Пояснительная записка
В современной педагогике сегодня ярко просматривается ориентация на гуманитарную методологию, что в реальной практике позволяет дать возможность обучащимся приобщиться к духовному, исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений. Такую возможность дает правильно организованная исследовательская деятельность, которая может послужить отправной точкой к возникновению интереса к науке в широком смысле этого слова. Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность обучащихся, делают восприятие информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим. Исследовательская деятельность вносит разнообразие в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь, способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся.
Современная школа призвана обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. В связи с этим главная цель курса заключается в развитии познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Программа данного курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют следующие задачи:
- Приобретение знаний о структуре учебно-исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации.
- Овладение способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
- Формирование и развитие ключевых компетентностей: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.
- Содержание курса объединяет три тематических модуля. Все образовательные модули имеют деятельностно-практический характер, так как система занятий сориентирована на мотивацию к самообразованию, самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Программа курса рассчитана на 34 часа, из них 1 час - резервный.
В результате работы по программе курса "Основы технологии исследовательской деятельности " учащиеся должны знать:
- структуру учебно-исследовательской деятельности;
- основное отличие цели и задач исследовательской работы, объекта и предмета исследования;
- структуру речевых конструкций гипотезы исследования;
- основные информационные источники поиска необходимой информации; правила оформления списка используемой литературы; способы обработки и презентации результатов.
Учащиеся должны уметь:
- определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого;
- разделять исследовательскую деятельность на этапы;
- самостоятельно организовывать деятельность по реализации исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и задач и др.)
- выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
- планировать и координировать совместную исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения - лидер, подчиненный);
- пользоваться ресурсами интернет, библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска информации.
Оценивание происходит по результатам защиты исследовательских работ, которые выполняются в течение изучения курса.
Критерии оценивания
Критерий | Что включает | Количество баллов |
Оформление работы | Титульный лист | 1 |
Наличие тезисов | 1 | |
Содержание | 1 | |
Введение | 1 | |
Выводы | 1 | |
Список литературы | 1 | |
Приложения | 1 | |
Структура работы | Цель работы: сформулирована четко сформулирована не конкретно не сформулирована |
2 1 0 |
Задачи: сформулированы четко сформулированы не конкретно не сформулированы |
2 1 0 |
|
Формулировка проблемы | ||
Объект исследования | ||
Предмет исследования | ||
Логика изложения, убедительность рассуждений | ||
Выводы сформулированы четко сформулированы не конкретно не сформулированы |
2 1 0 |
|
Оценка достижений автора | Использование знаний за пределами школьной программы | 0-3 |
Научное и практическое значение
результатов работы результаты заслуживают практического применения результаты можно использовать в учебной работе результаты не заслуживают внимания |
3 2 0 |
|
Новизна получены новые теоретические результаты разработан и выполнен эксперимент имеется новый подход к решению известной проблемы ничего нового |
5 3 2 0 |
|
Эрудированность автора в рассматриваемой области | Использование известных результатов и научных фактов | 2 |
Знакомство с состоянием проблемы | 2 | |
Использование научных источников литературы | 3 | |
Четкость и логичность изложения | Доклад выстроен четко и в пределах регламента | 3 |
Доклад четкий, но растянут по времени | 2 | |
Доклад не четкий | 1 | |
Доклад сумбурный, не раскрывает хода работы | 0 | |
Умение отвечать на вопросы | 0-3 | |
Демонстрационный материал | Выполнен четко и используется в ходе доклада | 3 |
Выполнен четко, но не используется в ходе доклада | 2 | |
Выполнен не четко, не аккуратно | 1 | |
Отсутствует | 0 | |
Итого | 50 |
- 45-50 баллов - "Отлично";
- 40-44 балла - "Хорошо";
- 30-39 баллов - "Удовлетворительно";
- Менее 30 баллов - "Неудовлетворительно"
Тематическое планирование курса
№ п/п | Содержание | Общее кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
Введение | 2 | |||
1. | Знакомство с деятельностью "Школьной магистратуры" | 1 | ||
2. | Цель, задачи курса; специфика занятий | 1 | ||
Структура, содержание, этапы выполнения исследовательской деятельности | 21 | |||
3. | Реферат. Виды рефератов: продуктивные и репродуктивные, монографические и обзорные; автореферат | 1 | ||
4-5. | Требования к реферату: композиция, методологический уровень, содержание, библиография, язык изложения, представление материала, оформление, объем. | 1 | ||
6-7. | Работа в группах: определение соответствия предложенных рефератов основным требованиям. | 2 | ||
8. | Структурные элементы исследовательского проекта: титульный лист, оглавление/план/содержание, перечень сокращений, терминов | 1 | ||
9-10. | Вводный фрагмент введения. Структура доказательств актуальности темы. Описание проблемной ситуации, ее идентификация. | 2 | ||
11. | Работа в группах: по предложенным темам мини-проектов описать актуальность темы и идентифицировать проблемную ситуацию. | 1 | ||
12-14. | Научный аппарат введения: формулировка противоречия, проблемы, темы, цели, объекта, предмета, задач исследования. | 3 | ||
15-16. | Работа в группах: по заданным темам определить цель, объект, предмет, задачи исследования. | 2 | ||
17. | Методы и этапы исследования, практическая и теоретическая значимость, научная новизна. | 1 | ||
18. | Заключительный фрагмент введения: общая характеристика структуры и содержания работы. | 1 | ||
19. | Основной текст работы с разбивкой на разделы. Заключение. | 1 | ||
20. | Основные источники получения информации. | 1 | ||
21. | Определение информационного запроса. | 1 | ||
22. | Поиск информации по ключевому слову в библиотечных каталогах. | 1 | ||
23. | Поиск информации в Интернет | 1 | ||
Представление результатов исследования | 10 | |||
24-25. | Оформление списка литературы | 2 | ||
26-27. | Оформление текста и графической информации. | 2 | ||
28-29. | Язык и стиль научного изложения. | 2 | ||
30-31 | Устное выступление: структура, содержание. | 2 | ||
32-33 | Защита проектов. Научно-практическая конференция. | 2 | ||
Резервное время | 1 |
Литература для учителя.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006.
- Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/ авт.-сост. Н.И. Панютина и др. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Учителю и ученику о реферате: методическая разработка/ авт.-сост. Н.П.Викулова - УрГПУ, 2001.
- Формирование проектных умений школьников: практические занятия/ авт-сост. С.Г.Щербакова. - Волгоград: Учитель, 2009
- Чуракова Н.И. Основы технологии самостоятельной учебной деятельности: учебно-методические материалы. - УрГПУ, Екатеринбург, 2007.