Основы технологии исследовательской деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии


Пояснительная записка

В современной педагогике сегодня ярко просматривается ориентация на гуманитарную методологию, что в реальной практике позволяет дать возможность обучащимся приобщиться к духовному, исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений. Такую возможность дает правильно организованная исследовательская деятельность, которая может послужить отправной точкой к возникновению интереса к науке в широком смысле этого слова. Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность обучащихся, делают восприятие информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим. Исследовательская деятельность вносит разнообразие в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь, способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся.

Современная школа призвана обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. В связи с этим главная цель курса заключается в развитии познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Программа данного курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют следующие задачи:

  • Приобретение знаний о структуре учебно-исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации.
  • Овладение способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
  • Формирование и развитие ключевых компетентностей: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.
  • Содержание курса объединяет три тематических модуля. Все образовательные модули имеют деятельностно-практический характер, так как система занятий сориентирована на мотивацию к самообразованию, самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Программа курса рассчитана на 34 часа, из них 1 час - резервный.

В результате работы по программе курса "Основы технологии исследовательской деятельности " учащиеся должны знать:

  • структуру учебно-исследовательской деятельности;
  • основное отличие цели и задач исследовательской работы, объекта и предмета исследования;
  • структуру речевых конструкций гипотезы исследования;
  • основные информационные источники поиска необходимой информации; правила оформления списка используемой литературы; способы обработки и презентации результатов.

Учащиеся должны уметь:

  • определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого;
  • разделять исследовательскую деятельность на этапы;
  • самостоятельно организовывать деятельность по реализации исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и задач и др.)
  • выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
  • планировать и координировать совместную исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения - лидер, подчиненный);
  • пользоваться ресурсами интернет, библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска информации.

Оценивание происходит по результатам защиты исследовательских работ, которые выполняются в течение изучения курса.

Критерии оценивания

Критерий Что включает Количество баллов
Оформление работы Титульный лист 1
Наличие тезисов 1
Содержание 1
Введение 1
Выводы 1
Список литературы 1
Приложения 1
Структура работы Цель работы:

сформулирована четко

сформулирована не конкретно

не сформулирована

 

2

1

0

Задачи:

сформулированы четко

сформулированы не конкретно

не сформулированы

 

2

1

0

Формулировка проблемы  
Объект исследования  
Предмет исследования  
Логика изложения, убедительность рассуждений  
Выводы

сформулированы четко

сформулированы не конкретно

не сформулированы

 

2

1

0

Оценка достижений автора Использование знаний за пределами школьной программы 0-3
Научное и практическое значение результатов работы

результаты заслуживают практического применения

результаты можно использовать в учебной работе

результаты не заслуживают внимания

 

3

2

0

Новизна

получены новые теоретические результаты

разработан и выполнен эксперимент

имеется новый подход к решению известной проблемы

ничего нового

 

5

3

2

0

Эрудированность автора в рассматриваемой области Использование известных результатов и научных фактов 2
Знакомство с состоянием проблемы 2
Использование научных источников литературы 3
Четкость и логичность изложения Доклад выстроен четко и в пределах регламента 3
Доклад четкий, но растянут по времени 2
Доклад не четкий 1
Доклад сумбурный, не раскрывает хода работы 0
Умение отвечать на вопросы   0-3
Демонстрационный материал Выполнен четко и используется в ходе доклада 3
Выполнен четко, но не используется в ходе доклада 2
Выполнен не четко, не аккуратно 1
Отсутствует 0
Итого   50
  • 45-50 баллов - "Отлично";
  • 40-44 балла - "Хорошо";
  • 30-39 баллов - "Удовлетворительно";
  • Менее 30 баллов - "Неудовлетворительно"

Тематическое планирование курса

№ п/п Содержание Общее кол-во часов В том числе
теория практика
  Введение 2    
1. Знакомство с деятельностью "Школьной магистратуры"   1  
2. Цель, задачи курса; специфика занятий   1  
  Структура, содержание, этапы выполнения исследовательской деятельности 21    
3. Реферат. Виды рефератов: продуктивные и репродуктивные, монографические и обзорные; автореферат   1  
4-5. Требования к реферату: композиция, методологический уровень, содержание, библиография, язык изложения, представление материала, оформление, объем.   1  
6-7. Работа в группах: определение соответствия предложенных рефератов основным требованиям.     2
8. Структурные элементы исследовательского проекта: титульный лист, оглавление/план/содержание, перечень сокращений, терминов   1  
9-10. Вводный фрагмент введения. Структура доказательств актуальности темы. Описание проблемной ситуации, ее идентификация.   2  
11. Работа в группах: по предложенным темам мини-проектов описать актуальность темы и идентифицировать проблемную ситуацию.   1  
12-14. Научный аппарат введения: формулировка противоречия, проблемы, темы, цели, объекта, предмета, задач исследования.   3  
15-16. Работа в группах: по заданным темам определить цель, объект, предмет, задачи исследования.     2
17. Методы и этапы исследования, практическая и теоретическая значимость, научная новизна.   1  
18. Заключительный фрагмент введения: общая характеристика структуры и содержания работы.   1  
19. Основной текст работы с разбивкой на разделы. Заключение.   1  
20. Основные источники получения информации.   1  
21. Определение информационного запроса.     1
22. Поиск информации по ключевому слову в библиотечных каталогах.     1
23. Поиск информации в Интернет     1
  Представление результатов исследования 10    
24-25. Оформление списка литературы   2  
26-27. Оформление текста и графической информации.   2  
28-29. Язык и стиль научного изложения.   2  
30-31 Устное выступление: структура, содержание.   2  
32-33 Защита проектов. Научно-практическая конференция. 2    
  Резервное время 1    

Литература для учителя.

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006.
  2. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/ авт.-сост. Н.И. Панютина и др. - Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Учителю и ученику о реферате: методическая разработка/ авт.-сост. Н.П.Викулова - УрГПУ, 2001.
  4. Формирование проектных умений школьников: практические занятия/ авт-сост. С.Г.Щербакова. - Волгоград: Учитель, 2009
  5. Чуракова Н.И. Основы технологии самостоятельной учебной деятельности: учебно-методические материалы. - УрГПУ, Екатеринбург, 2007.