко использую обучающие программы при усвоении нового материала, тренировочные – при закреплении, контролирующие – для проверки усвоения полученных знаний и навыков, что позволяет вести обучение более эффективно, создавая условия для индивидуальной работы учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры.

План урока:

  1. Организационный момент. (Учитель инструктирует учащихся о технике безопасности при использовании компьютера.)
  2. Сообщается тема и цель урока.
  3. Первый этап урока: закрепление ранее изученного.

Работа с текстом (на доске и на индивидуальных компьютерах деформированный текст, в котором ребята вставляют орфограммы).

Утренний в-терок проб-жал по лесу. Туман пришел в движение, и показался противоположный бере- реки с зарослями густого кустарника.

Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассм-трел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они прибл-жались к р-ке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. В-да ст-кала у нее с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Л-сиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.

В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу д-ревьев.

Устная работа с текстом

А) Озаглавить текст.
Б) Доказать, что это текст.
В) Определить стиль речи.
Г) Определить тип речи.
Д) Найти художественные средства, с помощью которых автор ярко выражает свои мысли.

Работа в тетрадях и на доске:

А) выписать из текста словосочетания именные и глагольные;
Б) найти однокоренные слова и формы слова;
В) выбрать из текста слова с нулевым окончанием;
Г) обозначить основу в словах: лосиха, спокойно, смотреть, хриплый.

4. Второй этап урока: обобщение ранее изученного.

Самостоятельная тестовая работа (контрольно-обобщающий модуль) – компьютер постоянно контролирует и выявляет допускаемые учениками ошибки, помогает их исправлять, если ученики не могут найти правильного ответа; работа оценивается компьютерной программой, что позволяет выставить оценку объективно. В работе 8 заданий.

1. Найти слова с чередующимися согласными буквами в корне в ряду слов:

Пробежал – ...
Движение – ...
Приближались – ...

2. В каком слове нет приставки?

А) Пробежал
Б) Прошел
В) Издала
Г) Бросилась

3. В каком слове нулевое окончание?

А) Лось
Б) Река
В) Изредка
Г) Условия

4. В каком слове нет окончания?

А) Влево
Б) Левый
В) Поднялось
Г) Решила

5. Найди сложное слово

А) Разноцветный
Б) Подошедший
В) Приподнялся
Г) Отошел

6. Укажите слово, имеющее приставку, корень, суффикс и окончание:

А) Досуха
Б) Пришкольный
В) Привкус
Г) Домашний

7. Укажите слово, не имеющее приставки:

А) Уравнение
Б) Изюминка
В) Привстать
Г) Заработать

8. Укажите слово, имеющее два суффикса:

А) Лестница
Б) Лесничий
В) Догадливый
Г) Пейзажный

5. Творческая работа (дописать текст 2–3 предложениями, сочетая их со стилем и типом речи исходного текста).