Роль информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога дополнительного образования по здоровьесбережению учащихся

Разделы: Школьная психологическая служба


I. ВВЕДЕНИЕ

1. Актуальность здоровьесбережения учащихся.

Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней и дефектов, но еще и физическое, социальное и душевное благополучие. Еще Гиппократ говорил: “Бессмысленно лечить глаза без головы, голову без тела, тело без души”.

В сегодняшнем активно развивающемся мире особо актуальным стал вопрос здоровьесбережения подрастающих граждан России. Уделение внимания проблемам образования и здоровья наших детей – забота о завтрашнем дне.

Современный человек испытывает воздействие разнообразных стрессорных факторов, к числу которых относятся психоэмоциональные, социально-бытовые, производственные. Постепенно организм перестает справляться с перегрузками, его защитные силы ослабевают, - на этом фоне развиваются многие психосоматические заболевания.

Согласно данным, представленным на заседании Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации 1 июля 1998 года, до 60% подростков страдают хроническими заболеваниями. Распространенность нервно-психических нарушений среди подростков (главным образом, пограничных психических расстройств) достигает 79% .[9]

Стремительно развивающаяся информационная среда с каждым днем усиливает влияние на содержание образовательных программ и сам процесс обучения. В этих условиях остро встают вопросы повышения эффективности усвоения учащимися большого потока знаний, адаптации детского организма к повышающимся стрессовым нагрузкам. В целом возрастает значимость сохранения психосоматического здоровья детей.

Психологом ставится задача, чтобы все аспекты разрабатываемой миссии были практико - ориентированными, т.е. работали бы активно и целенаправленно на конкретный результат, каковыми является снижение уровня тревожности учащихся, повышение их адаптационных возможностей, устойчивость перед стрессами, повышение качества образования. Использование передовых психолого-педагогических способов обучения и воспитания подразумевает разработку дальней перспективы развития основного и дополнительного образования. Важным компонентом образования является воспитание зрелой социализированной личности, способной креативно мыслить и свободно ориентироваться в условиях динамично меняющейся жизни. Применение информационно-коммуникационных технологий дает возможность намечать реальные задачи подготовки и адаптации учащихся к взрослой жизни, с учетом индивидуального психологического профиля ученика через отслеживание динамики его развития.

Актуальность темы обусловлена следующими важнейшими причинами:

1. Социально-педагогическими факторами:

Поскольку учащиеся учреждения дополнительного образования – это ученики школ, то объяснимо, что школа, составляющая социальную среду, в которой дети находятся в продолжение значительной части времени, нередко создает для них психологические трудности. По данным Конференции ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), для детей школа оказывается причиной четырех комплексов проблем.

Первый из них связан с поступлением в школу, из-за перехода от игры к труду, от семьи к коллективу, от нестесненной активности к дисциплине. При этом степень трудности приспособлений ребенка зависит от того, в какой мере готовили ребенка к школе.

Во-вторых, ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Нажим родителей, учителей, одноклассников тем сильнее, чем более развито общество и сознание необходимости образования.

В-третьих, “технизация” общества, требующая усложнения школьных программ, ее компьютеризация резко увеличивает трудности усвоения школьных знаний.

В-четвертых, из-за присутствия в школе элемента соревнования, связанного с ориентацией на высокие показатели, отстающих часто осуждают. У таких детей может развиться самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности: они смиряются с ролью неудачников, неуспевающих и недостойных любви, что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск развития психосоматических расстройств.

Все четыре комплекса проблем способствуют повышению уровня тревожности учащихся. И это еще одна из причин стрессового состояния человека. Как правило, человек с высоким уровнем тревожности не умеет строить свои отношения с окружающей средой.

Дети, выбирающие дополнительное образование, как правило, находят себя в интересной для них деятельности, получая позитивные результаты, они становятся участниками ситуации успеха, которая, в свою очередь, способствует повышению самооценки и мотивации достижения. Но и в дополнительном образовании есть свои трудности для учащихся, такие как страх публичного выступления, тревожность конкурсного участия, аттестационные испытания. Эти факторы часто становятся помехой на пути развития креативности, творческого проявления учащихся. Все перечисленное выше заставляет задуматься о том, как облегчить процессы адаптации учащихся, снизить уровень тревожности детей и подростков, создать условия для их гармоничного развития более эффективными методами и в наикратчайшие сроки.

1.2. Неблагополучная тенденция российских школьников к растрачиванию своего здоровья на употребление никотина, алкоголя, наркотиков. Как показывают исследования отношений учеников к употреблению перечисленных веществ, картина складывается удручающая (Приложение 1). В среде творческих людей, т.н. богемы, распространено употребление наркотических веществ, как стимула для более высокого уровня творческих проявлений. А это, в свою очередь, может стать негативным примером для творческих учащихся, которые видят такие примеры с экранов телевизоров, в журналах, в исторических источниках. Это заставляет искать новые, наиболее эффективные методы профилактики алкоголизма, табакокурения и наркомании среди молодежи.

1.3. Попытка поиска новых, интересных и актуальных форм психологической работы, способствующей развитию адаптационных возможностей и одновременно формированию личностных качеств учащихся. В настоящее время эта тема является одной из недостаточно разработанных. Актуальность применения ИКТ состоит в том, что для подростков компьютерная среда является очень привлекательной. Об этом говорит обилие материалов и в журналистике, и на телевидении, и во всех сферах нашей жизни. В связи с этим возникает проблема необходимости не только развития адаптационных возможностей, но и реализации на практике в виде тренинговых занятий, что способствует более успешной адаптации учащихся к будущей самостоятельной жизни.

1.4. Приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения, определяемыми Департаментом образования (здоровьесберегающие технологии, экологическая культура, информационная среда).

Таким образом, назрела необходимость введения в практику использования информационно-коммуникационных технологий с целью поиска новых путей реализации и развития адаптационных возможностей детей, поддержанию их физического, психологического и социального здоровья. Известны различные подходы к построению здоровьесберегающих программ. Опыт показывает, что не все обучающие подходы и стратегии могут быть эффективными применительно к здоровьесбережению. Наименее всего в существующих ныне образовательных проектах разработаны вопросы о снятии избыточного напряжения с ребенка, об обучении его методам противодействия стрессу, в том числе и информационному, не говоря уж о выработке навыков саморегуляции.[15]

Взятые за основу программы ИБИС и “Сталкер”, разработанные научно-производственной фирмой “Амалтея” (Санкт-Петербург), сертифицированные “Учсерт” Российской Академии Образования, позволяют при минимальных временных затратах обеспечить максимальную эффективность коррекционно-профилактической работы. Кроме названных программ в работу введено использование презентаций, интерактивной доски и возможности локальной сети, что является новшеством в применении данных программ. (Приложение 10)

Поэтому целью внедрения ИКТ в работу психолога по здоровьесбережению учащихся является: определение степени эффективности использования ИКТ в работе по здоровьесбережению учащихся.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать влияние занятий с использованием ИКТ на уровень соматической заболеваемости учащихся.
  2. Отследить динамику развития интеллектуального и личностного развития учащихся коррекционных групп через организацию психолого-педагогического сопровождения.
  3. Определить степень влияния занятий по антистрессовой подготовке на мотивацию достижения успеха.
  4. Соотнести степень влияния занятий на основе ИКТ со снижением стрессорного воздействия в условиях конкурсной и концертной деятельности.
  5. Выявить уровень влияния применения ИКТ на формирование волевых и мировоззренческих качеств, позволяющих избежать вовлечения учащихся в наркоманию, алкоголизм и табакокурение.
  6. Оценить достижения результата.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Проблемы здоровья школьников.

Одной из важнейших задач школы, в соответствии с целями происходящей ныне реформы образования в России, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. В последние годы интерес к проблеме здоровья школьников заметно повысился. Во многих регионах страны появляются различные программы, направленные на укрепление здоровья. Часто инициатива проведения этих программ принадлежит системе образования, ее руководители гордятся такими программами. Образовательному учреждению также становится престижно называть себя “школой здоровья”. Учителя охотно принимают участие в организации “уроков здоровья” и во внеклассных мероприятиях по данной тематике. Почему такой интерес к проблеме? Состояние здоровья детского населения страны вызывает очень серьезные опасения специалистов. (Приложение 9)

2. Стрессорные факторы возникновения проблем учащихся.

В дополнительном образовании проблема перегрузок так же актуальна, т.к. учащиеся в дополнительном образовании совмещают обучение в общеобразовательной школе с занятиями по развитию творческих способностей.

Специфика проблем учащихся в дополнительном образовании:

- Самоопределение. Дети стоят перед выбором вида деятельности, пробуют свои силы в разных объединениях. Часто бывает, что в дополнительное образование дети – младшие школьники – попадают по настоянию и желанию родителей, которые считают, что у ребенка есть способности к тому или иному виду творчества. В этом случае мотивация ребенка является внешней, и задача педагога и психолога в том, чтобы перевести мотивацию ребенка из внешнего уровня на внутренний, т.е. создать ситуацию успеха, тем самым замотивировать на достижение успеха.

- Работа в режиме повышенных нагрузок. Часто учащиеся в дополнительном образовании совмещают обучение в нескольких видах творчества. Это требует умения рационально распределять свое время, чтобы быть успешными везде, при этом иметь время для прогулок и семейного общения. При выборе нескольких видов деятельности ребенку необходимо научиться снимать напряжение и овладеть навыками саморегуляции.

- Конкуренция. В отличие от общеобразовательной школы, где одаренные и творческие личности рассредоточены в массе “средних” учеников, в дополнительном образовании собрано большинство творческих личностей, которые переживают условия конкуренции среди равных. И если конкуренция приобретает негативный характер, то во избежание возникновения психических расстройств у детей необходимо владение навыками саморегуляции.

- Стрессовые состояния в условиях конкурсных испытаний. Учащиеся в дополнительном образовании наряду с контрольными работами, экзаменационными испытаниями в общеобразовательной школе оказываются участниками выставок, конкурсов, концертной деятельности. Это влечет повышенные эмоциональные нагрузки и может порождать разного рода страхи и психологические барьеры в развитии учащихся.

Учащиеся в системе дополнительного образования, в частности в Доме детского творчества, где педагогом-психологом работает автор, в большинстве своем - неординарные творческие личности, для которых свойственны такие психические качества, как высокая самооценка, лидерские притязания, высокая “Я-концепция” (Приложение 2). Таким ребятам совсем не легко, вопреки мифу о том, что “талант сам пробьет себе дорогу”, проявлять свои способности из-за неконформности, свойственной личности с перечисленными качествами. Находясь в среде, требующей соблюдения определенных норм и правил, у таких личностей зачастую возникает серьезный внутриличностный конфликт. (Приложение 13)

3. Угроза роста наркотизации общества.

Для уменьшения поведенческих рисков разработаны различные психолого-педагогические формы уроков и тренингов, эту цель преследует даже отдельный предмет школьной программы: ОБЖ. Если мы посмотрим на трансляцию культуры здоровья на уроке, то картина выглядит следующим образом: задача учителя — передать знания о здоровье и проверить, насколько хорошо они усвоены. Учитель не проверяет, насколько они “вписались” в структуру установок ученика и как они повлияли на его поведение. Представляется, что при трансляции культуры здоровья в рамках и стилистике традиционного урока его эффективность не превышает эффективности надписи: “Минздрав предупреждает…”, на стенде, где рекламируются сигареты.

Плохое понимание общественного запроса и неумение “найти себя” в этом мире часто приводят к депрессивным состояниям и поведенческим рискам, опасным для здоровья. [11]

Таким образом, сложившаяся ситуация в обществе и, в частности, в образовании (как общем, так и дополнительном) требует незамедлительного вмешательства в разрешение накопившихся проблем со здоровьем учащихся, как со стороны государства, так и со стороны специалистов, работающих в образовании. Так в Доме детского творчества работает молодёжное объединение ВЕК (“Волонтёрское единство Когалыма”) (Приложение 16).

Использование ИКТ в практике педагога-психолога по поддержанию здоровья учащихся.

Как было указано выше, здоровье учащихся требует повышенного внимания со стороны всех взрослых участников образовательного процесса: педагогов, родителей, педагогов-психологов. В частности, деятельность педагога-психолога заключается в психологическом сопровождении образовательного процесса, которое строится на применении информационно-коммуникационных технологий: компьютерных здоровье сберегающих программ, компьютерной диагностики, использовании презентаций на интерактивной доске, работе в локальной сети и сети Интернет.

Снижение влияния стресса.

Решение специфических проблем учащихся в дополнительном образовании: самоопределение, многократно увеличенные нагрузки, конкуренция и напряженность конкурсной и концертной деятельности происходит следующим образом.

На основе педагогического наблюдения учащихся педагогу-психологу поступает запрос от педагога объединения, что есть такие учащиеся, которые при наличии высоких способностей, творческом потенциале не принимают участия в концертах, конкурсах, выставках, конференциях, тем самым замыкаются в узком круге “умения для себя”. Таким учащимся можно помочь, пригласив в группу ИБИС. В начале каждого учебного года проводится вводная диагностика уровня тревожности, уровня мотивации учащихся. Перед педагогом-психологом стоит задача выявления учащихся с повышенным уровнем тревожности, барьером публичности, а затем проведение их по программе.

Как показывает практика, по окончании курса занятий уровень тревожности приходит в норму, дети, овладевшие саморегуляцией, успешно справляются с разного рода испытаниями в обучении (Приложение 6).

Диагностика мотивации учащихся (Приложение 7) позволяет понять, что на первом и втором годах обучения необходима работа по формированию внутренней мотивации учащихся.

Преодоление проблемы по снижению уровня внутриличностного конфликта – еще одна из задач, решаемая с помощью биоуправления и саморегуляции в антистрессовой подготовке учащихся. Как показывает диагностика, после окончания курса занятий у учащихся значительно снижается коэффициент выраженности внутриличностных конфликтов, а это, в свою очередь, приводить к внутреннему равновесию, позволяющему позитивно решать возникающие проблемы.

Учреждение дополнительного образования, каковым является Дом детского творчества, не остается в стороне от поставленных целей. В 2008-2009 учебном году в Доме детского творчества начата работа по созданию индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Цель его создания – достижение определенного результата, который наметил себе учащийся. ИОМ составляется пока только для учащихся, имеющих высокий уровень успешной творческой деятельности. В перспективе разработка ИОМ предполагается для учащихся разного уровня подготовки: отстающих, опережающих, одаренных. Обзорно можно описать эту работу по следующему алгоритму:

- учащийся, педагог и педагог-психолог совместно определяют, какая цель стоит перед учащимся. Учащийся самостоятельно формулирует, чего он желает достичь в своем творчестве (например, участвовать во Всероссийском конкурсе народных ансамблей).

- затем намечаются шаги, необходимые для достижения цели со стороны учащегося, со стороны педагога, со стороны педагога-психолога.

- исходя из намеченного, создается программа выполнения задач по достижению цели (индивидуальное расписание, система домашних мини-упражнений, ведение дневника со сроками выполненных шагов и оценка их результативности, расписание занятий с психологом).

- поэтапная оценка достижений учащегося самим учащимся, педагогом и психологом.

ИОМ позволяет отследить изменения, как в творческой деятельности ребенка, так и в его психическом развитии.

О результативности внедрения индивидуального образовательного маршрута пока говорить рано, но можно спрогнозировать снижение уровня тревожности, улучшение психоэмоционального состояния и, как следствие, повышение социальной активности ученика. Такой прогноз обоснован показателями итоговой диагностики уровня школьной тревожности и психоэмоционального состояния учащихся, прошедших по программе ИБИС (Приложение 8).

Антинаркотическая программа

Творческие личности, т.е. учащиеся в дополнительном образовании, имеют свои специфические психологические качества, о которых говорилось выше: ранимость, высокую “Я-концепцию”, подвержены разного рода нервным срывам и, следовательно, могут быть подвержены риску ухода в депрессивные состояния, которые, как известно, часто толкают человека обращаться к психоактивным веществам. Во избежание такого выбора, в психологическом сопровождении образовательного процесса предусмотрено использование антинаркотической программы “Сталкер”, так же разработанной НПФ “Амалтея”. Программа “Сталкер” является победителем конкурса по разработке и внедрению в Санкт-Петербурге инновационных программ (проектов) в области профилактики наркомании в 2002 и 2003 годах и открытого конкурса по федеральной целевой программе “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы” Министерства образования и науки РФ в 2004 году.

Данная программа обеспечивает профилактику вовлечения в потребление психоактивных веществ, формирует ценностное отношение к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, мировоззренческие позиции, позволяющие противостоять давлению внешней среды, выработке конструктивных поведенческих стратегий в эмоционально напряженных, провоцирующих и конфликтных ситуациях. [20]

Программа “Сталкер” используется в работе с молодежными объединениями, такими, как объединение ВЕК (“Волонтерское единство Когалыма”). Как показывает мониторинг, профилактическое значение работы по антинаркотической программе дает убедительные положительные результаты (Приложение 9). Волонтерами был проведен ряд социологических исследований среди учащихся старших классов образовательных учреждений города, на основании результатов которых можно судить об общей картине наркотизации молодежи в городе (Приложение 1-А). Дальнейшее развитие эта сфера деятельности волонтеров получила в создании городской лекторской группы при антинаркотической комиссии города, руководителем которой в 2006-2007 учебном году бала автор данной работы. Всего за 2006-2007 учебный год лекторами было проведено 45 лекций по антинаркотической тематике.

Использование информационно-коммуникационных технологий предполагает не только работу с компьютерными программами научно-производственной фирмы “Амалтея”, но и создание презентаций для интерактивной доски в теоретическом блоке программы ИБИС, а так же проведение психофизиологического тренинга в режиме on-line благодаря возможностям локальной сети, имеющейся в учреждении.

Дело в том, что теоретический блок программы ИБИС в его оригинальном варианте представлен довольно сухо и, по практике предыдущих занятий, вызывает слабый эмоциональный отклик учащихся: заметно снижение интереса ко второму–третьему занятию. Использование презентаций именно в теоретическом блоке позволяет мотивировать учащихся с первых минут занятия и поддерживать эту мотивацию на протяжении всего теоретического материала. Интерактивная доска делает презентации более наглядными, т.к. имеет преимущества перед монитором компьютера своими размерами, меньшей нагрузкой на зрение, может быть использован рукописный конспект, и при этом обладает всеми возможностями компьютера (режимы записи, выход в Интернет и т.д.). На данном этапе создано девять презентаций для теоретического блока. Но это только начальная стадия использования презентаций, которая, безусловно, будет развиваться. Так же в перспективе планируется использование web-страниц с теоретическим материалом программы для домашнего пользования учащимися в сети Интернет.

Выведение игр в локальную сеть в блоке психофизиологического тренинга позволяет переводить индивидуальные занятия учащихся в групповой режим и при этом сохранять качество индивидуальной работы. Учащиеся могут находиться в разных кабинетах, а психолог на мониторе своего компьютера имеет возможность наблюдать за ходом тренинга. В случае возникновения затруднений у учащихся, психолог подходит к учащемуся с рекомендациями по применению приемов саморегуляции. Использование локальной сети позволяет избежать дополнительных мероприятий по организации занятий в практическом блоке программы: не нужно оборудовать компьютерный класс (или занимать имеющийся), не нужно изыскивать дополнительное время для проведения занятия в групповой форме, повышается пропускная способность времени занятия (пропорционально количеству автоматизированных рабочих мест).

Так же использование локальной сети позволяет выводить любую необходимую информацию для учащегося на его рабочее место.

Использование информационно-коммуникационных технологий, в частности, компьютерные диагностики, позволяют сократить время на обработку результатов до минимума и получить необходимые результаты измерений. В программе создается база данных по каждому участнику группы, на которого заводится карточка, где автоматически фиксируются все достижения ребенка в процессе каждой сессии (занятия), имеется возможность вывести через принтер графики, таблицы и иные характеристики, необходимые для анализа результата;

  • Улучшение психоэмоционального состояния по тесту Люшера.
  • Повышение работоспособности по тесту Ландольта.
  • Формирование адаптивного типа взаимоотношений и рост самооценки по коллективной и семейной социографии.
  • Психолог может использовать тот набор психодиагностических методик, который отражает состояние и наличие тех или иных проблем у ребенка. (Приложение 11)

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе рассмотрено психологическое сопровождение учащихся с целью сохранения и поддержания их здоровья на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Итак, в качестве таких технологий представлены компьютерные программы антистрессовой подготовки ИБИС, “Сталкер”, мультимедийные формы проведения теоретических занятий по данным программам, предложено решение использования локальной сети и возможностей Интернет.

Литература – приложение 15.

Приложение 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15