Цели: заставить курящих учеников задуматься о последствиях этой привычки; профилактика курения среди некурящих; научить учеников справляться с давлением со стороны друзей; развитие у учащихся навыков совместной деятельности, коммуникативных умений; способствовать расширению кругозора учащихся; развивать навыки публичных выступлений; способствовать формированию творческого отношения к выполняемой работе; формирование у учащихся навыка критического анализа сложных ситуаций; умение выражать собственные взгляды, аргументировать, вести дискуссию, работать с дополнительной литературой.
Оформление: стулья расставлены полукругом, на стенах развешены плакаты, на доске пишется тема классного часа, эпиграфы, устанавливается диапроектор, экран; на столах, за которыми сидят “специалисты”, ставятся таблички “медики, историки, социологи, химик, ботаник, юрист”.
Форма проведения классного часа: ток-шоу. Роль ведущего может выполнять классный руководитель или ученик.
Подготовка к классному часу: учащиеся делятся на группы в соответствии с собственными интересами и желанием. Каждая группа получает конкретное задание.
группа | задание |
историки | В литературе найти сведения о том, как табак попал в Европу и Россию, откуда пошла привычка курить. |
социологи | В литературе найти сведения о причинах начала курения,
о том, почему люди не бросают курить, о численности курящих мужчин и
женщин в мире, о числе сумевших бросить курить и т.п. Провести среди курящих сверстников опрос по следующим вопросам: 1. Пол. 2. Возраст. 3. Сколько лет курит. 4. При каких обстоятельствах закурил (один, с другом, в компании)? 5. Что побудило закурить первую сигарету (любопытство, давление друзей, плохое настроение, неприятности, желание казаться взрослым, быть похожим на них и т.п.)? 6. Знаете ли вы о вреде курения? 7. Почему не бросите курить? Результаты опроса обобщаются и сообщаются на классном часе. |
медики | В литературе найти сведения: 1. О механизме привыкания человека к курению. 2. О заболеваниях, связанных с курением, и повышенной смертности курильщиков. 3. О влиянии курения на женский организм. 4. О влиянии табачного дыма и никотина на детей. 5. О способах избавления от курения. |
химик | Готовит информацию о вредных и ядовитых веществах, находящихся в табачном дыме. Готовит и проводит опыт, демонстрирующий содержание вредных веществ в табаке. |
ботаник | Готовит информацию о растении табаке, его культивировании, применении. |
юрист | В федеральном законодательстве найти статьи о табакокурении. |
Художественное оформление | Готовит плакаты о вреде курения, собирает самые наглядные сведения от каждой группы и выпускает газету. Оформляет кабинет к классному часу. |
Техническое оформление | Готовит аудиокассеты с записью отрывков из песен о курении. Во время классного часа демонстрирует слайды при помощи диапроектора. |
Ход классного часа
Звучит музыка.
Ведущий. Здравствуйте! Итак, мы начинаем ток-шоу! Сегодня в нашей программе участвуют специалисты в области истории, социологии, медицины, химии, юриспруденции и, конечно, вы, наши дороги зрители. От вашей активности зависит, будет ли наше ток-шоу интересным, проблемным, захватывающим. Прежде чем объявить тему ток-шоу, давайте прослушаем фонограмму.
Звучат отрывки из песен о курении(Земфира, групп “Кино”, “Нэнси”, “ Иванушки интерн.” и другие.
Ведущий. Это лишь небольшая часть песен о курении. Именно о этом социальном явлении мы будем говорить сегодня. Курение прочно вошло не только в наш быт, но и в культуру. А ведь были времена, когда курение считалось несовместимым с обликом цивилизованного человека. Откуда же пришла к нам эта пагубная привычка? Я передаю слово историкам.
Историки.
Ведущий. Спасибо. Трубки, сигары, папиросы, сигареты… Все мы видели не раз эти предметы, но вряд ли задумывались о том, что у них внутри. О том, чем набита сигарета, мы попросили рассказать ботаника.
Ботаник.
Ведущий. Человек – существо любознательное, его тянет к новым ощущениям. В связи с этим у меня вопрос к аудитории: кто из вас хоть один раз в жизни пробовал курить? Вы можете вспомнить свои первые ощущения от курения? После этого вы пробовали еще курить? Зачем? Почему неприятные ощущения не оттолкнули?
Весьма осведомленный во все м Мефистофель заявил Фаусту по поводу табака: “Полезная травка, не лопух какой-нибудь. Кто хоть раз закурит, тот не оставит этой забавы”. Почему так происходит, почему возникает привыкание к табаку? С этим вопросам мы обращаемся к медикам.
Медик.
Ведущий. Так забава, шалость превращается в привычку. Мне бы хотелось услышать мнение аудитории вот по какому вопросу: почему люди начинают курить? А что на это скажут социологи?
Социолог.
Ведущий. У меня опять вопрос к зрителям: почему люди не бросают курить, даже зная о негативных последствиях? А какие сведения на этот счет у социологов?
Социолог.
Ведущий. Огромное число людей на Земле курит и продолжает жить. Так ли опасно курение для нашего организма? С этим вопросом я обращаюсь к химику.
Химик.
Химик демонстрирует опыт.
Параллельно демонстрируется слайд: влияние вредных веществ, содержащихся в табаке, на разные органы человека.
Ведущий. Впечатляет. А что на этот счет скажут медики?
Медик.
Демонстрируется слайд: язва желудка, рак губы, легкие курильщика на рентгенограмме, инфаркт миокарда, повреждение зубов, гортани и голосовых связок у курильщиков.
Звучит отрывок из песни А.Б.Пугачевой “Зачем ты куришь, девочка, зачем?”
Ведущий. Давным-давно табак навязали человеку, теперь вот запрещают законом. Послушаем, что же скажут юристы по этому поводу.
Юристы.
Ведущий. Испытывали ли вы когда-нибудь давление со стороны друзей по поводу табакокурения? Давайте разработаем сценарий ситуации, где друзья пытаются заставить, одного из вас, заставить курить.
Ситуация 1.
Один из учеников играет роль того, кто должен принять решение. Оставшиеся учащиеся класса делятся на две группы: 1-я – совесть ученика, 2-я – искушение ученика. Совесть и искушение должны убедить ученика принять ту или иную сторону .(доводы и аргументы записываются)
Ситуация 2.
Теперь давайте проанализируем ситуацию, изображенную на рисунке, и ответим на вопрос, как Маше лучше поступить.
- Какое решение должна принять Маша? Объясните свой ответ.
- Составьте список факторов, которые могут повлиять на принятие решения. Расставьте факторы в порядке убывания.
- Что произойдет в случае, если она откажется затянуться?
- Как Маша может выйти из данной ситуации?
- Как изменится ее отношение к указанной ситуации, если человек,
предлагающий выпить, будет: лучший друг
дядя или тетя
молодой человек
незнакомец.
Ведущий. Давайте поразмышляем над тем, почему курящие подростки хотят, чтобы к ним присоединились другие? Как они оказывают давление на тех, кто не курит? Заполните таблицу “Тактика давления” (запишите все известные вам варианты ответов на эти вопросы).
Тактика давления | Альтернативы | Последствия |
Вопрос 1 для обсуждения.
Подумайте, как вашим друзьям, которые выступают против подросткового курения, употребления спиртных напитков, наркотиков, могут пропагандировать здоровый образ жизни.
Вопрос 2 для обсуждения.
Какими качествами должен обладать школьник для того, чтобы не поддаваться негативному влиянию со стороны друзей и быть способным принимать ответственные решения даже в тех ситуациях, когда он может оказаться отвергнутым компанией за принятие правильного решения.
Ведущий. Последний вопрос к залу. После всего услышанного и увиденного здесь, что бы вы пожелали курящему человеку?
Я благодарю всех за участие в программе и желаю вам здоровья. До свидания.