Интеллектуальная игра "Математический бой"

Разделы: Внеклассная работа


“Величие человека – в его способности мыслить”.
Б.Паскаль

Цель: развивать математическое мышление посредствам игры.

Задачи:

  • развить интерес к познанию математики;
  • закрепить и расширить знания и умения учащихся по математике;
  • совершенствовать коммуникативные навыки в практической и игровой деятельности, как фактор личностного развития.

Оборудование: 25 карточек с вопросами, доска, мел, таблица (потолочная плитка расчерчена на 36 равных квадратов), магниты, иголки английские.

Описание.

Таблица, с прикрепленными на ней карточками с вопросами (с помощью английских иголок), крепится на доске магнитами. Вопросы написаны (напечатаны) внутрь к таблице, на внешней стороне написано, и учащиеся видят только раздел и номер карточки, к примеру, А1 или К1. Таким образом, они выбирают целенаправленно для команды соперника тематику вопроса. Две (можно больше) команды. Каждая команда для соперника называет координаты (скрытой) задачи. Если команда ответила (после обсуждения 1-2 мин.):

верно, то ей + 1 балл;
неверно, ответ переадресовывается соперникам, а ей 0 баллов.

Кто наберет больше баллов, тот и победитель в игре.

Ведущий – учитель или подготовленный ученик:

ведет игру и следит за ее ходом, чтоб не было нарушений;
определяет правильность ответа и начисляет баллы, подсчет ведется с помощью таблицы на доске;
дает верный ответ (в случае затруднений обеих команд), комментируя допущенные ошибки.

Ход внеклассного мероприятия

I. Организационный момент.

II. Игра.

1. Начало:

  1. Класс разбивается на команды.
  2. Каждой команде дается творческое задание – придумать себе название и девиз (не более 5 мин.). “…Как корабль назовешь, так он и поплывет…”.
  3. Объяснение правил.

2. Выбирается от каждой команды ученик, который будет в течение всей игры подбегать к таблице, брать указанную карточку для своей команды (иголки цепляет на магнит в левом верхнем углу таблицы).

III. Подведение итогов и награждение.

Карточки с вопросами из области:

1. Алгебры

А1. У мальчика сестер столько же, сколько и братьев, и у девочки братьев в три раза больше, чем сестер. Сколько в семье братьев и сколько сестер?

Ответ: 3 брата и 2 сестры.

А2. Вычислите:.

Ответ: 792.

А3. Некто продает свою лошадь по числу подкованных гвоздей, которых у нее 16. За первый гвоздь он просит 1 рубль, а за второй 2 рубля, за третий – 4 рубля, за четвертый – 8 рублей и за каждый следующий вдвое больше, чем за предыдущий. Во сколько он оценит свою лошадь?

А4. Куплены тетради по 7 руб. и по 4 руб. за тетрадь, всего на сумму 53 руб. Сколько куплено тех и других тетрадей?

Ответ: 7 по 7 руб. и 1 по 4 руб., или 3 по 7 руб. и 8 по 4 руб.

А5. Кирпич имеет массу 1,5 кг и еще полкирпича. Какова масса кирпича?

Ответ: 3 кг.

А6. Что больше:

Ответ: <.

2. Геометрии

Из одной точки окружности проведены 3 хорды. Сколько получилось сегментов?

Ответ: 6 сегментов.

3. Комбинаторики.

К1. Пять друзей, встретившись, обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий?

К2. Делится ли число 9! на 90?

Ответ: Да, т.к. 9! = 1 х 2 х 3 х...х 5 х...х 9 = (10 х 9 х ...) : 90.

4. Логические задачи.

Л1.  Разложите термины в логической последовательности:

  1. Геометрический образ;
  2. Квадрат;
  3. Плоская фигура;
  4. Выпуклый многоугольник.

Ответ: (a, c, d, b).

Л2.  Какой знак нужно поставить между числами 5 и 6, чтобы получилось число больше 5, но меньше 6?

Ответ: (запятую) 5, 6.

Л3.  Встретились три мальчика: Белов, Чернов, Рыжов.

– Вы только посмотрите, – воскликнул Белов, – у нас у всех разные волосы, и их цвет не совпадает с фамилией.

– Ты прав, – ответил ему черноволосый мальчик.

Определите цвет волос каждого.

Ответ:

Л4. На столе лежит в ряд квадрат, круг и треугольник (в таком порядке). Одна из фигур красного цвета, другая – желтого, третья – синего. Квадрат не красный, с одной стороны от синей фигуры лежит желтая, а с другой – красная. Определите цвет каждой фигуры.

Ответ: квадрат желтый, круг синий, треугольник красный.

5. Истории математики.

И1. Кто автор знаменитого бинома?

Ответ: И.Ньютон.

И2. Кого называют математиком из Сиракуз?

Ответ: Архимед.

И3. Величайший математик XVIII в., родившийся в Швейцарии, считавший Россию второй родиной. С помощью его “изображения” мы легко решаем логические задачи.

Ответ: Леонард Эйлер.

И4. Французский ученый, который изобрел метод координат.

Ответ: Рене Декарт.

И5. Кому принадлежат слова: “Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять”?

Ответ: Рене Декарт.

6. Задачи на смекалку.

С1. Число 666 увеличить в полтора раза, не производя никаких арифметических действий?

Ответ: перевернуть, будет 999.

С2. Может ли дробь, в которой числитель меньше знаменателя, быть равной дроби, в которой числитель больше знаменателя?

Ответ: Может,

С3. Президент кондитерской компании спрашивает:

“Чье предложение принять, если первый лидер предлагает за продукцию (22)4 тыс. руб., а второй – ((22)2)2 тыс. руб.?

Ответ.

7. Чисел и числовых множеств.

Ч1. Что больше: 1020 или 2010?

Ответ: 1010 х 1010 >1010 х 210.

Ч2. Тремя тройками, не употребляя знаков действий, записать, возможно, большее число.

Ответ: 333.

Ч3. Как изменится дробь, если ее увеличить на знаменатель?

Ответ: увеличится на 1.

Ч4. Арбуз на 3/4 кг тяжелее 3/4 этого арбуза. Сколько весит арбуз?

Ответ: 3 кг.

Источники информации:

  1. Интернет ресурсы.
  2. Т.Г.Власова. “Предметная неделя математики в школе”. Издательство “Феникс” 2007.
  3. Т.Д.Гаврилова. “Занимательная математика”. Издательство: “Учитель” 2003.