“Величие человека – в его способности мыслить”.
Б.Паскаль
Цель: развивать математическое мышление посредствам игры.
Задачи:
- развить интерес к познанию математики;
- закрепить и расширить знания и умения учащихся по математике;
- совершенствовать коммуникативные навыки в практической и игровой деятельности, как фактор личностного развития.
Оборудование: 25 карточек с вопросами, доска, мел, таблица (потолочная плитка расчерчена на 36 равных квадратов), магниты, иголки английские.
Описание.
Таблица, с прикрепленными на ней карточками с вопросами (с помощью английских иголок), крепится на доске магнитами. Вопросы написаны (напечатаны) внутрь к таблице, на внешней стороне написано, и учащиеся видят только раздел и номер карточки, к примеру, А1 или К1. Таким образом, они выбирают целенаправленно для команды соперника тематику вопроса. Две (можно больше) команды. Каждая команда для соперника называет координаты (скрытой) задачи. Если команда ответила (после обсуждения 1-2 мин.): |
верно, то ей + 1 балл;
неверно, ответ переадресовывается соперникам, а ей 0 баллов.
Кто наберет больше баллов, тот и победитель в игре.
Ведущий – учитель или подготовленный ученик:
ведет игру и следит за ее ходом, чтоб не было нарушений;
определяет правильность ответа и начисляет баллы, подсчет ведется с помощью таблицы на доске;
дает верный ответ (в случае затруднений обеих команд), комментируя допущенные ошибки.
Ход внеклассного мероприятия
I. Организационный момент.
II. Игра.
1. Начало:
- Класс разбивается на команды.
- Каждой команде дается творческое задание – придумать себе название и девиз (не более 5 мин.). “…Как корабль назовешь, так он и поплывет…”.
- Объяснение правил.
2. Выбирается от каждой команды ученик, который будет в течение всей игры подбегать к таблице, брать указанную карточку для своей команды (иголки цепляет на магнит в левом верхнем углу таблицы).
III. Подведение итогов и награждение.
Карточки с вопросами из области:
1. Алгебры
А1. У мальчика сестер столько же, сколько и братьев, и у девочки братьев в три раза больше, чем сестер. Сколько в семье братьев и сколько сестер?
Ответ: 3 брата и 2 сестры.
А2. Вычислите:.
Ответ: 792.
А3. Некто продает свою лошадь по числу подкованных гвоздей, которых у нее 16. За первый гвоздь он просит 1 рубль, а за второй 2 рубля, за третий – 4 рубля, за четвертый – 8 рублей и за каждый следующий вдвое больше, чем за предыдущий. Во сколько он оценит свою лошадь?
А4. Куплены тетради по 7 руб. и по 4 руб. за тетрадь, всего на сумму 53 руб. Сколько куплено тех и других тетрадей?
Ответ: 7 по 7 руб. и 1 по 4 руб., или 3 по 7 руб. и 8 по 4 руб.
А5. Кирпич имеет массу 1,5 кг и еще полкирпича. Какова масса кирпича?
Ответ: 3 кг.
А6. Что больше:
Ответ: <.
2. Геометрии
Из одной точки окружности проведены 3 хорды. Сколько получилось сегментов?
Ответ: 6 сегментов.
3. Комбинаторики.
К1. Пять друзей, встретившись, обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий?
К2. Делится ли число 9! на 90?
Ответ: Да, т.к. 9! = 1 х 2 х 3 х...х 5 х...х 9 = (10 х 9 х ...) : 90.
4. Логические задачи.
Л1. Разложите термины в логической последовательности:
- Геометрический образ;
- Квадрат;
- Плоская фигура;
- Выпуклый многоугольник.
Ответ: (a, c, d, b).
Л2. Какой знак нужно поставить между числами 5 и 6, чтобы получилось число больше 5, но меньше 6?
Ответ: (запятую) 5, 6.
Л3. Встретились три мальчика: Белов, Чернов, Рыжов.
– Вы только посмотрите, – воскликнул Белов, – у нас у всех разные волосы, и их цвет не совпадает с фамилией.
– Ты прав, – ответил ему черноволосый мальчик.
Определите цвет волос каждого.
Ответ:
Л4. На столе лежит в ряд квадрат, круг и треугольник (в таком порядке). Одна из фигур красного цвета, другая – желтого, третья – синего. Квадрат не красный, с одной стороны от синей фигуры лежит желтая, а с другой – красная. Определите цвет каждой фигуры.
Ответ: квадрат желтый, круг синий, треугольник красный.
5. Истории математики.
И1. Кто автор знаменитого бинома?
Ответ: И.Ньютон.
И2. Кого называют математиком из Сиракуз?
Ответ: Архимед.
И3. Величайший математик XVIII в., родившийся в Швейцарии, считавший Россию второй родиной. С помощью его “изображения” мы легко решаем логические задачи.
Ответ: Леонард Эйлер.
И4. Французский ученый, который изобрел метод координат.
Ответ: Рене Декарт.
И5. Кому принадлежат слова: “Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять”?
Ответ: Рене Декарт.
6. Задачи на смекалку.
С1. Число 666 увеличить в полтора раза, не производя никаких арифметических действий?
Ответ: перевернуть, будет 999.
С2. Может ли дробь, в которой числитель меньше знаменателя, быть равной дроби, в которой числитель больше знаменателя?
Ответ: Может,
С3. Президент кондитерской компании спрашивает:
“Чье предложение принять, если первый лидер предлагает за продукцию (22)4 тыс. руб., а второй – ((22)2)2 тыс. руб.?
Ответ.
7. Чисел и числовых множеств.
Ч1. Что больше: 1020 или 2010?
Ответ: 1010 х 1010 >1010 х 210.
Ч2. Тремя тройками, не употребляя знаков действий, записать, возможно, большее число.
Ответ: 333.
Ч3. Как изменится дробь, если ее увеличить на знаменатель?
Ответ: увеличится на 1.
Ч4. Арбуз на 3/4 кг тяжелее 3/4 этого арбуза. Сколько весит арбуз?
Ответ: 3 кг.
Источники информации:
- Интернет ресурсы.
- Т.Г.Власова. “Предметная неделя математики в школе”. Издательство “Феникс” 2007.
- Т.Д.Гаврилова. “Занимательная математика”. Издательство: “Учитель” 2003.