Тип занятия – комбинированный
ДЦ: создать условия для формирования у детей осознанного подхода к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и требований современного рынка труда
Цели по содержанию:
- образовательная: способствовать формированию понятия “секрет выбора профессии”; выявить зависимость между тремя слагаемыми “хочу”, “могу”, “надо” и выбором профессии;
- развивающая: способствовать развитию познавательной активности учащихся, развитию коммуникативной и рефлексивной компетентностей;
- воспитательная: создать условия для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать и работать в группе; воспитания уважительного отношения к деятельности учащихся
Основные методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный
- проблемное изложение материала
- частично-поисковый
Форма организации познавательной деятельности:
- фронтальная
- индивидуальная
- групповая
Средства обучения:
- интерактивная доска;
- раздаточный материал для групповой работы;
- рабочая тетрадь по профессиональному самоопределению;
- видеофрагменты;
- презентация ученика о своей будущей профессии;
- презентация ученика о профессиональной ориентации старшеклассников школы
- документкамера,
- фотостенд “Мир профессий”
Ход занятия.
1. Орг. момент
2. Целеполагание и мотивация.
Учитель: Сегодня у нас очередное занятие по профориентации “Мой выбор” и тема нашего занятия “Секреты выбора профессии”. У нас будет возможность на этом и на последующих занятиях соотнести свои интересы и способности с различными профессиями, определить свой профессиональный тип личности. Возможно, кому-то это поможет сделать свой выбор.
Эпиграфом к нашему занятию являются слова К.Д. Ушинского “Если вы удачно выберете профессию, труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет”.
- Согласны ли вы с этими словами? Почему?
- А разве счастье заключается только в выборе профессии и работе?
- Какой же вывод напрашивается?
(Чтобы стать счастливым и преуспевающим в жизни человеком, надо правильно выбрать профессию)
3. Актуализация знаний и умений учащихся.
Учитель: Все вы сейчас уже серьезно задумываетесь над выбором своей профессии, как и одиннадцатиклассники. Ваши одноклассники провели небольшое исследование среди учеников 9-11 классов и выяснили их профессиональные предпочтения (Презентация ученика по результатам исследования и ее анализ. См. приложение № 1)
Учитель:
- Давайте вспомним формулу выбора профессии, поработаем в режиме белой доски (работа на интерактивной доске)
- Какие понятия входят в эти компоненты “хочу”, “могу”, “надо”? Работаем в галерее рисунков (работа на интерактивной доске) (см. приложение № 2)
4. Объяснение нового материала
Учитель: Действительно ли для правильного выбора профессии необходимо учитывать и свои интересы, и способности, и возможности, и востребованность профессии на рынке труда? Получить ответ на данный вопрос вам поможет анализ одной ситуации. Посмотрите небольшой видеофрагмент и подумайте, почему не сразу сложилась профессиональная карьера героини фильма?
(Просмотр видеофрагмента : диалог бывшего бухгалтера со специалистом – психологом центра занятости)
(Ответ: потому что профессия бухгалтера не соответствовала ее психологическим особенностям).
Учитель: Эта профессия по характеру труда относится к исполнительному классу профессии, а героиня по своим психологическим качествам более соответствовала творческому классу профессий.
- Так что же необходимо учитывать при выборе профессии, как вы считаете? - Вернемся к формуле выбора профессии.
(Работа на интерактивной доске)
Главный секрет кроется в том, что все эти три фактора должны совпадать в одной точке пересечения. Когда они совпадут, то можно с уверенностью говорить о том, что вы будете получать удовлетворение, удовольствие от своей работы, и тогда счастье действительно найдет вас. Сделать этот выбор непросто. Необходимо, чтобы не только профессия подходила вам, но и вы подходили ей.
5. Осознание и осмысление первичной информации
Учитель: Некоторые из вас уже определились с профессиональным выбором. И сейчас один из вас представит нам презентацию о своей будущей профессии. (Презентация ученицы о профессии повара. См. приложение № 3)
- Что в первую очередь ты учитывала при выборе профессии?
- Что не учла? Почему?
(Оценивание проекта другими учениками)
6. Практическая работа (работа в группах) См. приложение № 4
Учитель: Часто получается так, что человек понимает свою ошибку в выборе профессии лишь на практике, в процессе труда, сталкиваясь со многими трудностями и проблемами. Поэтому сейчас я предлагаю вам познакомиться еще с одной профессией – журналиста – через профессиональную пробу. Для этого делимся на заранее обговоренные группы и приступаем к выполнению заданий
(групповая работа и презентация результатов групповой работы).
Психологический тест.
Учитель: Первым шагом на пути самопознания в профессиональном самоопределении будет тест “Мои профессиональные предпочтения”, который поможет вам определить свой профессиональный тип личности (работа в рабочих тетрадях.).
7. Рефлексия
- Что нового ты сегодня узнал на занятии?
- Какие трудности испытывал и почему?
- Какие выводы ты сделал после сегодняшнего занятия?