План воспитательной работы на 3 года и внеклассное занятие в рамках плана внеклассной работы

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Воспитательные мероприятия содержат:

  • систему воспитательной работы;
  • план-сетку мероприятий по 5 направлениям;
  • разработку внеклассного мероприятия.

Система воспитательной работа названа "Наших 23 "Я", включает 5 направлений

  • Я = Любовь + Родина
  • Я = разум + здоровье
  • Я = хотеть + знать
  • Я = можно + нельзя
  • Я = школа + семья

На основе фактического материала и практического опыта была рождена программа, основа содержания которой - туризм и краеведение.

Эти процессы не вырваны из воспитательной системы, а являются её стержнем.

Это позволяет воспитывать личность, одновременно прививая любовь к родному краю.

В разработанной программе, отражены реальные мероприятия, внеклассные занятия, которые были предложены и проведены в рамках реализации задач и целей программы.

Разработка внеклассного занятия предложена в форме игры - виртуальной экспедиции по родному краю.

Цели занятия включают:

  • формирование патриотического отношения к малой Родине;
  • знания истории и развития края,
  • использование туристических навыков, полученных обучающимися класса в разнообразных путешествиях, исследованиях Кузбасса.

Этапы занятия:

1. Повторение с использованием багажа знаний.

2. Работа на исследовательском маршруте.

3. Получение новых знаний на конечном этапе экспедиции.

Наших 23 "Я"

Воспитание всегда первично, оно являет суть образования личности, а ребёнок - это объект педагогического влияния. Каждый педагог находит свои пути воспитания: добротой и справедливостью, творчеством и красотой, ответственностью и доверием, искренней созидающей любовью. Вера в ученика, человека, помноженная на волю и интеллект, творческое терпение и любовь составляют основу педагогической мудрости каждого педагога и каждого классного руководителя.

Анализируя организацию воспитательной работы в 5-6 классах, учитывая индивидуальные и возрастные особенности подросткового периода, особенности класса, увлечения классного руководителя туристско-краеведческой деятельностью, на основе фактического материала и практического опыта была рождена программа, основа содержания которой - туризм и краеведение.

Цель работы: воспитание интеллектуальной, духовно богатой, здоровой, культурной, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться в изменяющихся условиях жизни.

Задачи:

  • Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития, самоутверждения личности, раскрытия её индивидуальных способностей;
  • Формирование у учащихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • Развитие познавательных процессов и интересов учащихся;
  • Воспитание положительного отношения к своему здоровью, как естественной основе умственного и физического развития;
  • Организация социально значимой, творческой деятельности учащихся;
  • Обеспечение тесного контакта с семьёй для эффективности процесса воспитания.

В основу программы положены следующие принципы:

  • личностный подход - воспитание, становление и развитие личности
  • целесообразности - соответствие целей и действий, направленных на реализацию конкретного дела;
  •  сотрудничество - возможность партнёрских отношений в результате накопления опыта общения;
  •  открытость - адаптация к разнообразным условиям и видам занятий, с помощью семьи как особого вида воздействия; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • творческая деятельность - различные формы самовыражения своей личности:
  • природосообразность - деятельность строится с учётом индивидуальных биологических, психологических особенностей.
  • принцип системности - наличие связующих звеньев в познании окружающего мира: планирование, реализации, анализ и рефлексии общего дела коллектива класса.
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4
  • Приложение 5

С любовью к Кузбассу

(Виртуальная экспедиция)

Форма занятия: познавательно-развивающая игра.

Цели занятия:

  • Формирование активной мировоззренческой позиции учащихся в познании своей малой Родины, которую нужно научиться любить, оберегать, разумно пользоваться ее богатствами, быть созидательной, а не губительной частью мира.
  • Изучение самобытных мест Кузбасса, познание исторических традиций и занятий коренных жителей края, животного и растительного мира южной части Кузбасса
  • Использование в моделировании новых ситуаций знаний, умений обучающихся класса, полученных во время теоретических занятий и на практике: из разнообразных путешествий, походов, экскурсий по родному краю.
  • Воспитание потребности вести целостный здоровый образ жизни.

Оборудование:

  • Атлас Кемеровской области,
  • карта природных зон Кузбасса,
  • презентация для разминки "Наши путешествия",
  • программы маршрута на контурных картах Кузбасса,
  • слайды с изображениями видов Горной Шории,
  • ноутбуки,
  • мультимедийный проектор.

Ход занятия

План занятия.

1) Вступительное слово учителя.

2) Работа учащихся на этапах:

а) повторение знаний;

б) поисковая работа;

в) эвристическая беседа.

3) Итоги.

4) Награждение.

Благодарю, Земля, Благодарю!
За то, что видел озеро, зарю,
За всё вокруг, что знаю, слышу, вижу.
И эти дали светлые твои,
Пока мне хватит крови и любви,
Ни словом, ни поступком не обижу.

1. Организационный момент

Ребята, мы с вами живём в удивительном по красоте и богатству регионе. Это наша с вами Родина. Здесь мы учимся, взрослеем, выбираем свой жизненный путь. На карте России Кузбасс напоминает маленькое человеческое сердце. И он действительно является сердцем Сибири, её индустриальным центром с огромными запасами полезных ископаемых, водных, почвенных, биологических ресурсов.

"Сибирская Швейцария" - это у нас, единственный в мире остров реликтовых, сохранившихся с доледникового периода растений - у нас, знаменитые памятники древней культуры, красивейшие природные ландшафты - всё это наш край.

Ребята, мы с вами побывали во многих местах Кузбасса. Давайте перелистаем странички наших путешествий, вспомним что нового, интересного и полезного открыли мы для себя.

Во время сегодняшней встречи мы отправимся в новую экспедицию, виртуальную, состоящую из 3 этапов. На первом этапе вы повторите полученные ранее знания, на 2 займётесь исследовательской работой, а на конечном этапе приобретёте новую информацию.

1 этап. (Презентация в приложении)

Смотрим, вспоминаем, отвечаем. (Работа с мультимедийным проектором).

1. Одной из первых познавательных поездок была экскурсия по археологическому памятнику, часть которого вы видите на экране.

  • Как и почему он так называется?
  • В чём его уникальность?

(Томская Писаница).

2. Ещё один памятник архитектуры (Кузнецкая крепость).

  • Вспомните, когда она была построена?
  • Какие функции выполняла крепость в течение 200 лет?

3. Церковь Святого Петра и Павла, возведённая впервые в 17 веке?

  • Нужно ли нам знания о развитии религий нашего края?

4. Традиционным является поход нашего класса в район Черкасова Камня. Назовите растительные сообщества этого района и их признаки?

5. Что необычного вы заметили во время прошлогоднего похода в Лужбу?

  • Какие природные зоны можно наблюдать по мере поднятия в горы?
  • Какие бывают реки, назовите виды питания рек?
  • Откуда на Томи такие огромные и красивые камни?

 2 этап.

Молодцы, мы не зря изучали свой край, вы знаете и помните многое, но много открытий и загадок ещё впереди. Своими ответами вы открыли путь к маршруту карты, без которой невозможна ни одна экспедиция. Карта перед вами, на ней обозначены этапы вашего маршрута, У каждой группы он свой. Пройдя по ним, вы получите новые знания. Этап пройдет в соревновательном режиме. Вопросы на мониторах ваших компьютеров. На каждый из них вы должны дать точный ответ. На подготовку дается 2 минуты. Затем команды отвечают по очереди. Если ответ отсутствует, его может дать другая команда. На маршруте у вас есть одна возможность обратится к эксперту. (Представление эксперта).

(Итоги этапа. Награждение.)

ВОПРОСЫ для 1 команды:

  1. Определите 2 основных направления маршрута: Киселёвск -Спасские Дворцы.
  2. Определите длину Кондомы от истока до Таштагола.
  3. Это дерево занимает большую часть таёжной зоны Кузбасса (54%), назовите его.
  4. Вы встретили редкое животное, истребляемое из-за мускусной железы, применяемой для устойчивости духов, изготовления тонизирующих лекарств, немного похожее на оленя? Кто это?
  5. Можно ли в лесу увидеть кошку, назовите её.
  6. Ваш маршрут проходит мимо самого загрязненного города области, какого?

ВОПРОСЫ для 2 команды:

  1. Определите 2 основных направление маршрута:
  2. Спасские дворцы - Киселёвск.
  3. Назовите поселения на пути вашего маршрута, названия которых связаны с преобладающими видами растительности.
  4. Среди лиственных пород нашей области 1 место (21%) занимает:
  5. Для распространения семян хвойных деревьев, защиты от вредных насекомых её помощь незаменима (птица) -?

Какая река стала одной из самых грязной после сбросов в неё стоков предприятий 3 городов: Новокузнецка, Прокопьевска, Киселёвска?

6. Вам принесли не очень приятые ощущения встречи с самыми быстрыми насекомыми в мире (скорость 146 км/ч), кто это?

ВОПРОСЫ для 3 команды:

  1. Кондома сбирает воды своих истоков с района Хребта Бийская Грива. Но этот район знаменит ещё и известным памятником природы. Назовите его.
  2. Как называется вид тайги, растущей по склонам гор?
  3. При необходимости сплава по реке это дерево будет незаменимым помощником - после его смерти древесина становится крепка и прочна как камень. Назовите его.
  4. Определите длину реки Кондомы от Калтана до впадения в Томь.
  5. Путешествуя по тайге, в районе Кузедеево, вы вдруг попадаете в царство растений третичного (доледникового) периода. Эти реликтовые растения образуют:
  6. "Будто боярин в дорогой шубе" - сказал Мамин-Сибиряк про него, название этого дерева как позывной сигнал выбрал Юрий Гагарин, о каком растении идёт речь?

 3 этап. Знакомство с историей и культурой Горной Шории.

 Знания и умения пользоваться картой необходимы любому путешественнику. Вы в этом убедились.

Итак, мы в Горной Шории. Наша задача познакомиться с историей, культурой, обычаями, традициями коренного населения. Мы сможем сделать это, посетив Национальный Шорский парк.

Чтобы попасть в него, нужно пройти через Спасские дворцы. (Иллюстрация). Как они были созданы?

  • На гору поднимется - не устанет, в воду войдёт - не захочет пить.
  • Внутри раскрашенного сундука хлеб лежит.
  • В горле кость, но голос толст.

С представителями каких народов можно встретиться здесь? Назовите самый многочисленный из них.

Перечислите традиционные занятия шорцев. (Фотография эмблемы г.Таштагола) - что обозначает данный знак? Почему именно он является эмблемой одного из городов Горной Шории Таштагола?

  • Какое из занятий шорцев вошло в название нашего региона?
  • Определите, какой из костюмов, изображенных на иллюстрациях, является шорским.

Богатое художественное творчество шорцев выражается в песнях, сказках, легендах, загадках. Попробуйте отгадать некоторые из них.

  • На гору поднимется - не устанет, в воду войдёт - не захочет пить.
  • Внутри раскрашенного сундука хлеб лежит.
  • В горле кость, но голос толст.

Подошла к концу наша виртуальная экспедиция. Понравилась ли она вам? Что нового вы узнали? Чему научились? Готовы ли вы к новому путешествию?

Задание на дом: подготовить фотографии природы родного края.

(Ответы учащихся).

Вывод учителя:

Ребята, вы действительно многое узнали, многому научились. Мы обязательно пойдем в поход в Горную Шорию, вы увидите, как удивительно красива и уникальна её природа, убедитесь, что ее не зря называют Сибирской Швейцарией. Всегда помните о том, что, прежде всего свою Родину, свой край нужно любить, оберегать, разумно пользоваться ее богатствами. Любовь ваша должна быть активной, созидательной. И тогда из космоса наш Кузбасс не будет выглядеть котловиной, закрытой дымом и сажей, каким увидел его когда-то наш земляк космонавт Леонов.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5