Урок-обобщение в 8-м классе по теме "Тепловые явления"

Разделы: Физика


Цель урока: сформировать умения и навыки обобщать и систематизировать изученный материал по теме:

  • Внутренняя энергия, способы ее изменения.
  • Тепловые процессы. Графики зависимости температуры от времени.
  • Основные формулы для расчета количества теплоты.

Оборудование:
Компьютерный класс с интерактивной доской, программа по физике  «Физика, 10 кл.(физ-мат профиль), Чижов Г.Я., Хананов Н.К.,Глава 6. Молекулярно-кинетическая теория и термодинамика. §6.20 макроскопические характеристики конденсированного состояния (Кривые нагревания и охлаждения для различных веществ (интерактивная модель)», спирт, платок, указка.

Ход урока.

В первой части урока проводится повторение материала по темам: внутренняя энергия, графики зависимости температуры от времени для различных веществ, анализ графиков, расчет количества теплоты по формулам для различных участков (Класс разбивается по рядам на две команды).
Во второй части урока учащиеся работают за компьютерами (18-20 минут).

I Часть.
1 конкурс «Разминка».

Учащиеся отвечают на вопросы в порядке очерёдности.

  1. Способ передачи тепла при помощи инфракрасных лучей.
  2.  Способ изменения внутренней энергии тела без совершения механической работы.
  3. Какой металл расплавится в ладони?
  4. Какую наибольшую температуру можно измерить спиртовым термометром?
  5. Останется ли свинцовая проволока в твердом состоянии, если её опустить в расплавленный цинк?
  6. На вершине горы высотой 4000 м вода закипает при температуре 86°С. Как это объяснить?
  7. Докажите, что твердое тело тоже может испаряться.
  8. Почему после стирки белье сушат в развернутом виде?

2 конкурс «Дорожные знаки».

1.Обозначения физических величин. (Q, с, m, q, L, t1 ,t2 ,  )
2.Формулы для расчета количества теплоты, назвать процессы.
 ; ;;Q=qm; Q=Lm; Q=-Lm.
3.Знаете ли вы единицы измерения? Назвать физические величины.
Дж, 0С, кг, Дж/(кг 0С), Дж/кг.

3 конкурс «Аукцион графиков».

Вспоминаем вместе с учащимися основные формулы для участков нагревания, плавления, отвердевания, охлаждения тела на примере зависимости температуры тела от времени нагревания.


Рис. 1.

Задания командам:

  • Требуется как можно больше получить информации из графика.
  • Информация принимается в порядке очередности от каждой команды.
  • За каждый правильный ответ 1 балл.

1.Укажите на графике участок, отражающий:

  • а) процесс нагревания,
  • б) кипения,
  • в) охлаждения жидкости
  • г) какая формула необходима для расчёта количества теплоты на каждом участке графика?


Рис. 2.

2.Укажите, какой из графиков изменения температуры вещества соответствует следующим процессам:

  • плавления,
  • отвердевания,
  • нагревания без фазового перехода,


Рис. 3.                       Рис. 4.                       Рис. 5.

3.Для какого вещества изображён график? Как определить Q на каждом из участков?


Рис. 6.

4.Определите по графику, каким процессам соответствуют участки. Для какого вещества построен график? Как определить количество теплоты на каждом из участков графика?


Рис. 7.

5.По изображенному графику нагревания и плавления стали начертите график ее отвердевания.


Рис. 8.

4 конкурс.

Решает вся команда. Отвечает капитан.

  • Для каких веществ изображены графики?
  • Как определить количество теплоты на каждом из участков графика?
  • Чему равно полное количество теплоты Q на всём участке?


Рис. 9.                                   Рис. 10.

5 конкурс (отвечают все).

Скажите, согласны ли вы со следующими утверждениями (да /нет):

  1. Испарением называют переход молекул из жидкости в пар.
  2. Испарение происходит при температуре кипения.
  3. Если нет притока энергии к жидкости извне, то ее температура при испарении понижается.
  4. Вода, пролитая на пол, испаряется значительно медленнее, чем то же количество воды в стакане.
  5. Чем выше температура жидкости, тем испарение происходит медленнее.
  6. Конденсацией называется процесс перехода молекул из пара в жидкость.
  7. Конденсация пара сопровождается выделением энергии.

Динамическая пауза!
Учащиеся 1-2 минуты выполняют небольшую физкультурную разминку.

II Часть.
Работа учащихся за компьютерами.Учащиеся работают за компьютерами с программой: «Физика, 10 кл.(физ-мат профиль), Чижов Г.Я., Хананов Н.К.,Глава 6. Молекулярно-кинетическая теория и термодинамика. §6.20 макроскопические характеристики конденсированного состояния.
Кривые нагревания и охлаждения для различных веществ (интерактивная модель).
Задание:
1. Провести исследование для веществ:

  • График нагревания, охлаждения для веществ.(Нафталин, олово, вода, анилин).

2. Ответить на вопросы:
1. Какой участок соответствует нагреванию твердого нафталина, участок плавления нафталина, участок нагревания жидкого нафталина.
2. Какая формула нужна для расчёта количества теплоты, необходимого для нагревания твёрдого нафталина, для плавления и нагревания жидкого нафталина?
3. Построить график исследуемого вещества в тетради.
4. Определите количество теплоты необходимое для перевода твёрдого нафталина массой 500г. в жидкое состояние (сн=1500 Дж/(кг 0С), удельная теплота плавления нафталина 1,5*105 Дж/кг).

III. Итоги урока.

IV. Задание на дом.

  • Повторить формулы для расчёта Q.
  • Решить задачи № 1019,1051,1067,1085 (Л).

В конце урока демонстрируется опыт «Несгорающий платок».
Презентация урока – обобщения по теме «Тепловые явления».