Задачи:
- Образовательные: закрепить знания детей о малых формах фольклора: русскими народными песенками, загадками, небылицами, потешками.
- Развивающие: развивать умение сочинять описательные загадки.
- Воспитательные: воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Предварительная работа: чтение и заучивание русских народных песенок, потешек, загадок, небылиц.
Ход занятия
Звучит русская народная песня (на усмотрение воспитателя).
Вбегает Петрушка (воспитатель).
Петрушка: Здравствуйте ребята! Я услышал задорную, весёлую песню и прибежал сюда к вам! Она мне очень нравится. Ведь я всегда на народных гуляньях пою песни, рассказываю потешки, прибаутки, небылицы.
А можно я у вас погощу?
Ну тогда я вас позабавлю, да потешу!
А посмотрите, какая у меня катомка красивая.
А хотите узнать, что у меня в ней лежит? (достаёт дудочку и играет русскую народную песенку (на усмотрение воспитателя, например "Петушок, петушок:")).
Петрушка: Ребята, а вам знакома эта песенка. А кто знает как называется мой музыкальный инструмент?
А хотите вместе со мной сыграть и спеть эту песенку?
Я вижу у вас много музыкальных инструментов, выберите себе русский народный инструмент какой хотите. (дети берут свистульки, ложки, бубны, колокольчики, трещотки и др.). (Можно спросить несколько детей, как называется музыкальный инструмент, который они выбрали).
Петрушка: Слова в этой песне добрые и ласковые, а значит мы, как будем петь её?
Молодцы, ребята, настоящий русский народный ансамбль у нас получился!
Петрушка: Сяду с вами я на лавку, с вами вместе посижу, загадаю вам загадки, кто смышленей - погляжу!
(загадывает загадки).
Петрушка: Ай да молодцы, ох и смекалисты.
Петрушка: Ребята, а может кто-то из вас знает, чем загадка отличается от простых вопросов? (в загадке задуманный предмет описывается, называются его характерные признаки, черты).
Петрушка: Ребята, я вижу у вас много игрушек . А можете сами про какую-нибудь игрушку загадку сочинить?
А кто отгадает, тот аплодисменты получает!
(дети сочиняют загадки).
Петрушка: А сейчас!
Выходи играть - ребята,
Выходи играть - девчата,
Лента яркая - атлас,
Закружит всех дружно нас!
Проводится русская народная игра "Карусель". (К обручу привязаны атласные яркие разноцветные ленты. Каждый ребёнок берётся за одну ленту, говорят слова игры и идут по кругу).
"Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не бегите, карусель остановите.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!"
(игра проводится 2-3 раза).
Петрушка:
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выскочила палка с бабкою в руке,
И давай дубасить коня на мужике.
Петрушка: Ребята, знаете ли вы, что я вам сейчас рассказал? (небылицу).
А что такое небылица? (то чего на самом деле не может быть).
А может кто-нибудь из вас расскажет нам небылицу?
(два ребёнка заранее подготовленные рассказывают небылицы).
Петрушка: А чем вас развеселили небылицы? Чего из рассказанного не может быть?
Петрушка: Ребята, а вы гулять любите? А во что вы любите играть зимой? А когда на улице холодно вы гуляете? А знаете, что надо делать, чтобы мороз не морозил людей, чтобы потеплело и дети смогли гулять?
Люди всегда пели песни-заклички морозу, чтобы он не злился, был добрым.
Давайте с вами встанем в круг и попросим мороз сильно нас не морозить и дать нам погулять.
"Ты мороз-мороз-мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой.
Стужу уводи с собой.
Мы саночки возьмём
И на улицу пойдём.
Сядем в саночки-самокаточки.
Да с горки-то-ух!.. В снег пушистый - бух!"
(Дети проговаривают слова заклички второй раз вместе с воспитателем выполняя движения). (можно несколько раз).
Петрушка: Ребята, а вам понравилось со мной сегодня играть? А что вам больше всего запомнилось, понравилось?
Петрушка:
Делу время - потехе час!
Вот и кончился мой час!
А чтобы вы меня не забывали,
И в гости приглашали,
Подарю вам книжки с русскими народными потешками, небылицами, песенками, закличками!