Цели:
Образовательные:
- Активизация и обогащение словарного запаса по лексической теме «Игрушки». Совершенствование умения согласовывать слова в предложении, составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
- Закрепление понятий «предмет», «признак предмета», «действие предмета». Совершенствование умения выполнять звуковой и слоговой анализ и синтез слов.
- Закрепление умения работать над предложением: выполнять графическую схему предложения; составлять предложения к заданной схеме.
Коррекционные:
- Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
- Развитие фонематического анализа и синтеза.
- Закрепление грамматических категорий по теме «Игрушки»:
- Словоизменение: согласование существительных с числительными «два» и «пять».
- Словообразование: образование притяжательных прилагательных. - Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие логического мышления.
- Развитие связной речи.
Воспитательные:
- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
- Воспитание умения слушать друг друга.
- Создание положительных эмоций.
Оборудование: фланелеграф; кружк, обозначающие звуки слова; игрушки: машинка, кукла, мишка, пирамидка, кот, ёжик, кубики, мячик, ослик, зайчик, робот; пособие «телевизор»; серия сюжетных картинок (размер 40 х 25 см.); карточки, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета; «звуковые кубики», ширма.
Раздаточный материал: счетные палочки, звуковые линейки, звуковые пеналы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости (педагоги ДОУ). Чтобы они с вами познакомились, сейчас каждый из вас громко назовет свое имя и скажет, сколько в нем слогов.
Дети называют свои имена и определяют в них количество слогов. (Например: «Меня зовут Миша, в моём имени 2 слога»).
2. Загадки об игрушках.
- А теперь попробуйте угадать, кто же еще пришел к вам в гости.
(Логопед загадывает загадки):
«Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко.
Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней?» (Машина).
«Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу». (Медвежонок).
«Что все это значит? Дочка, а не плачет.
Спать положишь, будет спать день, и два, и даже пять». (Кукла).
«Стукнешь о стенку – а я отскочу,
Бросишь на землю – а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать я никак не хочу!» (Мячик).
«Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю, все с начала начинаю». (Кубики).
(После каждой отгаданной загадки из-за ширмы достаётся соответствующая игрушка).
Вопросы:
- Ребята, назовите одним словом, кто же еще пришел к нам в гости? (Игрушки).
- Для чего нужны игрушки? (Ответы детей)
3. Образование притяжательных прилагательных:
- Из чего могут быть сделаны игрушки? (Игра с мячом)
Кубики из дерева (какие?) – деревянные
Мячик из резины (какой?) – резиновый
Мишка из плюша (какой?) – плюшевый
Мышки из меха (какие?) - меховые
Кукла из соломы (какая?) – соломенная
Ведёрко из железа (какое?) – железное
Пирамидка из пластмассы (какая?) – пластмассовая
4. Сюрпризный момент.
- Вот еще одна загадка: «Что это такое?» (Вносится пирамидка без колец).
- Ребята, а вы знаете, почему у пирамидки нет колец? Сейчас я вам расскажу: жадный Бегемотик (показ соответствующей игрушки) забрал у нас все колечки и не хочет отдавать. Он согласился отдать кольца только при условии, если вы выполните все его задания. За каждое задание – одно колечко. Согласны?
5. Выделение 1-го звука из слов, характеристика данного звука.
Первое задание Бегемотика:
- Вы должны определить первый звук в названии игрушек и наклеить соответствующий звук – кружок на фланелеграф. («Самосвал, мишка, кубики, ослик, зайка, пирамидка, робот»).
(Гласный звук – кружок красного цвета; согласный твёрдый – кружок чёрного цвета; согласный мягкий – кружок синего цвета).
6. Пальчиковая гимнастика. (Развитие мелкой моторики рук)
«На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
И весёлый Чиполлино,
И котёнок, и слонёнок.
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать».
7. Звуковой анализ.
Следующее задание: выполнить звуковой анализ клички котенка - ВАСЬКА.
(Дети выполняют звуковой анализ с помощью звуковых линеек и пеналов).
Один ребенок выполняет задание у доски с помощью пособия «звуковые кубики», рисует на доске слоговую схему слова.
8. Фонематический синтез.
Игра «Живые звуки».
Дети выбирают кружки с символами звуков: [з], [а], [й], [к], [а], становятся по заданному порядку и произносят «свой» звук.
Остальные должны «прочитать» загаданное слово. При правильном ответе предъявляется игрушка «зайка» и возвращается очередное колечко.
9. Динамическая пауза.
А) «Мячик мой» (координация речи с движением):
«Друг весёлый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хорошо мячом играть» (В.Волина)
Б) «Шарик»:
(Логопед «надувает» шарики: дети встают, длительно произнося звук: «с-с-с…».
Затем шарики «протыкают»: дети медленно приседают, произнося звук: «ш-ш-ш…»).
10. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Игра «Телевизор».
На наборном полотне рассказ, составленный по серии сюжетных картинок («Кораблик»). Две картинки перепутаны. Дети должны установить правильную последовательность. Затем все картинки (по очереди) вставляются в пособие «телевизор».
- Дети, сейчас мы с вами посмотрим интересный мультфильм. Но вот беда: сломался звук. Нам надо выбрать диктора, который бы озвучил наш мультфильм. (Диктор выбирается считалочкой, которую произносят все дети:
«Мы со звуком [ш] играем. Слово к слову подбираем:
«шапка, шуба, шкаф, жетон! Выходи из круга вон!»).
Прежде чем приступить к «озвучиванию» мультфильма, ребенок должен объяснить, почему слово «жетон» оказалось лишним.
11. Согласование числительных «один», «два» и «пять» с существительными.
Детям предлагается положить на стол одну оранжевую палочку, две зеленые и пять белых.
Задание: “Игрушки перепутались и их надо сосчитать”.
Дети считают игрушки. Палочки служат зрительной опорой. (Можно сказать, что игрушки превратились в палочки).
Образец: “Одна кукла – две куклы – пять кукол”
кубик – юла – машинка – мяч – шарик – пирамидка - |
погремушка – мишка – самолётик – зайчик – матрёшка – собачка - |
12. Выполнение графической схемы предложения; составление предложений к заданной схеме.
– А теперь самое сложное задание:
Бегемотик хочет, чтобы вы составили предложение. Но не просто так, а чтобы первое слово обозначало признак предмета , второе – предмет , а третье – действие предмета .
(Дети придумывают слова, педагог выбирает лучшие. Затем рисуют схему предложения. Например: «Пушистый котик спит»).
13. Дифференциация звуков [р] – [л] (на слух)
“Молодцы! Вы собрали всю пирамидку! Но чего-то не хватает… (Верхушки). Сейчас вы попробуете догадаться, кто прячет верхушку нашей пирамидки”.
Педагог поочередно прикасается к игрушкам, произнося над каждой из них определённый слог: “ ра – ра – ра – ра – ла – ра – ра…”
(Верхушка пирамидки у мишки, так как над этой игрушкой был произнесен слог “ла”).
14. Итог занятия.
- Молодцы! Вы выполнили все задания, собрали всю пирамидку. Наши гости – игрушки наблюдали за вами, и им очень понравилось! Поэтому они решили остаться и поиграть с вами.
(Дети убирают рабочий материал со своих рабочих столов и берут игрушки).